КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции № 4» г.Капшагай
Доклад
Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью.
Подготовила: олигофренопедагог
Высшей категорий
Камалова М.Д.
2016 г.
Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Цели и задачи коррекционно- воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта.
Для детей с умственной отсталостью , обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, характерны позднее развитие, психофизический дефект , выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта.Эти дети составляют примерно 14-15 % от общего количества детей с умственной отсталостью ( детей олигофренов).
Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по – разному. При умственной отсталости тормозного типа обращают на себя внимание бедность, однообразие движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается, напротив, повышенная подвижность, но движения носят беспорядочный характер, дети затрудняются производить последовательные, координированные действия, зачастую такой ребенок не может самостоятельно обслужить себя.
Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.
Цель коррекционно- воспитательной работы с тяжело умственно отсталыми детьми в конечном счете – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Необходимо , используя все познавательные возможности детей, развить у них жизненно необходимые , чтобы, став взрослыми , они могли самостоятельно себя обслуживать , выполнять в быту и в специальных производственных условиях простую работу, жить по возможности в семье и находиться в трудовом коллективе.
Основные задачи работы с тяжело умственно отсталыми детьми:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
Бытовая ориентировка и социальная адаптация детей и подростков.
Максимально возможное развитие детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе обучения может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:
-возможно более раннее начало коррекционной работы ;
-благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей ;
- применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям этих детей и целям их воспитания.
Раннее начало коррекции тяжело отсталых детей в частности играет важную роль, так как может повести к значительным положительным сдвигам. Работа с ними в раннем и дошкольном возрасте должна быть направлена на формирование общения, речи,
Предметной деятельности , игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения. Раннее начало коррекционных занятий является не только необходимым условием эффективного развития ребенка, но и надежным средством диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности каждого ребенка , дополнительные и вторичные нарушения, в результате чего к началу школьного обучения может быть безошибочно определен тот тип школы, в котором он должен обучаться.
Второе условие благоприятного развития ребенка – правильная организация его семейного воспитания. Основное внимание родителей должно быть направлено на следующие стороны психического и физического развития ребенка :
- развитие общей моторики и моторики рук и пальцев ;
- самообслуживание ;
- умение подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции ;
- умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению ;
- развитие речи детей ;
- развитие элементарных трудовых навыков, положительного отношения к труду ;
- привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим.
Коррекция развития детей с тяжелыми нарушениями интеллекта младшего школьного возраста должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста.