Консультация для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Умение сосредотачиваться на звуке (слуховое внимание) - важная особенность человека, которую нужно развивать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков речи), различение звуков по громкости, определение источника и направления звука.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная особенность человека, которую нужно развивать. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее необходимо развивать с первых лет жизни.
Развитие восприятия неречевых звуков идет от реакции на наличие или отсутствие звука к различению и восприятию звуков, а затем к использованию их в качестве сигнала к действиям.
Специальное обучение малыша в данном направлении поможет ему лучше ориентироваться в пространстве.
При обучении ребенка различению на слух неречевые звуки советуем использовать следующий звуковой материал:
-звуки природы: шум дождя и ветра, шелест листьев, журчание воды и др.;
- звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание жука и др.;
- звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, макарон, гороха и т.п.;
- транспортные шумы: сигналы автомобилей, гудение самолета, стук колес поезда и т.п.;
- звуки, которые издают звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
- звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, металлофон, бубен, дудочка, гармошка, пианино и др.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
Игры для развития физического слуха ребенка
Кто кричит?
Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным: лошадь, корова, коза, свинья, утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк. Усложняя задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытыми глазами: - Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Да, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это свинья хрюкает в хлеву.
Звуки дома
Прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома: тиканью часов, звоню посуды, скрипу двери, бульканью супа и шипению котлет на сковороде, шипению закипающего чайника. Лучше проводить такую работу, организуя различные игры: - Найди, что тикает (звенит, жужжит и т.д.) Можно устроить соревнование, кто услышит больше звуков.
Найди такую же коробочку
Для этой игры понадобятся непрозрачные коробочки или контейнеры (от шоколадных яиц с сюрпризом, например) с крупами или другими сыпучими предметами – горох, гречневая крупа, рис, соль, макароны, бусинки, камушки и т. п., главное – чтобы издаваемый звук заметно отличался от остальных. Коробочек с одинаковой начинкой должно быть по две, чтобы звук в паре коробочек не различался, необходимо в них одинаковое количество сыпучего материала или мелких предметов. Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
Мишка и зайчик
В этой игре мы учим малыша восприятию и дифференциации на слух различного темпа звучания (быстрый или медленный) одного музыкального инструмента (барабана или бубна) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа: - Давай поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот так! Когда я стучу в барабан медленно – ходи, как мишка, когда стучу быстро – беги(прыгай) быстро, как зайчик! Повторите игру меняя темп звучания несколько раз. Можно предложить поменяться в игре ролями.