kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса в общеобразовательной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса как средство эффективности коррекционно- логопедической работы в общеобразовательной школе.

Федеральными государственными стандартами второго поколения  во главу поставлено овладение детьми универсальных учебных действий (УУД). Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и позволит полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Ученику, представляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут. Главенствующей целью образования становиться развитие творческих, созидательных, способностей обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и успешного продолжения процесса образования на старшей ступени. Цели современного образования -  предельно полное достижение развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; обеспечение возможностей эффективного самообразования.

         Известно, что воспитание и образование, являясь специфической формой включения подрастающего поколения в общественные отношения, выступают как единство двух противоположностей: с одной стороны, личность вступает в общение, с другой, обособляется, присваивая себе социальную сущность. В связи с чем, становиться  становится наиболее актуальный вопрос о роли речевого развития в процессе формирования личности. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

         В школе  существует логопедический кабинет. В него зачисляются учащиеся с речевыми нарушениями (чаще всего это учащиеся, которые мало посещали детский сад или обучались на дому). Речевое развитие осуществляется как в учебном процессе, так и на логопедических занятиях, где идет процесс развития всех сторон устной речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. 

         Прежде чем приступить к работе по коррекции речевого развития, проводится диагностика, которая показывает степень развития речи учащихся и соответствие её возрастным особенностям.  Затем разрабатывается перспективный  план по совершенствованию речевого развития учащихся.основной проблемой в речи выявлено не только отсутствие  или замена звуков, но и их искажение и неточность произношения. Предложения чаще всего односложные.

         Цель плана: улучшение произношения, улучшение памяти, обогащение словарного запаса, развитие воображения, развитие связной речи.

  1.  Учитывая особенности речи каждого ученика, разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений для развития органов артикуляционного аппарата. Упражнения проводятся в игровой форме, тем самым вызывая интерес у учащихся.
  2. Заучивание скороговорок. Они помогают быстрее  научиться правильно произносить не только отдельные звуки, но и слова. Учитывая индивидуальные особенности речи учащихся сформировала подгруппы, исходя из особенностей произношения отдельных звуков. Материал подбирался исходя из этих особенностей, что дало в дальнейшем положительный результат (улучшение звукопроизношения: «С», «Ш», «П», «Т», «Р», «Л»).
  3. Чтение сказок, пословиц и поговорок. После прочтения сказок, с помощью наводящих вопросов, учащиеся пересказывают  услышанное произведение. Предлагается инсценировать  произведение, попробовать себя в роли героев, передавая эмоции и интонацию. Таким образом, развивается воображение, обогащается словарный запас.
  4. Заучивание стихотворений. Разучивание стихов помогает: совершенствовать устную речь,  развивать память, расширить кругозор, учит воспринимать поэзию.  На этом этапе задается домашнее задание, где вместе с родителями разучивают стихотворение на определенные темы,  создается совместно иллюстрация к этому стихотворению.  Затем проводится совместное занятие родителей и учащихся.  Они рассказывают свое стихотворение, а иллюстрация помогает им в этом.

Практика работы нашей школы показывает, что целесообразно
использовать такие формы организации работы с родителями, как: открытые занятия для родителей, родительские собрания в форме мастер - класса, тематические консультации, индивидуальные консультации (беседы), рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье,. Действенная форма взаимодействия логопеда с родителями - родительские собрания, на которых можно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методамикоррекции речи у детей младшего школьного возраста, помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. По проведению артикуляционной гимнастики проходит совместные консультации групповые. Сначала родители, работая в группах, знакомятся с основными задачами и требованиями по проведению гимнастики, а затем, под руководством логопеда или одного из родителей, сами перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения. В данном случае возникает эмоционально положительный контакт, появляются более доверительные отношения между логопедом и родителями, что в дальнейшем позволяет достигать положительных результатов коррекционной работы. В работе с семьей положительно зарекомендовали себя индивидуальные консультации (беседы). Важнейший принцип ее проведения – двусторонняя активность участников. Учитель – логопед придает целесонаправленность, задает тон, его задача – вызвать собеседника (родителя) на откровенный разговор. Надо стараться задавать вопросы таким образом, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Содержание консультаций посвящено уточнению анамнестических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, в школе, при общении со сверстниками. Начать консультацию можно с постановки острой проблемы. Индивидуальная консультация – одновременно и форма, и метод общения с родителями.

В результате сотрудничества логопеда и родителей в процессе коррекции речи ребенка осуществляется качественно, эффективно, так как сами родители заинтересованы в исправлении речи своих детей и являются участниками коррекционно – педагогической деятельности. Использование выбранных форм работы позволят нам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, подружится с ним, научиться его понимать и принимать со всеми его недостатками и возможностями, увидеть «зону его ближайшего развития». Совместная работа рассчитана на положительный результат т.к. позиция родителей как воспитанников своего ребенка станет более гибкой и осознанной в подборе методов, приемов взаимодействия с детьми, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитания.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса в общеобразовательной школе. »

  1. Козьминых Надежда Михайловна

  2. Учитель – логопед

  3. МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1»

  4. Пермский край

  5. Ильинский

  6. В статье указаны направления работы учителя – логопеда, его взаимодействие с родителями которые заинтересованы в успешности своих детей в учебном процессе, в социуме.


Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса как средство эффективности коррекционно- логопедической работы в общеобразовательной школе.

Федеральными государственными стандартами второго поколения во главу поставлено овладение детьми универсальных учебных действий (УУД). Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и позволит полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Ученику, представляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут. Главенствующей целью образования становиться развитие творческих, созидательных, способностей обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и успешного продолжения процесса образования на старшей ступени. Цели современного образования - предельно полное достижение развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; обеспечение возможностей эффективного самообразования.

Известно, что воспитание и образование, являясь специфической формой включения подрастающего поколения в общественные отношения, выступают как единство двух противоположностей: с одной стороны, личность вступает в общение, с другой, обособляется, присваивая себе социальную сущность. В связи с чем, становиться становится наиболее актуальный вопрос о роли речевого развития в процессе формирования личности. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

В школе существует логопедический кабинет. В него зачисляются учащиеся с речевыми нарушениями (чаще всего это учащиеся, которые мало посещали детский сад или обучались на дому). Речевое развитие осуществляется как в учебном процессе, так и на логопедических занятиях, где идет процесс развития всех сторон устной речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.

Прежде чем приступить к работе по коррекции речевого развития, проводится диагностика, которая показывает степень развития речи учащихся и соответствие её возрастным особенностям. Затем разрабатывается перспективный план по совершенствованию речевого развития учащихся.основной проблемой в речи выявлено не только отсутствие или замена звуков, но и их искажение и неточность произношения. Предложения чаще всего односложные.

Цель плана: улучшение произношения, улучшение памяти, обогащение словарного запаса, развитие воображения, развитие связной речи.

  1. Учитывая особенности речи каждого ученика, разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений для развития органов артикуляционного аппарата. Упражнения проводятся в игровой форме, тем самым вызывая интерес у учащихся.

  2. Заучивание скороговорок. Они помогают быстрее научиться правильно произносить не только отдельные звуки, но и слова. Учитывая индивидуальные особенности речи учащихся сформировала подгруппы, исходя из особенностей произношения отдельных звуков. Материал подбирался исходя из этих особенностей, что дало в дальнейшем положительный результат (улучшение звукопроизношения: «С», «Ш», «П», «Т», «Р», «Л»).

  3. Чтение сказок, пословиц и поговорок. После прочтения сказок, с помощью наводящих вопросов, учащиеся пересказывают услышанное произведение. Предлагается инсценировать произведение, попробовать себя в роли героев, передавая эмоции и интонацию. Таким образом, развивается воображение, обогащается словарный запас.

  4. Заучивание стихотворений. Разучивание стихов помогает: совершенствовать устную речь, развивать память, расширить кругозор, учит воспринимать поэзию. На этом этапе задается домашнее задание, где вместе с родителями разучивают стихотворение на определенные темы, создается совместно иллюстрация к этому стихотворению. Затем проводится совместное занятие родителей и учащихся. Они рассказывают свое стихотворение, а иллюстрация помогает им в этом.

Практика работы нашей школы показывает, что целесообразно
использовать такие формы организации работы с родителями, как: открытые занятия для родителей, родительские собрания в форме мастер - класса, тематические консультации, индивидуальные консультации (беседы), рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье,. Действенная форма взаимодействия логопеда с родителями - родительские собрания, на которых можно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методамикоррекции речи у детей младшего школьного возраста, помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. По проведению артикуляционной гимнастики проходит совместные консультации групповые. Сначала родители, работая в группах, знакомятся с основными задачами и требованиями по проведению гимнастики, а затем, под руководством логопеда или одного из родителей, сами перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения. В данном случае возникает эмоционально положительный контакт, появляются более доверительные отношения между логопедом и родителями, что в дальнейшем позволяет достигать положительных результатов коррекционной работы. В работе с семьей положительно зарекомендовали себя индивидуальные консультации (беседы). Важнейший принцип ее проведения – двусторонняя активность участников. Учитель – логопед придает целесонаправленность, задает тон, его задача – вызвать собеседника (родителя) на откровенный разговор. Надо стараться задавать вопросы таким образом, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Содержание консультаций посвящено уточнению анамнестических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, в школе, при общении со сверстниками. Начать консультацию можно с постановки острой проблемы. Индивидуальная консультация – одновременно и форма, и метод общения с родителями.

В результате сотрудничества логопеда и родителей в процессе коррекции речи ребенка осуществляется качественно, эффективно, так как сами родители заинтересованы в исправлении речи своих детей и являются участниками коррекционно – педагогической деятельности. Использование выбранных форм работы позволят нам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, подружится с ним, научиться его понимать и принимать со всеми его недостатками и возможностями, увидеть «зону его ближайшего развития». Совместная работа рассчитана на положительный результат т.к. позиция родителей как воспитанников своего ребенка станет более гибкой и осознанной в подборе методов, приемов взаимодействия с детьми, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козьминых Надежда Михайловна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внедрение  инклюзивного обучения в школах"
    ["seo_title"] => string(50) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obuchieniia-v-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "306401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458124312"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1370 руб.
2110 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1220 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства