Ученики упражняются в слоговом и морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдаются явления многозначности синонимии, антонимии и омонимии, как слов так и морфем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выявление активного словарного запаса учащихся"»
Работа на лексическом уровне
Начинать эту работу следует с выяснения и пополнения объёма словарного запаса у учеников.
Основные задачи лексической работы:
*Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);
* Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
* очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
Ученики упражняются в слоговом и морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонимии, антонимии и омонимии, как слов, так и морфем.
Выявление активного словарного запаса учащихся
Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, птицы домашние и дикие, игрушки, учебные вещи, инструменты, транспорт, мебель, профессии и т.п. (учащиеся должны знать видовые и родовые названия, уметь группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая их сходство и различие).
Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов ( на материале перечисленных выше групп предметов).
Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приёма пищи,подачи голоса, рабочие действия и др.
Назвать действия (перекидывая мяч):
Метель(что делает?) - метёт,
солнце - …,
гром - …,
ливень - …,
ветер - …,
молния - …,
снег - …,
Мороз - … .
Назвать другой предмет с тем же признаком:
Мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня жёлтая (и тыква жёлтая), речка быстрая и (ручей быстрый) и т. д.
Сравнить:
по вкусу — лимон и мёд, лук и чеснок;
по цвету — василёк и гвоздику, грушу и сливу;
по прочности — верёвку и нитку, бумага и ткань;
по ширине — дорогу и тропинку, ручей и речку
по высоте — дом и шалаш, куст и дерево.
Прослушать загадку, выделить слова, обозначающие голосовые действия. Объяснить, почему рифмы помогают отгадать загадку:
Я лаю со всякой собакой, я вою со всякой совою
И каждую песню твою, я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход, быком на реке заревёт,
Я тоже реву: У-у-у
(Эхо) (К. Чуковский)
Угадать предмет по его признакам или действиям:
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
кушайте, пожалуйста!
(Арбуз.)
Летит, пищит,
ножки длинные тащит,
случай не упустит -
сядет и укусит.
(Комар.)
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
полил сливы и цветы,
вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт
и польёт наш огород.
(Дождик.)
Себя он раскрывает,
тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт -
Сделает наоборот.
(Зонт.)
Шагаешь - впреди лежит,
Оглянешься — домой бежит.
(Дорога)
Слова - «сорняки»
Прослушай стихотворение:
Слова бывают разные, бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе пристало слово «вроде».
Он «да» не скажет никогда.
- Обедать будешь?
- Вроде да.
Спросите у Володи:
- Ты ученик? - «Да, вроде...».
Слова бывают разные: хорошие, простые,
Слова бывают праздные, ненужные, пустые.
В последующей беседе выяснить, какие слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла высказываниям, рекомендовать отучиться от навязчиво повторяющихся слов (ну, это, вот, значит и т.п.)
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}