kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Развитие речи учащихся - основная цель курса русского языка в школе. Особенно она актуальна в начальных классах. Обогащению словарного запаса  учащихся способствует, прежде всего, словарная работа, которая должна вестись систематически.

       Я хочу познакомить вас с приемами словарно- орфографической работы, во время введения нового слова в активный словарь школьников.

       Эти приемы направлены на активизацию словесно-логического мышления, осуществления умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания.

Вот несколько из них:

1.Нахождение нового слова из словаря на основе установления смысловой связи в используемом лингвистическом материале.

Предлагаю задание такого типа: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер  смысловой связи между словами в данных парах:

м-г-зин - прод-вец 

б-льница -  врач-

т-атр -   -ктер

космический к-рабль - ?

Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы сегодня познакомимся?

(В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе- связанную с ним основную профессию.В магазине- продавец, в больнице- врач, в театре- актер, на космическом корабле-космонавт, сегодня мы познакомимся со словом космонавт.)

-Что обозначает слово « космонавт»?(Космонавт – это человек, который совершает полеты в космическое пространство.)

Дети сравнивают произношение и написание слова, выделяют орфограммы.

На основе этого материала проводится орфографическая работа.

2.Прием, предусматривающий определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.

«Внимательно посмотрите на данную запись:

с-зон   винтик  -зонтик

(Слово «зонтик» образовано из последних слогов первых двух слов)

Определите  искомое слово:

кивок—ук-зал-?

(Искомое слово составляем из последних слогов –это слово «вокзал» )

При выполнении такого типа упражнений у школьников  развиваются логическое мышление, внимание, связная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.

3.Прием,связывающий искомое слово с изученным и изучаемым материалом.

«Запишите слова: топор, звук, дровишки, солнце, свобода.

Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами, и вы найдете искомое слово из словаря»

(Это слово-«около»)

При изучении первого склонения имен существительных можно предложить такое задание:

«Записать слова с пропущенными буквами:б-р-да, н-род, ив-лга, б-рьба, уг-сать,л-пата, иск-рка, ог-ворка,т-рговля, ег-за, к-са,кр-ситель, атм-сфера.

Соедините первые буквы существительных первого склонения, в корне которых пишется гласная «о», назвать слово из словаря.

(Это слово «библиотека»)

Преимущество этого приема в том, что с его помощью можно углублять знания по многим изучаемым темам русского языка: «Склонение имен существительных», « Склонение имен прилагательных», «Спряжение глаголов» и т.д.

Для развития абстрактного мышления и названных качеств интеллекта, можно использовать различные схемы:

1(б.) род м. с. ж.  озеро

2(б.) падеж И. Р. В.  Дружбу

3(б.)Д.п. 1 скл.   –е  -у  -и

4(б.) падеж Д. П. Р.   Мамы

5(б.)предлог   он  и  к 

6(б.) ж.р. 1скл.  Ь  -а     -

7-8(б.)неопр. Ф. гл.    –ешь   -ть   ет

«Новое слово из словаря  вы узнаете, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините  полученные буквы» (Это слово «сверкать»)

Все эти задания способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря" »

Введение  нового слова  из словаря Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 ст.Гиагинской Республики Адыгея Добрянская Надежда Николаевна.

Введение нового слова из словаря

Разработала учитель

начальных классов

МБОУ СОШ № 1

ст.Гиагинской Республики Адыгея

Добрянская Надежда Николаевна.

1. На основе смысловой связи между словами

1. На основе смысловой связи между словами

м а газин – прод а вец  б о льница – врач  т е атр - а ктёр  к о смический к о рабль - ? м . газин – прод . вец  б . льница – врач  т . атр - . ктёр  к . смический к . рабль - ?

м а газин – прод а вец б о льница – врач т е атр - а ктёр к о смический

к о рабль

- ?

м . газин – прод . вец б . льница – врач т . атр - . ктёр к . смический к . рабль - ?

К О СМ О НА В Т

К О СМ О НА В Т

2. На основе выявления закономерности образования слова

2. На основе выявления закономерности образования слова

с . зон – винтик   зонтик

с . зон – винтик зонтик

к . вок – ук . зал  в о кзал

к . вок – ук . зал

в о кзал

3. На основе связи искомого слова с изученными и изучаемыми темами

3. На основе связи искомого слова с изученными и изучаемыми темами

топор  звук  дровишки  солнце  свобода около

топор звук дровишки солнце свобода

около

Б . рода, н . род, ив . лга,  б . рьба, уг . сать, л . пата, иск . рка, ог . ворка,  т . рговля, егоза, к . са,  кр . ситель, атм . сфера

Б . рода, н . род, ив . лга, б . рьба, уг . сать, л . пата, иск . рка, ог . ворка, т . рговля, егоза, к . са, кр . ситель, атм . сфера

Б и бл ио тека

Б и бл ио тека

4. На основе использования схем,  которые соответствуют буквам в искомом слове

4. На основе использования схем, которые соответствуют буквам в искомом слове

1 буква РОД  М    Ж    С  ОЗЕРО

1 буква

РОД

М Ж С

ОЗЕРО

2 буква ПАДЕЖ  И.П.  Р.П.  В.П. ДРУЖБУ

2 буква

ПАДЕЖ

И.П. Р.П. В.П.

ДРУЖБУ

3 буква Д.П. 1 СКЛ.  Е   У   И

3 буква

Д.П. 1 СКЛ.

Е У И

4 буква ПАДЕЖ  Д.П.  П.П.  Р.П.  МАМЫ

4 буква

ПАДЕЖ

Д.П. П.П. Р.П.

МАМЫ

5 буква ПРЕДЛОГ  ОН   И   К

5 буква

ПРЕДЛОГ

ОН И К

6 буква Ж.Р. 1 СКЛ.  Ь   А

6 буква

Ж.Р. 1 СКЛ.

Ь А

7, 8 буквы НЕОПРЕД. ФОРМА ГЛАГОЛА   ЕШЬ  ТЬ   ЕТ

7, 8 буквы

НЕОПРЕД. ФОРМА ГЛАГОЛА

ЕШЬ ТЬ ЕТ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация для урока русского языка"Введение нового слова из словаря"

Автор: Добрянская Надежда Николаевна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 234115


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства