Этап подготовительный | Наглядный, словесный, практический. Прием игра | Организует подготовительный этап занятия: Ребята, смотрите какие конверты нам передал Рыжик, давайте посмотрим что там? Организовывает работу над мимическими упражнениями: каждый учащийся достает карточки с настроением. Подводит микроитог: -Какое упражнение выполняли? -Чему учились, выполняя мимические упражнения? Осуществляет дыхательную гимнастику: - Ребята, а какое сейчас время года? - А как вы догадались? - А какая осенью погода? А давайте с вами разгоним все капельки дождя у тучки На столах у каждого лежит тучка. Контролирует правильность дыхания. Ребята, какие молодцы, разогнали все капельки у тучки, и теперь дождик будет идти намного реже. Подводит микроитог: Какое упражнение выполняли? Чему научились? Ну что, Рыжик очень любит приключения, идем дальше? Ребята, посмотрите какая высокая гора боюсь без помощи каждого из нас мы через нее не переберемся, а за нею ведь Рыжик подготовил еще целую массу разных заданий. Давайте все вместе дружно переберемся через гору. а у Объясняет правильность выполнения упражнения: у подножья горы вы произносите тихо букву «а», а у вершины громко - Какое упражнение выполняли? - Что мы с вами тренировали сейчас? - Молодцы, ребята, мы перебрались через гору и идем дальше. Осуществляет упражнения для мелкой моторики: - Ой, ребята, посмотрите кого позвал в гости Рыжик. Это его друзья – Капитошки. - У Капитошек от долгой дороги очень сильно все болит. И они нас просят сделать им массаж, ведь в плохом самочувствии они не смогут путешествовать дальше, поможем друзьям? - Какое упражнение выполняли? - Что мы с вами тренировали сейчас? - Капитошки вам очень благодарны, но посмотрите они приготовили вам еще одно задание и спрятали его где-то в классе. Вот карта, где лежит конверт с заданием, сможем найти? - Но что это?! … какие-то картинки. Вам они знакомы, ребят? Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше Организует артикуляционную гимнастику: Упражнение «Качели»: Улыбнитесь, открой рот, как при звуке [а]. Опустите широкий кончик языка за нижние зубки (с внутренней стороны) и подержите под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи пол счет «два». Повторите еще и еще раз! Молодцы! Упражнение «Маляр»; Во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя! Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны. (Упражнение выполняется с широко открытым ртом, 5-6 раз) Упражнение “Улыбочка-трубочка”; Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны. Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд). Упражнение «Грибочек». А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго. ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута. (5-7раз). Упражнение «Чистим зубы»: Чищу зубы, Чищу зубы. И снаружи… И внутри. Не болели, не темнели, Не желтели, чтоб они. - Какое упражнение выполняли? - Что мы с вами тренировали сейчас? Какие, ребята молодцы, а теперь Рыжик хочет чтобы мы отдохнули Проводит физминутку Ребята Рыжик тоже хочет научиться правильно и красиво говорить, возьмем его с собой? | Активно взаимодействую с учителем - - Это картинки эмоции Рыжика. Работают с мимическими упражнениями. - Мы выполняли мимическое упражнение - Тренировали мышцы лица Осень Листья опадают, меняю цвет и птицы улетают на юг: Дождливая. Работают над дыханием: Делают вдох через нос, выдох через рот; Губы трубочкой, плечи расслаблены, спиной опираются на спинку стула; Осуществляют выдох целенаправленный, не надувая щек. - Дыхательная гимнастика - Учились правильно дышать - Да Внимательно слушают учителя и работают над силой голоса - Развитие силы голоса - Сейчас мы тренировали голос. - Внимательно слушают учителя - логопеда -Мы выполняли упражнение для мелкой моторика - Тренировали пальцы рук - Это артикуляционная гимнастика Работают с учителем – логопедом и зеркалом. - Артикуляционную гимнастику - Мышцы речевого аппарата Выполняют физминутку - Да |
Основной этап | Словесный, наглядный, практический, исследовательский прием игра | Знакомит учащихся с дежурным звуком. Молодцы, ребята отправляемся дальше. Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а c каким ты узнаешь, выполнив задание: Рита Ручкою писала, Роза кРаской Рисовала: Вот какая Радуга, КРасотой нас Радует!
Какой звук мы с вами выделили голосом? Сегодня на занятии у нас дежурным звуком будет звук [р]. - Ребята, давайте вспомним кто нас позвал путешествовать? А, есть ли в слове «Рыжик», звук [р]? Осуществляет работу с профилем: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [р]; Посмотри и скажи, что делают губы при произношении звука [р]? Подводит микроитог: произносит звук с вместе с детьми, осуществляет коррекционную работу, если это необходимо. Ну, Рыжик заскучал и приготовил нам еще такое задание: Приготовьте свои сигналы, сейчас мы с вами будем давать характеристику дежурному звуку: Какой это звук согласный/ гласный? Какой звук мягкий / твердый? Звонкий или глухой? - Что мы узнали о звуке «р»? Ребята, посмотрите, какой красивый фонтан, а вместо воды в нем текут звуки. Возьмите в корзиночке, каждый себе по карточке, сейчас мы вместе с Рыжиком будем учиться выделять звук «р» среди других звуков, каждый раз, когда вы слышите звук «р», поднимаете карточку : Л, К, Р, Ш, Р, Ц, Л, М, Р, С. Молодцы. Какие помогли Рыжику, он тоже научится правильно говорить, ребята посмотрите, какая красивая дорожка, а из чего она состоит? Сейчас, когда вы услышите в слове звук «р», то улыбаетесь, а когда нет звука «р», вы сидите спокойно: ЖА, РА, ШО, ЖО, РУ, ЦА, ЗА, РО… -Среди чего мы выделяли звук «р»? А, сейчас я буду читать вам слова, и там, где есть звук «р», вы произносите «р-р-р»: дом, рысь, чашка, рак, корова, шапка, кружка, слон. Молодцы, сейчас мы с вами отправляемся дальше путешествовать с нашим другом Рыжиком. Посмотрите, к нам прибежала белочка и принесла конверт, в котором просят нас о помощи. В лесу случилась беда, Баба-Яга заколдовала наше солнце и солнце потеряло некоторые лучи, давайте восстановим. Ребята лучи эти не простые, а что на них есть? Давайте прочтем с вами слоги. Ну, что, а мы отправляемся дальше? Кто же это мчит по рельсам? Поезд у нас необычный, кого он везет? А еще что он везет? А, как вы думаете, какая картинка лишняя и почему? Давайте распределим картинки по домикам: Вначале: рысь, рыба. В середине: корова, ворона, краб. В конце: тигр. - Что мы сейчас делали? Посмотрите, какое красивое поле. А кто на нем пасется? - Приготовьте сигналы, сейчас мы с вами будем выставлять слово «корова»: 1. Приготовьте руки, произносим слово и делим по слогам ко – ро – ва , еще раз ко – ро – ва . Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Ко – рО - ва Дадим характеристику первому слогу: 1 – «к» - согл., тв., глух., 2 – «о» - глас., безуд., 3 – «р» - согл., тв., зв., 4 – «о» - глас., удар., 5 – «в» - согл., тв., зв., 6 – «а» - глас., безуд. Давайте соотнесем буквы со схемой. Ребята, что мы сейчас делали? Ой, смотрите, Рыжик обещал нам сюрприз, и вот он! | Воспринимают информацию учителя на слух Повторяют за учителем – логопедом - Мы выделили голосом звук «р». - Да, он в первом слоге Работают вместе с учителем перед зеркалом: Смотрят в зеркало и произносят дежурный звук; Улыбаются; Повторно произносят звук «р» Дают характеристику дежурному звуку: Согласный, потому что есть преграда – зубы. Твердый (кулачок). Звонкий, потому что есть вибрация. - Звук «р» - согласный, твердый, звонкий. Выделяют звук «р» среди других звуков - Дорожка, состоит из слогов Выделяют звук с в слогах. - Среди звуков и слогов Буквы РА – РО – РУ – РЫ Выходят по очереди к доске и восстанавливают лучи солнца Да Поезд Животных: медведь, корова, рысь, ворона, краб, рыба, тигр. - Лишняя картинка «медведь», потому что в ней нет звука «р» Вначале: рысь, рыба. В середине: корова, ворона, краб. В конце: тигр. - Определяли, где в слове стоит звук «р» Корова. Делят слово на слоги, с помощью хлопков,
3 слога. - Ударный второй слог Дадим характеристику первому слогу: 1 – «к» - согл., тв., глух., 2 – «о» - глас., безуд., 3 – «р» - согл., тв., зв., 4 – «о» - глас., удар., 5 – «в» - согл., тв., зв., 6 – «а» - глас., безуд. Давайте соотнесем буквы со схемой. - Мы давали характеристику звукам. - Конфеты |