Развитие речи учащихся - основная цель курса русского языка в школе. Особенно она актуальна в начальных классах. Обогащению словарного запаса учащихся способствует, прежде всего, словарная работа, которая должна вестись систематически.
Я хочу познакомить вас с приемами словарно- орфографической работы, во время введения нового слова в активный словарь школьников.
Эти приемы направлены на активизацию словесно-логического мышления, осуществления умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания.
Вот несколько из них:
1.Нахождение нового слова из словаря на основе установления смысловой связи в используемом лингвистическом материале.
Предлагаю задание такого типа: «Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах:
м-г-зин - прод-вец
б-льница - врач-
т-атр - -ктер
космический к-рабль - ?
Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы сегодня познакомимся?
(В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе- связанную с ним основную профессию.В магазине- продавец, в больнице- врач, в театре- актер, на космическом корабле-космонавт, сегодня мы познакомимся со словом космонавт.)
-Что обозначает слово « космонавт»?(Космонавт – это человек, который совершает полеты в космическое пространство.)
Дети сравнивают произношение и написание слова, выделяют орфограммы.
На основе этого материала проводится орфографическая работа.
2.Прием, предусматривающий определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования.
«Внимательно посмотрите на данную запись:
с-зон винтик -зонтик
(Слово «зонтик» образовано из последних слогов первых двух слов)
Определите искомое слово:
кивок—ук-зал-?
(Искомое слово составляем из последних слогов –это слово «вокзал» )
При выполнении такого типа упражнений у школьников развиваются логическое мышление, внимание, связная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.
3.Прием,связывающий искомое слово с изученным и изучаемым материалом.
«Запишите слова: топор, звук, дровишки, солнце, свобода.
Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами, и вы найдете искомое слово из словаря»
(Это слово-«около»)
При изучении первого склонения имен существительных можно предложить такое задание:
«Записать слова с пропущенными буквами:б-р-да, н-род, ив-лга, б-рьба, уг-сать,л-пата, иск-рка, ог-ворка,т-рговля, ег-за, к-са,кр-ситель, атм-сфера.
Соедините первые буквы существительных первого склонения, в корне которых пишется гласная «о», назвать слово из словаря.
(Это слово «библиотека»)
Преимущество этого приема в том, что с его помощью можно углублять знания по многим изучаемым темам русского языка: «Склонение имен существительных», « Склонение имен прилагательных», «Спряжение глаголов» и т.д.
Для развития абстрактного мышления и названных качеств интеллекта, можно использовать различные схемы:
1(б.) род м. с. ж. озеро
2(б.) падеж И. Р. В. Дружбу
3(б.)Д.п. 1 скл. –е -у -и
4(б.) падеж Д. П. Р. Мамы
5(б.)предлог он и к
6(б.) ж.р. 1скл. Ь -а -
7-8(б.)неопр. Ф. гл. –ешь -ть ет
«Новое слово из словаря вы узнаете, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы» (Это слово «сверкать»)
Все эти задания способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности. У школьников повышается интерес к русскому языку