Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса в общеобразовательной школе.
Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса в общеобразовательной школе.
Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса как средство эффективности коррекционно- логопедической работы в общеобразовательной школе.
Федеральными государственными стандартами второго поколения во главу поставлено овладение детьми универсальных учебных действий (УУД). Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и позволит полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Ученику, представляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут. Главенствующей целью образования становиться развитие творческих, созидательных, способностей обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и успешного продолжения процесса образования на старшей ступени. Цели современного образования - предельно полное достижение развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; обеспечение возможностей эффективного самообразования.
Известно, что воспитание и образование, являясь специфической формой включения подрастающего поколения в общественные отношения, выступают как единство двух противоположностей: с одной стороны, личность вступает в общение, с другой, обособляется, присваивая себе социальную сущность. В связи с чем, становиться становится наиболее актуальный вопрос о роли речевого развития в процессе формирования личности. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
В школе существует логопедический кабинет. В него зачисляются учащиеся с речевыми нарушениями (чаще всего это учащиеся, которые мало посещали детский сад или обучались на дому). Речевое развитие осуществляется как в учебном процессе, так и на логопедических занятиях, где идет процесс развития всех сторон устной речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
Прежде чем приступить к работе по коррекции речевого развития, проводится диагностика, которая показывает степень развития речи учащихся и соответствие её возрастным особенностям. Затем разрабатывается перспективный план по совершенствованию речевого развития учащихся.основной проблемой в речи выявлено не только отсутствие или замена звуков, но и их искажение и неточность произношения. Предложения чаще всего односложные.
Цель плана: улучшение произношения, улучшение памяти, обогащение словарного запаса, развитие воображения, развитие связной речи.
Учитывая особенности речи каждого ученика, разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений для развития органов артикуляционного аппарата. Упражнения проводятся в игровой форме, тем самым вызывая интерес у учащихся.
Заучивание скороговорок. Они помогают быстрее научиться правильно произносить не только отдельные звуки, но и слова. Учитывая индивидуальные особенности речи учащихся сформировала подгруппы, исходя из особенностей произношения отдельных звуков. Материал подбирался исходя из этих особенностей, что дало в дальнейшем положительный результат (улучшение звукопроизношения: «С», «Ш», «П», «Т», «Р», «Л»).
Чтение сказок, пословиц и поговорок. После прочтения сказок, с помощью наводящих вопросов, учащиеся пересказывают услышанное произведение. Предлагается инсценировать произведение, попробовать себя в роли героев, передавая эмоции и интонацию. Таким образом, развивается воображение, обогащается словарный запас.
Заучивание стихотворений. Разучивание стихов помогает: совершенствовать устную речь, развивать память, расширить кругозор, учит воспринимать поэзию. На этом этапе задается домашнее задание, где вместе с родителями разучивают стихотворение на определенные темы, создается совместно иллюстрация к этому стихотворению. Затем проводится совместное занятие родителей и учащихся. Они рассказывают свое стихотворение, а иллюстрация помогает им в этом.
Практика работы нашей школы показывает, что целесообразно
использовать такие формы организации работы с родителями, как: открытые занятия для родителей, родительские собрания в форме мастер - класса, тематические консультации, индивидуальные консультации (беседы), рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье,. Действенная форма взаимодействия логопеда с родителями - родительские собрания, на которых можно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методамикоррекции речи у детей младшего школьного возраста, помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. По проведению артикуляционной гимнастики проходит совместные консультации групповые. Сначала родители, работая в группах, знакомятся с основными задачами и требованиями по проведению гимнастики, а затем, под руководством логопеда или одного из родителей, сами перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения. В данном случае возникает эмоционально положительный контакт, появляются более доверительные отношения между логопедом и родителями, что в дальнейшем позволяет достигать положительных результатов коррекционной работы. В работе с семьей положительно зарекомендовали себя индивидуальные консультации (беседы). Важнейший принцип ее проведения – двусторонняя активность участников. Учитель – логопед придает целесонаправленность, задает тон, его задача – вызвать собеседника (родителя) на откровенный разговор. Надо стараться задавать вопросы таким образом, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Содержание консультаций посвящено уточнению анамнестических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, в школе, при общении со сверстниками. Начать консультацию можно с постановки острой проблемы. Индивидуальная консультация – одновременно и форма, и метод общения с родителями.
В результате сотрудничества логопеда и родителей в процессе коррекции речи ребенка осуществляется качественно, эффективно, так как сами родители заинтересованы в исправлении речи своих детей и являются участниками коррекционно – педагогической деятельности. Использование выбранных форм работы позволят нам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, подружится с ним, научиться его понимать и принимать со всеми его недостатками и возможностями, увидеть «зону его ближайшего развития». Совместная работа рассчитана на положительный результат т.к. позиция родителей как воспитанников своего ребенка станет более гибкой и осознанной в подборе методов, приемов взаимодействия с детьми, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса в общеобразовательной школе. »
Козьминых Надежда Михайловна
Учитель – логопед
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Пермский край
Ильинский
В статье указаны направления работы учителя – логопеда, его взаимодействие с родителями которые заинтересованы в успешности своих детей в учебном процессе, в социуме.
Взаимодействие учителя – логопеда с участниками педагогического процесса как средство эффективности коррекционно- логопедической работы в общеобразовательной школе.
Федеральными государственными стандартами второго поколения во главу поставлено овладение детьми универсальных учебных действий (УУД). Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и позволит полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Ученику, представляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут. Главенствующей целью образования становиться развитие творческих, созидательных, способностей обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и успешного продолжения процесса образования на старшей ступени. Цели современного образования - предельно полное достижение развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; обеспечение возможностей эффективного самообразования.
Известно, что воспитание и образование, являясь специфической формой включения подрастающего поколения в общественные отношения, выступают как единство двух противоположностей: с одной стороны, личность вступает в общение, с другой, обособляется, присваивая себе социальную сущность. В связи с чем, становиться становится наиболее актуальный вопрос о роли речевого развития в процессе формирования личности. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
В школе существует логопедический кабинет. В него зачисляются учащиеся с речевыми нарушениями (чаще всего это учащиеся, которые мало посещали детский сад или обучались на дому). Речевое развитие осуществляется как в учебном процессе, так и на логопедических занятиях, где идет процесс развития всех сторон устной речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
Прежде чем приступить к работе по коррекции речевого развития, проводится диагностика, которая показывает степень развития речи учащихся и соответствие её возрастным особенностям. Затем разрабатывается перспективный план по совершенствованию речевого развития учащихся.основной проблемой в речи выявлено не только отсутствие или замена звуков, но и их искажение и неточность произношения. Предложения чаще всего односложные.
Цель плана: улучшение произношения, улучшение памяти, обогащение словарного запаса, развитие воображения, развитие связной речи.
Учитывая особенности речи каждого ученика, разрабатывается индивидуальный комплекс упражнений для развития органов артикуляционного аппарата. Упражнения проводятся в игровой форме, тем самым вызывая интерес у учащихся.
Заучивание скороговорок. Они помогают быстрее научиться правильно произносить не только отдельные звуки, но и слова. Учитывая индивидуальные особенности речи учащихся сформировала подгруппы, исходя из особенностей произношения отдельных звуков. Материал подбирался исходя из этих особенностей, что дало в дальнейшем положительный результат (улучшение звукопроизношения: «С», «Ш», «П», «Т», «Р», «Л»).
Чтение сказок, пословиц и поговорок. После прочтения сказок, с помощью наводящих вопросов, учащиеся пересказывают услышанное произведение. Предлагается инсценировать произведение, попробовать себя в роли героев, передавая эмоции и интонацию. Таким образом, развивается воображение, обогащается словарный запас.
Заучивание стихотворений. Разучивание стихов помогает: совершенствовать устную речь, развивать память, расширить кругозор, учит воспринимать поэзию. На этом этапе задается домашнее задание, где вместе с родителями разучивают стихотворение на определенные темы, создается совместно иллюстрация к этому стихотворению. Затем проводится совместное занятие родителей и учащихся. Они рассказывают свое стихотворение, а иллюстрация помогает им в этом.
Практика работы нашей школы показывает, что целесообразно использовать такие формы организации работы с родителями, как: открытые занятия для родителей, родительские собрания в форме мастер - класса, тематические консультации, индивидуальные консультации (беседы), рекомендации по коррекции чтения и письма, развитию активного словаря, культуре речи в семье,. Действенная форма взаимодействия логопеда с родителями - родительские собрания, на которых можно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методамикоррекции речи у детей младшего школьного возраста, помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. По проведению артикуляционной гимнастики проходит совместные консультации групповые. Сначала родители, работая в группах, знакомятся с основными задачами и требованиями по проведению гимнастики, а затем, под руководством логопеда или одного из родителей, сами перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения. В данном случае возникает эмоционально положительный контакт, появляются более доверительные отношения между логопедом и родителями, что в дальнейшем позволяет достигать положительных результатов коррекционной работы. В работе с семьей положительно зарекомендовали себя индивидуальные консультации (беседы). Важнейший принцип ее проведения – двусторонняя активность участников. Учитель – логопед придает целесонаправленность, задает тон, его задача – вызвать собеседника (родителя) на откровенный разговор. Надо стараться задавать вопросы таким образом, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Содержание консультаций посвящено уточнению анамнестических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, в школе, при общении со сверстниками. Начать консультацию можно с постановки острой проблемы. Индивидуальная консультация – одновременно и форма, и метод общения с родителями.
В результате сотрудничества логопеда и родителей в процессе коррекции речи ребенка осуществляется качественно, эффективно, так как сами родители заинтересованы в исправлении речи своих детей и являются участниками коррекционно – педагогической деятельности. Использование выбранных форм работы позволят нам обучить родителей успешно развивать собственного ребенка, подружится с ним, научиться его понимать и принимать со всеми его недостатками и возможностями, увидеть «зону его ближайшего развития». Совместная работа рассчитана на положительный результат т.к. позиция родителей как воспитанников своего ребенка станет более гибкой и осознанной в подборе методов, приемов взаимодействия с детьми, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитания.