1. Организация и содержание РППС для развития связной речи в старшей группе.
2.Одним из важных условий достижения высоких результатов в нашей работе с детьми является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.Цель воспитателя – сконструировать такую среду для развития творческой личности воспитанника.
Для этого в наших группах созданы центры.
4.В детском саду 5 образовательных областей.
5.Я остановлюсь на области речевое развитие
6. Для стимулирования речевой активности детей необходима организация двух центров.
Это литературный центр и центр речевого развития.
Речевой располагается отдельно от литературного , так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.
7. Цель организации литературного центра – создание благоприятных условий для знакомства детей с миром художественной литературы. Развиваем память, внимание, обогащаем словарный запас, знакомим с творчеством детских писателей и поэтов.
8. Мы воспитываем бережное отношение к книге.
9 - 11 Воспитатель подбирает материал с учётом возрастных особенностей детей.
12. Необходимо обратить внимание на удобство (условие открытого доступа)
и безопасность (никаких стеклянных полок), работа с ножницами в присутствии воспитателя.
13 В придумывании названия центра могут принять участие воспитанники. Например:
«В гостях у сказки», «Лукоморье», «Книжная радуга».
14 Наполняемость центров для каждого возраста разная.
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
10-12 книг различной тематики и жанров (О природе, о Родине, сказки)
Портреты писателей: ( в том числе зарубежных)
книги, рекомендованные программой;
Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми
Энциклопедии, словари;
Рисунки детей к литературным произведениям»
Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
«Толстые» книжки;
15 В центре книги оформляются выставки, которые сопровождаются рисунками детей.
16. Вот вариант книжки-самоделки.
17 Центр РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
18 Центр речевого развития наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Постоянно он обогащается, чтобы детям было интересно и результативно в нем заниматься.
В оборудование входят стеллажи, стол, стул, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность детей.
19 Особое место отводится одушевленному персонажу. С ним ребята беседуют в игровой форме, он присылает задания.
20 Это могут быть герои сказок, мультфильмов, животные и т.д.
21 Центр должен иметь название.
Например: «АБВГДейка»,»Учимся разговаривать», «Говоруша» или название можно связать с хозяином центра «В гостях у Незнайки», «Учим зайку говорить»
22 НАПОЛНЯЕМОСТЬ речевого центра должна осуществляться по разделам:
- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- МЕЛКАЯ МОТОРИКА
- РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
- ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
- ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- ГРАМОТА
Остановимся подробнее
23 Артикуляционная гимнастика
Картинки можно изготовить самостоятельно, а можно взять из методической литературы
Например:
(Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках».
«Артикуляционная гимнастика в считалках»
24 Её лучше делать перед зеркалом. Можно изготовить такой сундучок. для индивидуальной работы с детьми. На откидной крышке сундучка находится зеркало, а в нём – опорные схемы для артикуляционных упражнений.
25 УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ на развитие МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребёнка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью.
26 Для этого мы используем, шнуровки, трафареты, массажные мячики, крышечки от Агуши, игры с пинцетом «Разложи по цветам». Игры с использованием фасоли и т.д.
27 С помощью Магнитной азбуки улучшаем сенсорное восприятие и развиваем память
28 карточки с профессиями, временами года, части суток
29 Следующее это РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Что очень важно для постановки произношения звуков и подачи голоса
30 Для развития речевого дыхания мы используем мыльные пузыри, султанчики, вертушки,
31 32 воздушные шары, игры « сдуй снежинку с варежки, горячий чай. и т д.
33 ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Игры на дифференциацию звуков (например используем парные карточками Зинаиды Бобылевой,
34 игра звуковые улитки.
35 ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Альбомы по автоматизации звуков
Логопедическое лото, Подбери и назови, Паровоз
36 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
37 Игры «Один-много», Назови ласково
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ «Когда это бывает». «Играем в профессии»
38 ГРАМОТА Схемы слов, предложений.
39Игра «Составь предложение по схеме
40 41 42 Начиная со средней группы речевой центр дополняется местом (столик, полка)для временных тематических выставок-иллюстраций (ИЛЛЮСТРАЦИИ скороговорок, поговорок, загадок, АЗБУКА и БУКВАРЬ наши первые учебники т.д.)
43 Создавая развивающую среду группы очень важно сделать обстановку комфортной и эстетичной. В то же время необходимо научить детей бережному отношению и поддержанию порядка в центрах.