Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи: Тема "Дикие животные зимой"»
Конспект занятия по Развитию речи
«Дикие животные зимой»
Цель: Закрепление представления о диких животных, их образе жизни в зимний период.
Предварительная работа. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Чей домик?», «Мама и малыш».
Оборудование. Искусственные елочки, «снежок» из ваты и марли, листы бумаги А 4 с нарисованными на них следами животных (заячьи, лисьи, беличьи, волчьи), предметные картинки с изображением диких животных (заяц, лиса, белка, медведь, еж, волк), картинка с изображением берлоги,
Ход занятия
Организационный момент.
В группе расставлены искусственные елочки, имитирующие лес. Дети и воспитатель сидят по кругу на стульчиках. Воспитатель читает детям стихотворение.
Зима настала – снег лежит,
Давно уж птицы улетели.
Метелица в лесу кружит,
Под снегом распушились ели.
Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Под ореховым кустом.
Воспитатель спрашивает у детей: «О каком времени года стихотворение?» Дети отвечают: «О зиме».
Дидактическая игра «Придумай зимнее слово».
У воспитателя в руках «снежок». Воспитатель называет слово «снег», передает «снежок» рядом сидящему ребенку и просит назвать другое любое «зимнее» слово. Ребенок придумывает слово, имеющее отношение к данному времени года, и передает «снежок» следующему (снеговик, снежинка, лыжи, коньки, метель, мороз и т. п.).
3.Дидактическая игра «Чьи следы?»
Под елями разложены листы бумаги с нарисованными на них следами диких животных. Воспитатель предлагает детям совершить прогулку в зимний лес. Дети вместе с воспитателем подходят к елям и находят первые следы.
Воспитатель спрашивает у детей: «Как вы думаете, чьи это следы?» Дети отвечают: «Это заячьи следы». Воспитатель выставляет на наборное полотно картинку с изображением зайца в белой шубке. Воспитатель спрашивает у детей: «Как готовится заяц к зиме? Зачем он меняет серую шубку на белую?»
Дети отвечают, что заяц меняет серую шубку на белую для того, чтобы быть незаметным на снегу для хищников.
Воспитатель объясняет: «Мех зайца зимой становится таким теплым, что заяц может долгое время отдыхать на снегу».
Затем воспитатель спрашивает: «Чем питается заяц зимой?»
Дети отвечают: «Зимой заяц питается корой деревьев и кустарников».
Затем воспитатель предлагает детям пойти дальше. Около ели дети находят изображения следов белки и определяют, чьи это следы («Это беличьи следы»).
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинку с изображением белки в серой «шубке». Воспитатель спрашивает у детей о том, как готовится белка к зиме. Дети отвечают, что белка тоже меняет шубку (становится серой и незаметной) и делает запасы из орехов и грибов, которые прячет в своем дупле.
4.Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Воспитатель произносит слова песенки и показывает действия. Дети повторяют слова и действия за воспитателем.
Сидит белка на тележке, Выполнять ритмичные удары кулачками по столу.
Продает она орешки
Лисичке – сестричке, Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на
Воробью, синичке, каждое название животного.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, Опять ритмично стучать кулачками по столу.
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Русская народная потешка.
5.Дидактическая игра «Чьи следы?»
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинку с изображением медведя и спрашивает у детей, как зимует медведь.
Дети отвечают, что медведь зимой спит в берлоге.
Воспитатель выставляет картинку с изображением берлоги на наборном полотно и спрашивает: «Чья берлога?»
Дети отвечают: «Это медвежья берлога».
Воспитатель читает стихотворение А. Костакова «Медвежий сон».
Сочувствует медведю
Зимой лесной народ.
Ни разу косолапый
Не встретил Новый год.
Ему бочонок с медом
Оставил Дед Мороз,
А он храпит в берлоге,
Прикрыв ладошкой нос.
Но кто его поздравит?
Не встретишь смельчака.
Разбудишь лежебоку –
А вдруг намнет бока?
Воспитатель интересуется: «А кто ещё из животных спит зимой?»
Дети отвечают: «Зимой спит еж».
Воспитатель выставляет картинку с изображением ежа на наборное полотно и предлагает детям пойти дальше. Дети находят лисьи и волчьи следы, называют их и рассказывают, что зимой лиса и волк охотятся, так как не делают запасов на зиму.
Воспитатель рассказывает, что лиса и волк к зиме отращивают более теплый мех, с которым им не страшны морозы. Затем воспитатель сообщает детям, что пора возвращаться из леса в детский сад.
Дети рассаживаются на свои места.
6. Итог. Оценка деятельности детей.
Воспитатель предлагает детям назвать всех животных, о которых они сегодня говорили.
Дети называют животных и подбирают обобщение (дикие животные).
Воспитатель оценивает деятельность детей на занятии.