kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Развитие речи учащихся - основная цель курса русского языка в школе. Особенно она актуальна в начальных классах. Обогащению словарного запаса  учащихся способствует, прежде всего, словарная работа, которая должна вестись систематически.

       Я хочу познакомить вас с приемами словарно- орфографической работы, во время введения нового слова в активный словарь школьников.

       Эти приемы направлены на активизацию словесно-логического мышления, осуществления умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания.

Вот несколько из них:

1.Нахождение нового слова из словаря на основе установления смысловой связи в используемом лингвистическом материале.

Предлагаю задание такого типа: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер  смысловой связи между словами в данных парах:

м-г-зин - прод-вец 

б-льница -  врач-

т-атр -   -ктер

космический к-рабль - ?

Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы сегодня познакомимся?

(В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе- связанную с ним основную профессию.В магазине- продавец, в больнице- врач, в театре- актер, на космическом корабле-космонавт, сегодня мы познакомимся со словом космонавт.)

-Что обозначает слово « космонавт»?(Космонавт – это человек, который совершает полеты в космическое пространство.)

Дети сравнивают произношение и написание слова, выделяют орфограммы.

На основе этого материала проводится орфографическая работа.

2.Прием, предусматривающий определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.

«Внимательно посмотрите на данную запись:

с-зон   винтик  -зонтик

(Слово «зонтик» образовано из последних слогов первых двух слов)

Определите  искомое слово:

кивок—ук-зал-?

(Искомое слово составляем из последних слогов –это слово «вокзал» )

При выполнении такого типа упражнений у школьников  развиваются логическое мышление, внимание, связная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.

3.Прием,связывающий искомое слово с изученным и изучаемым материалом.

«Запишите слова: топор, звук, дровишки, солнце, свобода.

Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами, и вы найдете искомое слово из словаря»

(Это слово-«около»)

При изучении первого склонения имен существительных можно предложить такое задание:

«Записать слова с пропущенными буквами:б-р-да, н-род, ив-лга, б-рьба, уг-сать,л-пата, иск-рка, ог-ворка,т-рговля, ег-за, к-са,кр-ситель, атм-сфера.

Соедините первые буквы существительных первого склонения, в корне которых пишется гласная «о», назвать слово из словаря.

(Это слово «библиотека»)

Преимущество этого приема в том, что с его помощью можно углублять знания по многим изучаемым темам русского языка: «Склонение имен существительных», « Склонение имен прилагательных», «Спряжение глаголов» и т.д.

Для развития абстрактного мышления и названных качеств интеллекта, можно использовать различные схемы:

1(б.) род м. с. ж.  озеро

2(б.) падеж И. Р. В.  Дружбу

3(б.)Д.п. 1 скл.   –е  -у  -и

4(б.) падеж Д. П. Р.   Мамы

5(б.)предлог   он  и  к 

6(б.) ж.р. 1скл.  Ь  -а     -

7-8(б.)неопр. Ф. гл.    –ешь   -ть   ет

«Новое слово из словаря  вы узнаете, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините  полученные буквы» (Это слово «сверкать»)

Все эти задания способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря" »

Введение  нового слова  из словаря Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 ст.Гиагинской Республики Адыгея Добрянская Надежда Николаевна.

Введение нового слова из словаря

Разработала учитель

начальных классов

МБОУ СОШ № 1

ст.Гиагинской Республики Адыгея

Добрянская Надежда Николаевна.

1. На основе смысловой связи между словами

1. На основе смысловой связи между словами

м а газин – прод а вец  б о льница – врач  т е атр - а ктёр  к о смический к о рабль - ? м . газин – прод . вец  б . льница – врач  т . атр - . ктёр  к . смический к . рабль - ?

м а газин – прод а вец б о льница – врач т е атр - а ктёр к о смический

к о рабль

- ?

м . газин – прод . вец б . льница – врач т . атр - . ктёр к . смический к . рабль - ?

К О СМ О НА В Т

К О СМ О НА В Т

2. На основе выявления закономерности образования слова

2. На основе выявления закономерности образования слова

с . зон – винтик   зонтик

с . зон – винтик зонтик

к . вок – ук . зал  в о кзал

к . вок – ук . зал

в о кзал

3. На основе связи искомого слова с изученными и изучаемыми темами

3. На основе связи искомого слова с изученными и изучаемыми темами

топор  звук  дровишки  солнце  свобода около

топор звук дровишки солнце свобода

около

Б . рода, н . род, ив . лга,  б . рьба, уг . сать, л . пата, иск . рка, ог . ворка,  т . рговля, егоза, к . са,  кр . ситель, атм . сфера

Б . рода, н . род, ив . лга, б . рьба, уг . сать, л . пата, иск . рка, ог . ворка, т . рговля, егоза, к . са, кр . ситель, атм . сфера

Б и бл ио тека

Б и бл ио тека

4. На основе использования схем,  которые соответствуют буквам в искомом слове

4. На основе использования схем, которые соответствуют буквам в искомом слове

1 буква РОД  М    Ж    С  ОЗЕРО

1 буква

РОД

М Ж С

ОЗЕРО

2 буква ПАДЕЖ  И.П.  Р.П.  В.П. ДРУЖБУ

2 буква

ПАДЕЖ

И.П. Р.П. В.П.

ДРУЖБУ

3 буква Д.П. 1 СКЛ.  Е   У   И

3 буква

Д.П. 1 СКЛ.

Е У И

4 буква ПАДЕЖ  Д.П.  П.П.  Р.П.  МАМЫ

4 буква

ПАДЕЖ

Д.П. П.П. Р.П.

МАМЫ

5 буква ПРЕДЛОГ  ОН   И   К

5 буква

ПРЕДЛОГ

ОН И К

6 буква Ж.Р. 1 СКЛ.  Ь   А

6 буква

Ж.Р. 1 СКЛ.

Ь А

7, 8 буквы НЕОПРЕД. ФОРМА ГЛАГОЛА   ЕШЬ  ТЬ   ЕТ

7, 8 буквы

НЕОПРЕД. ФОРМА ГЛАГОЛА

ЕШЬ ТЬ ЕТ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря"

Автор: Добрянская Надежда Николаевна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234115


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства