kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды работ с трудными словами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В брошюре «Виды работ с трудными словами» собраны задания, которые помогут учителям начальных классов и  логопедам сделать процесс обучения более интересным и разнообразным, сочетающим учебные и игровые упражнения. Игры-упражнения помогут учащимся преодолеть  трудности при написании словарных слов и трудных слов с различными орфограммами, стать активными и самостоятельными.

Представленные разнообразные игры являются результатом отбора известных в образовательной практике игр. Большинство  игр переработано с целью использования  в логопедической работе. Игра важна для физического и психического развития каждого ребёнка, для становления его индивидуальности.

Предлагаемый материал рассчитан на работу с детьми 2-4 классов, у которых интеллектуальный и речевой статус достаточен, для усвоения школьной программы, но, тем не менее, при выполнении письменных работ дети допускают большое количество специфических и грамматических ошибок. Целесообразно использование предлагаемого материала в сочетании с общепринятыми в логопедии технологиями предупреждения и устранения дизорфографии.

НЕМОЙ СЛОВАРИК

Учитель или «ведущий» ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем так же беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык весьма важен при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропус ком или заменой букв.

 «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение, дети угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.

«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВА РИК

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова, дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из детей нашёл больше слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды работ с трудными словами»

НЕМОЙ СЛОВАРИК

Учитель или «ведущий» ученик, чётко артикулируя губами, без подачи голоса «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем так же беззвучно «проговаривают» его ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма. Данный навык весьма важен при выполнении любой письменной работы, особенно при написании диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропус ком или заменой букв.


«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем его лексическое значение, дети угадывают слово и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.


«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВА РИК

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова, дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.


ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В данном случае необходимо определить временные границы выполнения работы и затем выявить, кто из детей нашёл больше слов. В этой работе важно не просто

- 2-

МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, ИЛИ МАЛЕНЬКИЕ КРОССВОРДИКИ

Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:

К

Б

Г

ЛИМОН

БЕРЁЗА

ВОРОТА

С

Л

Л

Л

А


Ы

Я


Й




ИГРА «ЗНАЮ -НЕ ЗНАЮ»

Занимаясь с детьми индивидуально, можно практиковать пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю — не знаю». Берём словарик ребёнка и вразброс спрашиваем, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если ребёнок проговаривает слово чётко, правильно, без сомнений, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно, но не правильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике).

Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Просим ребят в течение 5 минут записать как можно больше словарных слов. Так, вчера было записано 8 слов, а сегодня будет меньше или больше? Что бы написать большое количество словарных слов, дети готовы повторять их ежедневно, работа превращается в азартную игру.

5. Собери слоги:

-жур-, -ный-, -де- (ДЕЖУРНЫЙ)

-ки-, -ва-, -лен- (ВАЛЕНКИ)


6. Вопрос — ответ:


Чем рубят дрова?__________

Первый день недели._________

И т.д.

Эти игры можно использовать во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр и загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске или придумывании подобных заданий.


«МУДРЫЙ СЛОВАРИК»

При работе со словарными словами полезно использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. Данный вид работы воспитывает любовь к русскому языку, обогащает словарный запас. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно и красиво.

Например, надо дописать словарные слова:


Как об стенку ____________ (ГОРОХ).

Береги нос в большой _______ ____(МОРОЗ).

Корми __________ (КО РОВУ) сытнее, ________(МОЛОКО) будет вкуснее.







-10-

списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).


СХЕМЫ-УГАДАЙКИ

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными орфограммами. Возможен и более сложный вариант для детей сильной категории: орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Однако этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые — подчёркивать (знак минус — слабая позиция).

_0_0_ (воробей, молоко…)

А_КК_____ (аккуратный)

______СС_ (касса, масса, ...)

_Е __ДЬ (медведь, тетрадь,..)



КОПИЛКА - МИНУТКА

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока. Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично — удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания дается 1 минута, в течение которой ребята без звучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова (вытирает с доски). Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка, подчеркивание орфограммы).

-3-

«ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например, тема урока:

«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске записаны слова:

СОРОКА

ВОРОНА

П ЕТУХ

КОРОВА

ДОРОГА

Стараемся подобрать материал таким образом, чтобы можно было выделить не одно слово. Самое главное — ребё нок должен аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление). далее идут рассуждения:

1. Я считаю, что «лишнее слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух — всего 5.

2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах З слога, а в этом слове 2.

З. ……..слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово — на согласную.

4. ….. слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?,

а слово дорога — на вопрос ЧТО?

И так далее.

Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!







-4-

4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы — словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»).

5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам. Например:

М_ШИНА- МАШИНИСТ

Р_БОТА – РАБОЧИЙ

Или наоборот:

С_ПОЖНИК – САПОГИ

ФУ_БОЛИСТ – ФУТБОЛ

6. Допиши к словарным словам имена собственные (в теме «3аглавная буква в именах собственных»). Например:

К_РОВА — (Зорька, Майка, Бурёнушка)

С_ БАКА — (Клёпа, Каштанка, Динго).

7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи») Например:

Р_БОТА – РАБОТАТЬ,

УЖ_Н – УЖИНАТЬ..


ЗАГАДКИ-ШУТКИ (ИГРЫ)

1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ, …).


2. В каких словарных словах спряталась –ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК,…).

З. Слог потерялся (___ЛЮТ, ____БАКА, ____ВЕДЬ, …).


4. Игра «Чей это голос?»

мычит (кто?) — ____________ (КОРОВА)

поёт (кто?) — СОЛОВЕЙ,ДЕВОЧКА…).

лает кто? —СОБАКА)

-9-

В итоге получается слово ЗА МОРОЗ К И.

  • Шифровка «Добавь гласные»

(или «Испорченная печатная машинка»)

Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. Например: КПСТ (КАПУСТА).

Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённых каким-то общим признаком. Например:

Живые существа:

КРВ (КОРОВА)

ЧЛВК (ЧЕЛОВЕК)

СБК (СОБАКА)

ВРН (ВОРОНА)


Это растёт:

ЧРМХ (ЧЕРЁМУХА)

РХ (ОРЕХ)

ЗМЛНК (ЗЕМЛЯНИКА)



«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»

В рамках определённой темы можно поработать со словарными словами следующим образом.

ЗАДАНИЯ:

1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам и т.д. (в теме «Имя прилагательное», «Правописание окончаний имен прилагательных»).

3. Измени форму числа, падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам»).

-8-

БУКВЫ-ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ)

Дана определённая буква (орфограмма). За отведенное время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:

М ШИНА

М ИНА

М АЗИН

(а)…


КЛА

МА А

КА А

(сс)…


В НА

С КА

(оро)…


Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать данный приём как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные»

.

«МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК

Это очень интересный и не обычный вид работы со словарными словами. дети с помощью учителя, родителей или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении.


-5-

Например:

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ЯГОДА. Ем ягоды круглый год.

КОСТЮМ. Костя носит костюм.

ЛОПАТА. Лопата похожа на лопасть.

ПЕНАЛ. У Пети пенал.

БЕРЁЗА. У берёзы белый ствол.

ТОВАРИЩИ. Том и Толик товарищи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.

(Эта фраза безумно нравится детям. Ибо, если пальто носит папа, то тогда же кто, а вернее, что носит пОльто?).



«ШИФРОВКИ»

  • Шифровка «Слоговое сложение»

• Раздели данные слова на слоги.

• Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.

• Поставь ударение, выдели орфограмму.



ВЕСНА ГОРОД НА РОД

ТРАВА УГОН ВАГОН

ТЕМА ЛЕТО ФОН ТАН ТЕЛЕФОН



Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяем, обязательно оцениваем, записываем имя автора и используем на других уроках или занятиях, обязательно объявляя, чью шифровку мы отгадываем.

-6-

  • Шифровка «Алфавит»

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер.

123456789..

абвгдеёжз..

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные слова.

1, 13, 13, 6, 33 — (АЛЛЕЯ) — в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.


  • Шифровка «Убери лишнее»

Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку.

Например:

К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т З, К, А, Ш

• Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).

Данное упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).


  • Шифровка «Части слова»

Этот вид задания используем при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему. Например:

• Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.

• Корень — как у слова МОРОЗИЛКА.

• Суффикс — как у слова БЕРЁЗКА

• Окончание — как у слова КОН ЬКИ.

-7-

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная. Брошюра»

Краева Е.В. (сост.) Виды работ с трудными словами.

Брошюра, 2 стр.,



Пояснительная записка



В брошюре «Виды работ с трудными словами» собраны задания, которые помогут учителям начальных классов и логопедам сделать процесс обучения более интересным и разнообразным, сочетающим учебные и игровые упражнения. Игры-упражнения помогут учащимся преодолеть трудности при написании словарных слов и трудных слов с различными орфограммами, стать активными и самостоятельными.

Представленные разнообразные игры являются результатом отбора известных в образовательной практике игр. Большинство игр переработано с целью использования в логопедической работе. Игра важна для физического и психического развития каждого ребёнка, для становления его индивидуальности.

Предлагаемый материал рассчитан на работу с детьми 2-4 классов, у которых интеллектуальный и речевой статус достаточен, для усвоения школьной программы, но, тем не менее, при выполнении письменных работ дети допускают большое количество специфических и грамматических ошибок. Целесообразно использование предлагаемого материала в сочетании с общепринятыми в логопедии технологиями предупреждения и устранения дизорфографии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Виды работ с трудными словами

Автор: Краева Екатерина Викторовна

Дата: 22.04.2016

Номер свидетельства: 321513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Виды работ со словарными словами. "
    ["seo_title"] => string(32) "vidy-rabot-so-slovarnymi-slovami"
    ["file_id"] => string(6) "218493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433806345"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Работа над трудными словами в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(50) "rabota-nad-trudnymi-slovami-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412578776"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "виды работы над текстом на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(61) "vidy-raboty-nad-tiekstom-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "314215"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459658198"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Памятка "Разные виды работы с текстом""
    ["seo_title"] => string(39) "pamiatka_raznyie_vidy_raboty_s_tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "405730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491067929"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства