|    Упражнения для развития связной речи.         Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);   Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);   Подбирать действия к предметы и наоборот;   Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…   Назвать слова с определённым слогом, звуком;   Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;   «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);   «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);   «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);   «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);   «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);   Переделать известную сказку;   Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);   Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;   Придумать продолжение сказки;   «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);   Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).                    |              Беседа             Взрослым очень интересно   То, что всем давно известно!   «Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,  И «Кого ты больше любишь –   Маму, папу или братца?»   Всё не могут разобраться!   А вот завтра я поеду     На беседу     К логопеду!   Он мне скажет:   «Порычи!»   Он попросит:   «Помычи!   Пошипи   И пожужжи!   И язык мне покажи!»   Хорошо пойдёт беседа   У меня и логопеда!   Людмила Фадеева                                                     Учитель-логопед Зиновьева Е.М.        |                                                                                                                           |  
  |   Развитие речи ребёнка в норме.    Подготовительный период (от 0 до 1 года).     2-3 месяца – гуление;   4-6 месяцев – лепет;   9-12 месяцев – первые слова.   2. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).     1,5-2 года – фраза;   к 3 годам – связная речь (несколько фраз).   3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).  К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.  6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.  4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.        Особенности речевого развития детей 6-7 лет.    Правильно произносят все звуки родного языка;   Производят простейший звуковой анализ слов;   Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);   Грамматически правильно строят фразу;   Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;   Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);   Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;   Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.     |     Предпосылки нормального развития речи ребёнка.    Психологическое и физическое здоровье.   Нормальные умственные способности.   Нормально развитый слух и зрение.   Потребность в речевом общении.   Полноценное речевое окружение.           Предпосылки для успешного овладения грамотой.    Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).   Психическое и физическое здоровье.   Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.   Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.   Полноценное речевое окружение.   Нормальное развитие двигательной сферы.        Артикуляционная гимнастика.   Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.        Комплекс № 1 (общий).   1.Удерживание губ в улыбке;    2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;     3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка);   4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;   5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;   |     6.Удерживание узкого языка (иголочка);   7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.      Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).    Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);   Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…(упражнение делается на одном выдохе);   Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.     Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).       Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).    Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;   Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).            |