kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях (методист Сахно М.В.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях" разработана в полном соответствии ФГОС НОО. Занятие включает в себя все этапы работы над звуком и постановки органов артикуляционного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях (методист Сахно М.В.)»

Технологическая карта логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях».

Задачи:

  1. Уточнить артикуляцию звука [р];

  2. Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую и артикуляционную моторику;

  3. Активизировать словарь по теме: «Животные»;

  4. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Оборудование:

План индивидуального занятия:

  1. Организационный этап. (Психологический настрой) –

  2. Подготовительный этап –

  3. Основная часть – операционно-исполнительский этап –

  4. Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов урока –









Этапы

Методы и приемы работы

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Самоопределение к деятельности


Наглядный, словесный, игровой прием

Организует деятельность детей. Создает психологически комфортную среду для взаимодействия. Мотивирует учащихся на продуктивную деятельность во время занятия.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Александровна, я пришла к вам не одна, а с моим хорошим другом, давайте узнаем кто это отгадав загадку:

Мы вымыли руки

И сели за стол.

А он неумытый

Обедать пришел.

И с ним бесполезна

Любая беседа -

Он вымоет лапки,

Но после обеда.

(Кот)

А зовут моего кота Рыжик.

А давайте расскажем Рыжику какое у нас сейчас занятие.

- Что нам помогает правильно и красиво говорить?

Рыжик очень любопытный кот, любит разные приключения, загадки. Вот и сегодня он столько интересного с собою принес, вы готовы открыть все его сюрпризы?

Организуют свое рабочие место и свою деятельность.

Отвечают на поставленные вопросы учителя:


















- У нас сейчас индивидуальное занятие


- Речевой аппарат, слух, дыхание.






- Да

Этап подготовительный

Наглядный, словесный, практический. Прием игра

Организует подготовительный этап занятия:

Ребята, смотрите какие конверты нам передал Рыжик, давайте посмотрим что там?

Организовывает работу над мимическими упражнениями: каждый учащийся достает карточки с настроением.

Подводит микроитог:

-Какое упражнение выполняли?

-Чему учились, выполняя мимические упражнения?

Осуществляет дыхательную гимнастику:

- Ребята, а какое сейчас время года?

- А как вы догадались?

- А какая осенью погода?


А давайте с вами разгоним все капельки дождя у тучки

На столах у каждого лежит тучка.

Контролирует правильность дыхания. Ребята, какие молодцы, разогнали все капельки у тучки, и теперь дождик будет идти намного реже.



Подводит микроитог:

Какое упражнение выполняли?

Чему научились?



Ну что, Рыжик очень любит приключения, идем дальше?

Ребята, посмотрите какая высокая гора боюсь без помощи каждого из нас мы через нее не переберемся, а за нею ведь Рыжик подготовил еще целую массу разных заданий. Давайте все вместе дружно переберемся через гору.


а у


Объясняет правильность выполнения упражнения: у подножья горы вы произносите тихо букву «а», а у вершины громко


- Какое упражнение выполняли?

- Что мы с вами тренировали сейчас?


- Молодцы, ребята, мы перебрались через гору и идем дальше.

Осуществляет упражнения для мелкой моторики:

- Ой, ребята, посмотрите кого позвал в гости Рыжик. Это его друзья – Капитошки.

- У Капитошек от долгой дороги очень сильно все болит. И они нас просят сделать им массаж, ведь в плохом самочувствии они не смогут путешествовать дальше, поможем друзьям?

- Какое упражнение выполняли?


- Что мы с вами тренировали сейчас?


- Капитошки вам очень благодарны, но посмотрите они приготовили вам еще одно задание и спрятали его где-то в классе. Вот карта, где лежит конверт с заданием, сможем найти?

-  Но что это?! … какие-то картинки. Вам они знакомы, ребят?

Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше

Организует артикуляционную гимнастику:

  1. Упражнение «Качели»: Улыбнитесь, открой рот, как при звуке [а]. Опустите широкий кончик языка за нижние зубки (с внутренней стороны) и подержите под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи пол счет «два». Повторите еще и еще раз! Молодцы!

  2. Упражнение «Маляр»;

Во рту надо делать ремонт! Потолки в домике Язычка высокие, поэтому рот надо раскрыть как можно шире. Язычок-кисточка тянется вверх и красит потолок-нёбо вдоль и поперёк. Обязательное условие: кончик языка крепко прижимается к поверхности нёба, иначе «потолок окажется не прокрашенным»! И ещё: «двери» в домике (зубы, губы) закрывать нельзя!

Закончив покраску потолка-нёба, язык –кисточка красит и двери-зубки, и двери-губки с наружной и внутренней стороны.

(Упражнение выполняется с широко открытым ртом, 5-6 раз)

  1. Упражнение “Улыбочка-трубочка”;
    Губы ребёнка растянуты в естественной улыбке. Зубы сжаты. Все передние зубы, клыки и часть коренных зубов хорошо видны.
    Удерживать это положение под счёт максимально долго (не менее 10 секунд).

  2. Упражнение «Грибочек».

А сейчас вместе с язычком отправимся «по грибы». Впрочем, язычок и сам не прочь выполнить роль «гриба». Вся его широкая поверхность присасывается к нёбу, - это будет шляпка. А вот и ножка, – растянувшаяся подъязычная связка-уздечка. Удерживать это положение под счёт максимально долго.


ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута. (5-7раз).

  1. Упражнение «Чистим зубы»:

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

- Какое упражнение выполняли?

- Что мы с вами тренировали сейчас?

Какие, ребята молодцы, а теперь Рыжик хочет чтобы мы отдохнули

Проводит физминутку


Ребята Рыжик тоже хочет научиться правильно и красиво говорить, возьмем его с собой?

Активно взаимодействую с учителем


-

- Это картинки эмоции Рыжика.

Работают с мимическими упражнениями.




- Мы выполняли мимическое упражнение


- Тренировали мышцы лица


Осень

Листья опадают, меняю цвет и птицы улетают на юг:

Дождливая.

Работают над дыханием:

  1. Делают вдох через нос, выдох через рот;

  2. Губы трубочкой, плечи расслаблены, спиной опираются на спинку стула;

  3. Осуществляют выдох целенаправленный, не надувая щек.


- Дыхательная гимнастика

- Учились правильно дышать




- Да



Внимательно слушают учителя и работают над силой голоса









- Развитие силы голоса

- Сейчас мы тренировали голос.


- Внимательно слушают учителя - логопеда


















-Мы выполняли упражнение для мелкой моторика

- Тренировали пальцы рук








- Это артикуляционная гимнастика




Работают с учителем – логопедом и зеркалом.















































































- Артикуляционную гимнастику

- Мышцы речевого аппарата




Выполняют физминутку


- Да

Основной этап

Словесный, наглядный, практический, исследовательский прием игра

Знакомит учащихся с дежурным звуком.

Молодцы, ребята отправляемся дальше.

Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а c каким ты узнаешь, выполнив задание:

Рита Ручкою писала,

Роза кРаской Рисовала:

Вот какая Радуга,

КРасотой нас Радует!

Какой звук мы с вами выделили голосом?

Сегодня на занятии у нас дежурным звуком будет звук [р].

- Ребята, давайте вспомним кто нас позвал путешествовать?

А, есть ли в слове «Рыжик», звук [р]?


Осуществляет работу с профилем:

  1. Посмотрите в зеркало и произнесите звук [р];

  2. Посмотри и скажи, что делают губы при произношении звука [р]?


Подводит микроитог: произносит звук с вместе с детьми, осуществляет коррекционную работу, если это необходимо. Ну, Рыжик заскучал и приготовил нам еще такое задание:

Приготовьте свои сигналы, сейчас мы с вами будем давать характеристику дежурному звуку:

  1. Какой это звук согласный/ гласный?

  2. Какой звук мягкий / твердый?

  3. Звонкий или глухой?



- Что мы узнали о звуке «р»?

Ребята, посмотрите, какой красивый фонтан, а вместо воды в нем текут звуки. Возьмите в корзиночке, каждый себе по карточке, сейчас мы вместе с Рыжиком будем учиться выделять звук «р» среди других звуков, каждый раз, когда вы слышите звук «р», поднимаете карточку :
Л, К, Р, Ш, Р, Ц, Л, М, Р, С.

Молодцы. Какие помогли Рыжику, он тоже научится правильно говорить, ребята посмотрите, какая красивая дорожка, а из чего она состоит?

Сейчас, когда вы услышите в слове звук «р», то улыбаетесь, а когда нет звука «р», вы сидите спокойно:
ЖА, РА, ШО, ЖО, РУ, ЦА, ЗА, РО…

-Среди чего мы выделяли звук «р»?

А, сейчас я буду читать вам слова, и там, где есть звук «р», вы произносите «р-р-р»: дом, рысь, чашка, рак, корова, шапка, кружка, слон.

Молодцы, сейчас мы с вами отправляемся дальше путешествовать с нашим другом Рыжиком. Посмотрите, к нам прибежала белочка и принесла конверт, в котором просят нас о помощи. В лесу случилась беда, Баба-Яга заколдовала наше солнце и солнце потеряло некоторые лучи, давайте восстановим.
Ребята лучи эти не простые, а что на них есть? Давайте прочтем с вами слоги.

Ну, что, а мы отправляемся дальше? Кто же это мчит по рельсам?

Поезд у нас необычный, кого он везет?


А еще что он везет?

А, как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?

Давайте распределим картинки по домикам:

Вначале: рысь, рыба.

В середине: корова, ворона, краб.

В конце: тигр.

- Что мы сейчас делали?

Посмотрите, какое красивое поле. А кто на нем пасется?

- Приготовьте сигналы, сейчас мы с вами будем выставлять слово «корова»:

1. Приготовьте руки, произносим слово и делим по слогам ко – ро – ва , еще раз ко – ро – ва . Сколько слогов в слове?

Какой слог ударный? Ко – рО - ва

Дадим характеристику первому слогу:

1 – «к» - согл., тв., глух.,

2 – «о» - глас., безуд.,

3 – «р» - согл., тв., зв.,

4 – «о» - глас., удар.,

5 – «в» - согл., тв., зв.,

6 – «а» - глас., безуд.
Давайте соотнесем буквы со схемой.

Ребята, что мы сейчас делали?

Ой, смотрите, Рыжик обещал нам сюрприз, и вот он!

Воспринимают информацию учителя на слух

Повторяют за учителем – логопедом









- Мы выделили голосом звук «р».






- Да, он в первом слоге



Работают вместе с учителем перед зеркалом:

  1. Смотрят в зеркало и произносят дежурный звук;

  2. Улыбаются;




Повторно произносят звук «р»










Дают характеристику дежурному звуку:

  1. Согласный, потому что есть преграда – зубы.

  2. Твердый (кулачок).

  3. Звонкий, потому что есть вибрация.

- Звук «р» - согласный, твердый, звонкий.











Выделяют звук «р» среди других звуков





- Дорожка, состоит из слогов



Выделяют звук с в слогах.



- Среди звуков и слогов
















Буквы


РА – РО – РУ – РЫ

Выходят по очереди к доске и восстанавливают лучи солнца

Да

Поезд



Животных: медведь, корова, рысь, ворона, краб, рыба, тигр.

- Лишняя картинка «медведь», потому что в ней нет звука «р»

Вначале: рысь, рыба.

В середине: корова, ворона, краб.

В конце: тигр.


- Определяли, где в слове стоит звук «р»


Корова.




Делят слово на слоги, с помощью хлопков,

3 слога.

- Ударный второй слог

Дадим характеристику первому слогу:

1 – «к» - согл., тв., глух.,

2 – «о» - глас., безуд.,

3 – «р» - согл., тв., зв.,

4 – «о» - глас., удар.,

5 – «в» - согл., тв., зв.,

6 – «а» - глас., безуд.
Давайте соотнесем буквы со схемой.

- Мы давали характеристику звукам.

- Конфеты

Итог занятия

Наглядный, словесный

Чему учились на занятии?

Какой звук был дежурный?

Какие слова ты запомнил со звуком «р»?

Правильно и красиво говорить

- Сегодня на занятии дежурным звуком был «р»

Показывают свое настроение






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сердюкова Елена Александровна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 258867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Индивидуальное занятие по логопедии на тему:Автоматизация звука «Ш» в звуках, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Методист: Сахно М.В."
    ["seo_title"] => string(80) "individual_noie_zaniatiie_po_loghopiedii_na_tiemu_avtomatizatsiia_zvuka_sh_v_zvu"
    ["file_id"] => string(6) "402761"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490285709"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Автоматизация звука: «ш» в словосочетаниях и предложениях. (методист Сахно М. В.)"
    ["seo_title"] => string(87) "avtomatizatsiia-zvuka-sh-v-slovosochietaniiakh-i-priedlozhieniiakh-mietodist-sakhno-m-v"
    ["file_id"] => string(6) "263195"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449500310"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства