kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете "Культура речи педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете "Культура речи педагога" нацелена обратить внимание педагогов на необходимость верного педагогического общения, используя языковые средства максимально правильно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Культура речи педагога"»







Выступление на педагогическом совете.




«КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА»







Подготовила учитель-логопед

Лисовая В.В.











Алчевск

2018 год

Культура речи педагога

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Основы педагогического общения.

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой:  - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

Прошло время, а проблема осталась. И речь современных учителей бывает не всегда правильной. Даже на конкурсе учитель года в своей речи учителя допускали ошибки. (Чаще всего слова – паразиты: конечно, как бы; неправильное словообразование: еслиф, ударение.)

А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Что же такое Культура речи?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.

Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.

Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.





В чем же заключаются особенности педагогического общения

Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя : психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Причины колебаний в ударениях.

К примеру, кОллапс и коллАпс. Это слово заимствовано из немецкого языка, который допускает оба варианта ударения. К нам оно перешло с таким же колебанием. Однако в русском языке существует следующая тенденция: двусложные слова мужского рода, как правило, перетягивают ударение на последний слог, что закрепляется в истории языка. Поэтому по-русски правильно коллАпс. Как это запомнить? Коллапс означает обвал, падение. Ударение в этих словах падает на второй слог, я это выделяю в качестве «узелка на память», для которого, кстати, в словаре придуман специальный значок.

Какие действенные ресурсы еще существуют для запоминания правильной нормы? Конечно, это русская поэзия. Ритм поэтической речи всегда заставляет вас правильно ставить ударения, вы хотите поставить его неверно, но ритм стиха не позволит этого сделать. Например, когда просишь образовать прилагательное от слова «Бирма», чаще всего говорят бИрманский, в то время как норма бирмАнский. Здесь на помощь приходит Николай Гумилев: «Но будет белая заря/Пылать слепительнее вдвое,/Чем у бирманского царя/Костры из мирры и алоэ». Поэтические произведения - лакмусовая бумажка нормы.

В вашем словаре норма - первый случай, но вы допускаете твОрог и творОг или кулинАрия и кулинарИя. Как определяется, что можно, а чего нельзя?

К материалу я подходила не авторитарно, опиралась на существующие лингвистические исследования, авторитетные словари русского языка, исследования по акцентологии. На этом основании и вырабатывались рекомендации читателям. Есть еще проблема неправильной постановки ударения в словах иностранного происхождения. Например, есть слово «гЕнезис», у нас чаще всего произносят «генЕзис». Почему у нас часто произносят «генЕзис». Давайте употребим это слово в творительном падеже: генезисом. Выходит неудобопроизносимая вещь: получается три безударных слога подряд. Человеку их произносить неудобно, это связано с особенностями дыхания. Ударение переставляется, чтобы упростить произношение. Норма - не матрица, от которой невозможно отступление.

Ударения: либерализм или жесткость? Каковы современные тенденции в области ударений русского языка?

Наблюдается тенденция к большей либерализации ударений. Наверное, это связано с общей либерализацией нашей жизни.

Это может привести к коррозии языка? Поэтому перед исследователями, кодификаторами нормы, составителями словарей, авторами грамматик возникает проблема, как сдержать процесс этой самой коррозии. С орфографическими нормами проще, они жесткие, там нет вариантов. Их нужно знать - и все.

Язык - серьезный индикатор, он показывает, с кем ты разговариваешь. Человек, говорящий «звОнит», себя определенным образом характеризует. Все-таки стоило бы установить более жесткое отношение к ударениям. Одна учительница нашла хороший ход для разрешения трудности с родом слов «шампунь» и «мозоль». Она объяснила, что все приятные вещи - мужского рода, а неприятные - женского. Поэтому шампунь мужского рода, а мозоль - женского.

От души желаю вам правильно использовать наш красивый русский язык, являясь Учителями, Педагогами - его яркими представителями, носителями и объектами для подражания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Выступление на педагогическом совете "Культура речи педагога"

Автор: Лисовая Виктория Викторовна

Дата: 02.11.2018

Номер свидетельства: 483327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Доклад "Использование ЦОР и ЭОР в деятельности педагога" "
    ["seo_title"] => string(62) "doklad-ispol-zovaniie-tsor-i-eor-v-dieiatiel-nosti-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "167617"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423122473"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Повышение уровня воспитанности у воспитанников"
    ["seo_title"] => string(50) "povyshieniie_urovnia_vospitannosti_u_vospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "344477"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474256573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План работы родительского клуба "На пороге школы""
    ["seo_title"] => string(52) "plan_raboty_roditiel_skogho_kluba_na_poroghie_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "412620"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493674847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства