II. Подготовительный этап Цель: подготовка речевого аппарата к автоматизации звука: «ш». | Наглядный, словесный, практический метод. Использование кинезиологических упражнений. Работа под руководством учителя. | 1.Мимические упражнения. А чтобы правильно и красиво говорить я вам предлагаю выполнить: «мимические упражнения для лица». Вы бросаете кубик, и какое настроение выпадает, то вы и будете изображать в зеркале. Подводит микро-итог: Какие упражнение выполняли? 2.Дыхательная гимнастика. А сейчас мы с вами выполним упражнение для развития дыхания. Мыльные пузыри. Я каждому из вас раздам по одной баночке мыльных пузырей, для выполнения дыхательной гимнастики. Вдох-через нос, выдох-через рот. Плечи не поднимаем и щеки не надуваем. Контролирует правильность дыхания. Подводит микро-итог: Какое упражнение выполняли? Чему учились? 3.Развитие силы голоса. Ребята, а теперь научимся говорить громко и тихо, и в этом нам поможет лифт. Объясняет правильность выполнения упражнения: Когда поднимаемся вверх по лифту, произносим звук «А» громко, а когда опускаемся, произносим звук «У» тихо. Подводит микро-итог: Какое упражнение выполняли? Чему учились, выполняя это упражнение? 4.Осуществляет упражнения для мелкой моторики. Баночки с крупами. Я насыпала в три стакана крупу. И в один из них положила предмет, который вы должны найти. Как вы думаете, для чего мы будем сейчас выполнять это задание? Подводит микро-итог: Какое задание мы выполняли? 5.Артикуляционная гимнастика. Ребята, а сейчас выполним упражнения для речевого аппарата. 1.улыбка-трубочка. 2.вкусное варенье. 3.чашечка. 4.грибочек. 5.качели. Подводит микро-итог: Какое упражнение выполняли? Что мы с вами тренировали сейчас? | Подбрасывают куб, и какое изображение выпадает, показывают в зеркале. Мимические упражнения для лица. Упражнение для развития дыхания. Учились правильно дышать. Упражнение на развитие силы голоса. Учились говорить громко и тихо. Выполняют мелкую моторику рук. Из каждой баночки достают по одному предмету. Упражнение на развитие мелкой моторики рук. Артикуляционную гимнастику. Мышцы речевого аппарата. |
III. Основная часть. Цель: автоматизация звука: «ш» в слогах и словах. | Наглядно-практический метод. | 3 этап. Основная часть. Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а каким узнаете, прослушав стихотворение. Кошка – ушки на макушке – Чутко дремлет на подушке. А вокруг такая тишь – Не шуршит под полом мышь. Какой звук я выделила голосом? Сегодня на занятии у нас дежурным будет звук: «ш». 2.Работа с профилем. А теперь давайте поработаем с зеркалами. 1.Посмотрите в зеркало и произнесите звук: «ш». 2.Как располагаются губы, при произношении звука? 3.Где находится язычок? 4.Какой он — узкий или широкий? 5. Твёрдый или мягкий? 6.Гласный или согласный звук: «ш»? Подводит микро-итог: Произносит звук: «ш» вместе с детьми, осуществляет коррекционную работу, если это необходимо. Сейчас мы с вами будем давать характеристику дежурному звуку: 1.Какой это звук согласный/ гласный? 2.Какой звук мягкий / твердый? 3.Звонкий или глухой? 4.Каким сигналом обозначен? Подводит микро-итог: Что мы узнали о звуке: «ш»? 3.Развитие фонематического слуха. Выделить звук: «ш» среди других звуков. Каждый раз, когда вы услышите звук: «ш», то хлопаете в ладоши. Ж, З, Ш, С, Ц, Ш, З, Щ, Ч, Ш. А теперь, когда вы услышите в слоге звук: «ш», то хлопаете в ладоши, а когда нет звука: «ш», вы сидите спокойно: ША, ЗУ, СЫ, ШУ, ЗА, ШО, ЖУ. Подводить микро-итог: Среди чего мы выделяли звук: «ш»? 4.Чтение слогов. Будем учиться читать слоги со звуком: «ш». Ш----А, Ш----О, Ш---У, Ш---И. 5.Работа с картинками. Ребята, на доске висят картинки, назовите их. Шапка, шар, карандаш, лягушка, ромашка, мышка. Давайте распределим картинки по домикам. Давайте распределим картинки по домикам. 6.Составление словосочетаний. Ребята, а теперь давайте составим словосочетания с картинками из домика. Шапка (какая?) Шар (какой?) Карандаш (какой?) Лягушка (какая?) Ромашка (какая?) Мышка (какая?) 7.Составление предложений. А теперь давайте составим предложения из словосочетаний. Теплая шапка. Новогодний шар. Синий карандаш. Зелёная лягушка. Белая ромашка. Серая мышка. | Вытягиваются трубочкой. Язык широкий, «чашечкой». Твёрдый. Согласный. Согласный. Твёрдый. Глухой. Синим. Согласный, твёрдый, глухой, обозначен синим сигналом. Выделяют звук: «ш» среди других звуков. Выделяют звук: «ш» среди слогов. Среди звуков и слогов. Читают слоги со звуком: «ш». Называют картинки, которые висят на доске и распределяют их по домикам. Зимняя, тёплая. Новогодний, красивый. Синий. Зелёная, мокрая. Белая, красивая. Маленькая, серая. Теплая шапка лежит в шкафу. Новогодний шар весит на ёлке. Синий карандаш лежит в пенале. Зелёная лягушка сидит на болоте. Белая ромашка растёт в поле. Серая мышка сидит в норке. |