II. Подготовительный этап Цель: подготовка речевого аппарата к автоматизации звука [с`]. 1.Мимические упражнения. Цель: подготовка органов артикуляции к речевой деятельности. 2.Дыхательная гимнастика. Цель: развитие правильного и плавного дыхания. 3.Развитие силы голоса. Цель: развитие силы голоса. 4.Осуществляет упражнения для мелкой моторики. Цель: развитие мелкой моторики обучающихся. 5.Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие мышц языка. | Наглядный, словесный, практический метод. Использование кинезиологических упражнений. Словесный. Практический. Работа под руководством учителя. Наглядный, практический. Использование игрового приема. Практический. Объяснительно-иллюстративный метод. | Ребята наш Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема). Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?). Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?). Подводит микро-итог: Чему мы учились, выполняя упражнения? Какие упражнения выполняли? Ребята, у нашего поросенка есть веселые друзья зайчики, которые хотят, чтобы вы их научили выполнять дыхательную гимнастику. Подводит микро-итог: Какое упражнение выполняли? Чему научились? Ребята, нашему поросёнку очень нравится кататься на лифте, и вам он решил предложить вместе с ним покататься Объясняет правильность выполнения упражнения: Когда поднимаемся вверх, произносим звук «А» от тихого к громкому, а когда опускаемся, произносим звук «У» от громкого к тихому. А У Подводит микро-итог: Какое упражнение выполняли? Что мы с вами тренировали сейчас? Ребята, поросёнок вам приготовил интересное задание с прищепками. Он просит, помочь животным найти свой хвостик. Подводит микро-итог: Какое задание мы выполняли? Ребята, для того чтобы Сёма пошел в гости ему нужно умыться, одеться, почистить зубки. Давайте научим его это делать. Упражнение: «Улыбка-трубочка». Упражнение «Лопаточка». Упражнение «Почистим нижние зубки». Упражнение «Горка». Подводит микро-итог: Какое упражнение выполняли? Что мы с вами тренировали сейчас? | Работают над мимическими упражнениями. Мимические упражнения для лица. Работают над дыханием: 1.Делают вдох через нос, выдох через рот; 2.Губы трубочкой, плечи расслаблены, спиной опираются на спинку стула; 3.Осуществляют выдох целенаправленный, не надувая щек. Дыхательную гимнастику. Учились правильно дышать. Внимательно слушают учителя и работают над силой голоса. Упражнение на развитие силы голоса. Голос. К каждой картинке подбирают животное и цепляют с помощью прищепки. Задание на развитие мелкой моторики. Работают с зеркалом. Артикуляционную гимнастику. Мышцы речевого аппарата. |
III. Основная часть. Цель: автоматизация звука [с`] в слогах и словах и словосочетаниях 1. Работа по теме. 2.Работа с профилем. Цель: формирование представлений о звуке [с`], его характеристика. 3.Развитие фонематического слуха. Цель: развитие умения различать звук «к» среди других звуков., развитие фонематического слуха. 4.Чтение слогов. Цель:развитие умения находить слоги , где присутствует дежурный звук, уметь произносить эти слоги. 5.Работа с картинками. 6.Видео-физминутка: «Хорошее настроение». 7.Звуко-буквенный анализ слова. | Наглядно-практический метод. Словесный. Наглядный. Практический. Словесный. Практический. Словесный. Практический. Практический. Словесный. Практический. Словесный. Практический. Наглядно-поисковый метод. Выделение существенных признаков предметов, объединение слов в группу. Практический.
Словесный. практический | Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а каким узнаете, прослушав стихотворение. Непоседа Васенька не сидит на месте. Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки. Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
Какой звук я выделила голосом? Сегодня на занятии у нас дежурным будет звук: «с». Ребята, а кто к нам сегодня на занятие пришел? А если ли в слове «поросёнок» звук [с`] ? -Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с`] Давайте посмотрим, как располагаются органы речи при произнесении звука [с`] Подводит микро-итог: Произносит звук [с`] вместе с детьми, осуществляет коррекционную работу, если это необходимо. Сейчас мы с вами будем давать характеристику дежурному звуку: 1.Какой это звук согласный/ гласный? 2.Какой звук мягкий / твердый? 3.Звонкий или глухой? 4.Каким сигналом обозначен? Подводит микро-итог: Что мы узнали о звуке [с`]? Поросенок Сёма придумал для своего друга Васи игру, и хочет с вами посоветоваться, как вы думаете, понравится ли Васи такая игра: я называю звуки, а вы когда услышите [с`] хлопайте в ладоши. К, Р, с`, М, Ш, с`, Л, С, Х, с`. Молодцы ребята. А теперь поросенок предлагает вам выделить звук [с`] среди слогов, когда вы услышите [с`] в слогах, то поднимите одну руку вверх, а если нет звука, сидите тихо. СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ- Ребята, наш поросенок уже отправился в путь, пока мы с вами находили звук среди слогов, он пришел на какую-то полянку, где нашел много разных предметов, которые он не знает, как называются. Я буду называть слова. Как только вы услышите звук [с’] будете хлопать в ладоши. СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ. Подводить микро-итог: Среди чего мы выделяли звук [с`]? Ребята, чтобы наш поросёнок отправился дальше в путь, ему нужно произнести необычное заклинание, давайте поможем ему. СЯ, СЮ, СЁ, ЯСЬ, ЮСЬ, ЁСЬ Поросёнок Сёма благодарит вас, что вы ему помогли произнести заклинание и теперь он может дальше отправиться в путь. Ребята, на пути поросёнку встретились необычные предметы, а также два его друга. Посмотрите что там нарисовано. Назовите, что там нарисовано. сирень, сито, апельсин, письмо, гусь, рысь Давайте распределим картинки по домикам. сирень апельсин гусь сито письмо рысь Подводит микро-итог: Чему учились, выполняя задание? Видео-физминутка «Две половинки». Ребята, перед тем как уйти поросёнок оставил вам какие интересное задание в конверте. Давайте, посмотрим, что там за задание. Он просит, чтобы вы сделали звуко-буквенный анализ слова (сито). Сколько слогов в слове? Где в слове дежурный звук? На какой слог падает ударение? Дадим характеристику этому слову: с [с`] – согласный, глухой, мягкий и [и] – гласный, ударный т [т] - согласный, твердый, глухой о [а] – гласный Подводит микро-итог: Какое задание мы сейчас выполняли? | Выделили звук «с». Поросёнок Сёма Да. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха язык не отрывается от зубов. Повторно произносят звук [с`] Согласный, потому что есть преграда – зубы. Мягкий. Глухой, потому что нет вибрации. зеленым Звук [с`]- согласный, мягкий, глухой. Выделяют звук [с`] среди других звуков. Выделяют звук [с`] в слогах. Выделяют звук [с`] среди других слов. Среди звуков, слогов и слов. Работали по картинкам, учились находить в словах звук [с`] Повторяют за героями физминутку. 2 слога. В начале слова. На первый слог. Давали характеристику звукам слова: «сито». |