Игровые упражнения как средство развития связной речи в начальной школе
Игровые упражнения как средство развития связной речи в начальной школе
Игровые упражнения как средство развития связной речи в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Игровые упражнения как средство развития связной речи
В начальной школе
. Характеристика речевого развития детей
старшего школьного возраста………………………………………………5
1.2. Основные задачи работы по развитию речи детей ………………………9
1.3. Игра как один из основных видов деятельности у младших школьников…………………………………………………………………….11
1.4. Игровые упражнения на уроках обучения грамоте………………….…13
Заключение……………………………………………………………….……36
Список литературы……………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач школьного образования. Содержание работы по развитию речи складывается из определенного объема речеведческих сведений и понятий. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Речь является каналом развития интеллекта, зеркалом культуры и образованности человека. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень развития.
В современной системе школьного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к дальнейшему школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование игровых приемов на уроках обучения грамоте по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач.
выбранной темы подтверждается тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие речевых способностей школьника, способствует формированию нормам литературного языка, обогащению словаря и грамматического строя речи, а также развивает творческую личность и готовит ее к познавательной активной деятельности.
Целью работы является изучение практического опыта по использованию игровых упражнений на занятиях, которые помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом.
Задачи работы:
1. Изучить теорию усвоения языка в школьном детстве и психолого-педагогические основы методики развития в младших школьников.
2. Расширить представления о развитии речи детей в младшем школьном возрасте.
3. Описать игровые упражнения, направленные на развитие связной речи.
4. Отработать игровые упражнения на занятиях по развитию речина уроках обучения грамоте
5. Оценить эффективность упражнений, способствующих развитию связной речи школьников.
Объектом исследования является изучение опыта педагогов по использованию игровых упражнений на уроках обучения грамоте.
Предметом исследования является обобщение опыта и оценка эффективности упражнений на развитие связной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые упражнения как средство развития связной речи в начальной школе »
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Отдел образования администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга
МБОУ СОШ №72
Проектировочная работа
Игровые упражнения
как средство развития связной речи
в начальной школе
Учитель:
Мячкова Е.А.
Екатеринбург 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Игровые упражнения как средство развития связной речи
В начальной школе
1.1. Характеристика речевого развития детей
старшего школьного возраста………………………………………………5
1.2. Основные задачи работы по развитию речи детей ………………………9
1.3. Игра как один из основных видов деятельности у младших школьников…………………………………………………………………….11
1.4. Игровые упражнения на уроках обучения грамоте………………….…13
Заключение………………………………………………………………..……36
Список литературы……………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач школьного образования. Содержание работы по развитию речи складывается из определенного объема речеведческих сведений и понятий. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Речь является каналом развития интеллекта, зеркалом культуры и образованности человека. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень развития.
В современной системе школьного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к дальнейшему школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование игровых приемов на уроках обучения грамоте по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, в какой мере образовательный процесс обеспечивает развитие речевых способностей школьника, способствует формированию нормам литературного языка, обогащению словаря и грамматического строя речи, а также развивает творческую личность и готовит ее к познавательной активной деятельности.
Целью работы является изучение практического опыта по использованию игровых упражнений на занятиях, которые помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом.
Задачи работы:
1. Изучить теорию усвоения языка в школьном детстве и психолого-педагогические основы методики развития в младших школьников.
2. Расширить представления о развитии речи детей в младшем школьном возрасте.
3. Описать игровые упражнения, направленные на развитие связной речи.
4. Отработать игровые упражнения на занятиях по развитию речина уроках обучения грамоте
5. Оценить эффективность упражнений, способствующих развитию связной речи школьников.
Объектом исследования является изучение опыта педагогов по использованию игровых упражнений на уроках обучения грамоте.
Предметом исследования является обобщение опыта и оценка эффективности упражнений на развитие связной речи.
1. Игровые упражнения как средство развития связной речи
в младшем школьном возрасте
1.1. Характеристика речевого развития детей
Младшего школьного возраста
Развитие речи ребенка-школьника в норме идет по нескольким направлениям. Речь идет об обогащении словаря, овладении грамматическим строем речи, о развитии фонематического слуха, связной речи и ее функций (коммуникативной, планирующей, знаковой и др.), об осознании словесного состава речи. По мере расширения круга общения изменяются и функции речи. Как известно, центральная функция речи – коммуникативная. Реализуется она посредством выражения мысли и воздействия на себя и на других людей – на их поведение, мысли, сознание. А.А. Леонтьев считал, что социальный смысл речи в том, что она обеспечивает любую деятельность человека, планируя, контролируя, регулируя ее.
Для младшего школьного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.
К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарный состав языка, совокупность слов, употребляемых ребенком), особое внимание следует уделять качественной стороне словаря: увеличение лексического запаса за счет слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, а также многозначных.
В младшем школьном возрасте в основном завершается важный этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой и развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют его характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Формируется умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.
Наиболее яркая характеристика речи детей шестого года жизни – активное усвоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Вместе с тем, некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). У ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в высказывании.
В первом классе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Учитель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове и предложении. Во всех начальных классах проводятся упражнения на развития связной речи, диалогической речи, формируется культура речевого общения. Педагог развивает самостоятельную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
1.2. Основные задачи работы по развитию речи детей
«Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Львов).
Развитие речи школьников в первом классе осуществляется во всех видах деятельности, однако доминирующее значение имеют специальные речевые занятия на уроках обучения грамоте.
Главная задача – развитие связной речи, поэтому решение ее осуществляется на всех занятиях и занимает большую часть учебного времени.
Круг учебных задач по отношении к детям младшего школьного возраста остается тот же, что и на предыдущих этапах, однако каждая задача усложняется как в смысле содержания, так и в отношении методики.
Продолжается решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря.
Одна из важнейших задач – формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда слов наиболее подходящее слово для употребления в данной ситуации (жаркий день – знойный, жаркий спор – взволнованный), понимать переносное значение слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая).
Следует продолжать совершенствовать предметный и предикативный словарь, особое внимание уделять употреблению имен прилагательных наречий, характеризующих качества и свойства предметов, отношения людей, их эмоциональное состояние.
Учебные задачи в области морфологии, словообразования и синтаксиса направлены на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями, на формирование языковых обобщений. Теперь задания на согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже усложняются и даются в таком виде, что дети должны сами находит правильную форму (зеленое яблоко, зеленое полотенце, зеленый чай; одно яблоко, два яблока, пять яблок), образовывать степени сравнения, изменять значения слов. Совершенствование навыков звукосложного анализа и синтеза. Необходимо закреплять навыки синтезирования слов из трех-пяти звуков, выделения звука в слове и определения его местонахождения, учить ребенка убирать, добавлять, заменять звук, слог в слове:
Баранка – баран, бусы – усы;
Дочка – удочка, пуск – отпуск;
Рак – мак, калина – малина.
Надо учить дошкольника понимать и употреблять сложные слова, состоящие из двух корней: рыбу ловит рыболов, пешком ходит пешеход, лес рубит лесоруб; совершенствовать словарь антонимов и синонимов; закреплять навыки словоизменения.
Следует знакомить детей с различными способами словообразования:
учить образовывать прилагательные от наречий: темно – темный;
прилагательные от существительных: снег – снежный, дерево – деревянный;
сравнительную степень прилагательных: теплый – теплее, короткий – короче;
прилагательные с ласкательным значением: сладкий – сладенький;
однокоренные слова: сад, садовник, садовый.
Для закрепления этих навыков можно использовать разнообразные игры со словами, шарады.
Работа над синтаксисом включает формирование в речи детей разнообразных сложных предложений. При этом используется и прием коллективного письма. Кроме того, предусматривается развитие самоконтроля, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Задача по развитию школьников связной речи тесно связана с другими задачами: освоение родного языка, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказываний.
На первом плане стоит формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разные типы связей между предложениями.
Школьники должны уметь вести координированный диалог между собой.
Продолжается работа по выразительному пересказыванию литературных текстов. Совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формируется умение сочинять короткие сказки на заданную тему; пробовать составлять простые небылички и загадки.
Очень важно развивать связную речь. Чтобы стать успешным в школе, ребенок должен уметь связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях своей жизни, пересказывать тексты.
1.3. Игра как основной вид деятельности у младших школьников
Проблема игры как основного вида деятельности − одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.
Игра – средство познания действительности. Она рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Игра– это своеобразный результат освоение и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. В детском игровом сообществе это причастность к миру взрослых. Соотнесения себя с группой сверстников, проявление дисциплины и адекватности поведения в соответствии со взятой ролью… Й. Хейзинги рассматривает игру как сообщество с общей целью. Объединение в сообщество происходит на основе какой-то цели (М.Г. Вохрышева). Вот почему столь важно формировать цель игры.
Отметим, важным аспектом является ряд технологических требований к организации игры:
− четко формировать цель в соответствии с фиксированными установками;
− определять тему и содержание;
− предвидеть возможные варианты ответов, набор часто используемых слов детей, развитие словарного запаса;
− подготовить различную атрибутику в соответствии с целью и содержанием игры.
К сожалению, игра как метод обучения и воспитания, как средство передачи опыта используется лишь на начальном этапе дошкольного и начального школьного образования. На наш взгляд, игра позволяет реализовать принцип активного участия обучающихся, дает им возможность мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и механизмы саморазвития. Игра рождает переживания, связанных с пробой собственных сил и самоутверждением, поэтому, несмотря на условность игровой ситуации, она является эффективным средством обогащения жизненного опыта.
Притягательность игры определяется тем, что это деятельность:
Свободная (организуется лишь по желанию ее участников и ради удовольствия, получаемого от ее процесса, и от ее результата);
Творческая (чаще носит импровизированный характер);
Удовлетворяющая потребность в самоутверждении, самореализации.
Игра позволяет развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательную активность и познавательную самостоятельность, а значит, сохранять интеллектуальный потенциал здоровья. Игра удовлетворяет потребность в общении, принадлежности к группе, исполнение социальной роли, игра обладает высоким потенциалом для развития толерантности, терпения, способности согласовывать свои действия с партнером, умение доброжелательно участвовать в дискуссии.
Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития детей, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных процессов.
1.4. Игровые упражнения на уроках по развитию речи
В первом классе обучаются дети, которым нет еще и семи лет. Они очень подвижны и энергичны, быстро утомляются от однообразной деятельности. Время их продуктивного мышления около десяти минут.
Для того, чтобы привлечь внимание школьников к уроку, необходимо использовать эффективные методы, заинтересовать детей чем-то новым и увлекательным.
Одним из таких методов является использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте. Игра оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности дошкольников, помогает более качественно усвоить сложный программный материал, закрепить его усвоение на занятиях, поэтому она является одним из продуктивных методов обучения в детском возрасте.
Включения в уроки игр и игровых моментов делает процесс обучения наиболее интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес дошкольников к занятию.
Игровые упражнения на воспитание звуковой культуры речи
«Найди общий звук»
Цель: развитие умения находить в словах нужный звук.
Задание: Детям дается несколько слов, в каждом из которых есть общий звук. Школьники должны отгадать, какой звук общий для всех слов.
Например: дом, дым, душ, дар, дед.
«Какой звук потерялся?»
Цель: развитие фонематического слуха детей.
Задание: Взрослый произносит слова или предложения, а дети называют потерявшийся звук.
Например: На полке лежит кни…а. В небе раздался …ром.
«Найди лишнее слово»
Цель: развитие фонематического слуха детей.
Задание: Детям дается несколько слов с одним общим звуком и одно слово, где этого звука нет. Дети должны найти это лишнее слово. Объяснить, почему данное слово является лишним?
Например: кошка, каша, мама, крупа.
«Какое слово поучилось?»
Цель: развитие фонематического слуха детей.
Задание: Детям предлагается заменить первый или последний звук в слове на заданный звук. Затем, дети произносят получившиеся слова.
Например, нужно заменить последний звук в совах на звук [С]: век, лев, нож, труд.
«Где спрятался звук?»
Цель: развитие фонематического слуха детей.
Задание: Детям предлагается несколько предметов или картинок. В названиях нескольких из них должен присутствовать заданный звук. Дети должны найти картинки или предметы с нужным звуком.
«Кто в домике живет?»
Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
Цель: развитие умения выделять дифференцируемые звуки.
Задание: Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, предложение, небольшой текст). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит один из дифференцируемых звуков и топнуть, если услышит другой звук. Вместо звуковых сигналов можно использовать разноцветные флажки или карточки.
Например, лиса, лось, заяц, зебра, корова, кит, малыши, медведь и т.д.
Игра «Кто больше»
Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
Задание: Учитель предлагает детям рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная), например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначают слова со звуками [ с ], [ с '].
Игровые упражнения на активизацию словарного запаса
Игра «Скажи по-другому»
Тема: Подбор синонимического ряда.
Цель: развитие умения подбирать синонимы к предложенным словам.
Задание: Замените выражения:
− тяжелый груз (имеющий большой вес);
− тяжелый сон (неспокойный);
− тяжелый воздух (неприятный);
− тяжелая рана (опасная, серьезная);
− тяжелое чувство (мучительное, горестное);
− тяжелый на подъем человек (с трудом решается на что-то);
− тяжелое наказание (суровое).
Игра «Назови одним словом»
Тема: Подбор синонимического ряда.
Цель:развитие умения подбирать синонимы к предложенным словам.
Задание: скажите по-другому.
Часы идут (ходят, тикают); дождь идет (льется, капает), поезд идет (едет, мчится), фильм идет (демонстрируется), весна идет (наступает), пароход идет (плывет), лед идет по реке (движется, перемещается).
Игра «Кто хитрее?».
Цель: развитие умения образовывать сравнительные степени имен прилагательных.
Задание: Вспомните сказки, где главные герои животные.
Лиса хитрая, а журавль – (хитрее, хитрющий);
Лиса умная, а журавль – (умнее);
Заяц труслив, а зайчишка – (трусливее);
Медведь косолапый, а Мишутка – (косолапее);
Волк худой, а Муравей – (худее).
Игра «Найди общее»
Цель: развитие умения классифицировать слова по общему признаку.
Задание: Перечисление предметы одного ряда. Назовите одним словом.
Например, кукла, лимон, картофель пирамидка, яблоко, морковь, мячик, слива, лук.
Игра «Найди лишнее слово»
Цель: развитие умения классифицировать слова по общему признаку.
Задание: Найдите лишнее слово и устраните лишний предмет в данной родовой группе.
Например, помидор, огурец, лук, яблоко.
Игра «Почему так?»
Цель: развитие умения классифицировать слова по общему признаку, упражнять в умении объяснять свой выбор.
Задание: обозначьте путем противопоставления или исключения слова.
Например, шапка,шуба – одежда, а ботинки? Лимон, апельсин – фрукт, помидор? Стол, стул – мебель, а телевизор?
«Подбери слова»
Цель: развитие умения активизировать словарный запас с помощью глаголов.
Задание: Подберите как можно больше слов, соответствующих действию. Например, солнце – греет, светит, садится, освещает и т.д.; листья – растут, опадают, грустят.
Игровые упражнения на формирования грамматического строя речи
Игра «Отвечай быстро»
Тема: Согласование имен прилагательных с именем существительным.
Цель: развитие умения согласовывать части речи.
Задание:Подберите нужное слово. (Воспитатель бросает детям мяч).
Тема: Согласование имен прилагательных с именем существительным.
Цель: развитие умения согласовывать части речи, формирование словарного запаса.
Задание:Подберите нужное слово.
Учитель: Таня со своими друзьями пришла в магазин за посудой. Опишите, какую посуду хочет купить Таня и ее друзья.
Например, фарфоровый, нарядный, металлическая, красная, блестящая…
Игровые упражнения на развития связной речи
Игра «Составь рассуждение»
Тема: Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам.
Цель: развитие умения составлять рассказ по картинкам, самостоятельно придумывать события, учить определять начало, основную часть, заключительную часть.
Задание:Составьте рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используйте для связи предложения слова: вот потому, потому что, в связи с этим…
Игра «Учимся рассуждать»
Тема: Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам.
Цель: развитие умения составлять рассказ по картинкам, самостоятельно придумывать события, учить определять начало, основную часть, заключительную часть.
Задание: Детям предлагаются картинки-небылицы (летом мальчик катается с горки в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы…)
Скажите, что на картинках нарисовано неправильно, что надо изменить? Используйте слова «во-первых», «во-вторых», чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.
Игровое упражнение № 1
Задание: Внимательно рассмотрите рисунок и расскажите, как выглядит кукла, что она делает. (Это кукла Катя. Катя одета красиво. На ней… Она собралась идти… На улице идет дождь, поэтому…) Не глядя на рисунок еще раз расскажите про куклу Катю; теперь рассмотрите рисунок и представьте, где Катя живет, с кем дружит.
Комментарий. Задание носит комплексный характер. Первая часть (Это кукла Катя. Катя одета красиво. На ней…) направлена на развитие грамматического строя речи. Педагог начинает фразу – ребенок, анализируя рисунок, продолжает. Приветствуются различные варианты ответов.
Цель второй части (Она собралась идти...) − развивать планирующую функцию речи. Дети должны проанализировать информацию, данную на картинке (идет дождь, медвежонок мокнет под дождем), и продолжить мысль, например в такой последовательности: «Кукла собралась гулять, но пошел дождь. А на дворе под грибком мокнет медвежонок. Ему, конечно, холодно. Поэтому кукла Катя взяла зонтик и пошла выручать медвежонка».
Последняя часть задания (На улице идет дождь, поэтому...) направлена на развитие умения строить обоснованное суждение.
Игровое упражнение № 2
Задание:Рассмотрите рисунки, раскрасьте их и расскажите про кошку Марусю и ее котят. (Кошка Маруся очень... У кошки Маруси... котят. Шерстка у... разных цветов. Один котенок... другой... а третий... Два котенка...
Кошка Маруся заботливая мама. Вот она учит котят играть с мячом. Мяч... цвета, украшен... полосками...)
Не глядя на рисунок, расскажите про кошку и ее котят по памяти.
Игровое упражнение № 3
Задание: Рассмотрите рисунки и придумайте к каждому по одному предложению; составьте к каждому рисунку историю.
Подумайте и скажите: как зовут девочку? Куда она пошла? Кто встретился ей по дороге? Что произошло дальше? Чем все закончилось?
Комментарий. Задание направлено на развитие планирующей функции речи. Содержание первого рисунка − знакомый по сказке «Красная Шапочка» сюжет, хотя представленная ситуация отличается от сказочного повествования. Дети, составляя предложения по сюжету рисунка (а не сказки!), должны учесть этот момент. Задания такого вида не только учат учитывать исходную информацию, но и подводят к решению задач, которые предлагают в начальной школе.
На втором рисунке изображена незнакомая детям ситуация.
Составлять рассказы по рисункам помогают вопросы. Конкретно поставленные, в первом случае они требуют ответов по существу, а не простого воспроизведения сюжета сказки. Во втором случае требуется изложение самостоятельно придуманной истории с учетом «предлагаемых обстоятельств». Воспитатель поощряет самые разные варианты историй, придуманных детьми. Единственное требование − придерживаться информации, данной на рисунке.
Игровое упражнение № 4
Задание: Рассмотрите рисунки и восстановите последовательность событий: что случилось сначала, что потом. Покажите стрелками последовательность событий. Составьте рассказ по рисункам.
Комментарий. Задания этого типа помогают развивать внимание и логическое мышление. Однако их содержание не исключает и возможности достижения другой цели − развивать планирующую функцию речи. Для этого нужен набор разнообразных иллюстраций. В противном случае дети не смогут проанализировать информацию и будут просто пересказывать знакомый сюжет. Предлагаемые рисунки подводят к необходимости сначала исследовать сюжет, а уже потом составлять рисунок.
Чтобы дети легче справились с заданием, можно использовать следующий методический прием: один ребенок начинает рассказ, а другой продолжает и т.д.
Игровое упражнение № 5
Задание: Внимательно рассмотрите рисунок.
Скажите: Кто живет в этой квартире? Чем он увлекается? Что любит делать тот, кто живет в этой комнате? Мальчик это или девочка?
Комментарий. Задание носит творческий характер. Вопросы помогают детям обратить внимание на важные детали: книги и портфель говорят о том, что хозяин комнаты учится в школе; спортивные перчатки и мяч − о его увлечении футболом. Кошка, которая спокойно улеглась на коврике, свидетельствует: обитатель комнаты любит животных. Кто он? Конечно, мальчик.
Игровое упражнение № 6
Задание: Рассмотрите рисунки. Слева нарисована Катя, а справа среди других детей ее сестра-близнец Лена. Найдите ее и соедините сестер Катю и Лену линией. Определите, как зовут других детей, если известно, что Таня младше всех, Света старше всех, а Витя любит играть в теннис. Придумайте историю про детей и скажите: С кем говорит по телефону Света и о чем? Куда она ведет Таню? Куда идет Витя? Куда собрался Коля
Комментарий. Задание помогает детям запоминать сложную инструкцию и действовать в соответствии с ней, что является важнейшим условием успешного обучения в школе. Как и предыдущие, дает возможность проявить фантазию (Света может говорить по телефону с подругой, с мамой или с теми, к кому она ведет сестру; идти они могут в гости, на день рождения, на праздник в детский сад и т.п.).
Игровое упражнение №7
Задание: Внимательно рассмотрите рисунки. Выберите любые три рисунка и составьте на их основе предложение. (Врач пришел по вызову в этот дом, а на него кинулась собака; девочка сорвала цветок, поставила его в вазу, что стояла на столе.) Выберите другие рисунки и составьте новое предложение.
Комментарий. Задание направлено на развитие творческих способностей: в одном высказывании требуется связать три слова. Если у кого-то из детей задание вызовет затруднение, педагог может упростить его - разрешить использовать два слова. Усложнение задания: составить несколько предложений, используя одни и те же слова.
Игровое упражнение № 8
Задание: Внимательно рассмотрите рисунки. Закройте их бумагой и назовите, что на них изображено. Один из рисунков отличается от остальных. Что на нем изображено? (Собака, она живая.) Посмотрите на рисунки еще раз. Придумайте историю: кто живет в этом доме? Чем они занимаются? Есть ли в доме дети? Это мальчик или девочка? Как бы вы назвали собаку? Составьте рассказ, используя все изображенные предметы.
Комментарий. Это задание (как и два предыдущих) расширяет границы составляемых детьми рассказов. Разница в том, что в текст следует включить все изображенные на рисунке предметов. Задание не из легких: для его выполнения необходимо сконцентрировать внимание и память. Кроме того, задание стимулирует творческие способности, развивает логическое мышление и, конечно, умение составлять связные фразы, соединяя их в небольшой текст.
Игровые упражнения «Объясни смысл пословицы»
Трудности, которые испытывает педагог на занятиях по развитию речи: наибольшие, связанные с заданием на образное мышление, в частности с работой над смыслом пословиц и поговорок. Психологи утверждают, что именно раскрытие смысла пословиц говорит о высоком уровне развития интеллекта ребенка. Основная методическая сложность кроется в иносказательном характере, в их скрытом смысле, который можно истолковать по-разному. Во многих случаях их текст не соответствует иносказательному смыслу. Отсюда и сложность: не только пояснить детям смысл пословицы, сколько донести суть иносказания, тайный смысл. Однако трудности эти решаемы, если у детей развито умение абстрагироваться и переносить «смысловые содержания» на разные жизненные ситуации.
Для решения данной проблемы мы предлагаем использовать на занятиях по развитию речи следующие игровые упражнения.
Прочтите детям пословицу «Молодец против овец, а против молодца и сам овца» и обсудите ее смысл. Попросите объяснить суть, опираясь на рисунки.
Этапы работы
1. До чтения пословицы рассмотрите с детьми рисунки (вверху), обсудите смысл каждого. На первом рисунке большой мальчик обижает малыша. Он отнял у него игрушку. Горе малыша, его слезы вызывают у большого мальчика смех. Хорошо ли он поступает? (Ответы.) На втором рисунке взрослый (может быть, это папа малыша) строго разговаривает с обидчиком. Теперь он уже не такой веселый и храбрый: опустил голову и не решается возражать.
2. Предложите детям из представленных персонажей выбрать для себя роль: на месте кого им хотелось бы быть? Почему?
3. Прочтите пословицу и предложите соотнести содержание с рисунками: действительно ли рисунки иллюстрируют пословицу? Ведь речь идет об овцах, а на рисунке люди. Возможно, придется пояснить: овца очень робкое и пугливое животное, себя защищать не умеет. Следовательно, пословица говорит вовсе не о том, кто храбр и силен, а о том, кто слабых обижает, а перед более сильными отступает.
Прочтите детям пословицу: «Не за свое дело не берись, а за своим – не ленись»и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, как они связаны с пословицей.
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки (внизу),обсудите смысл каждого.
2. Предложите выбрать ситуацию, в которой они сочли бы свое участие разумными целесообразным: копать яму? Принести саженец? поливать? Помогать закапывать корни небольшой лопаткой? Придерживать саженец, пока дедушка закапывает корни?
3. Прочитайте пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунком.
4. Предложите детям самостоятельно придумать ситуации, в которых они могли бы оказать взрослым посильную и самостоятельную помощь' помыть тарелку? подмести? покормить домашних животных? погулять с собакой? И т.п.
Прочтите детям поговорку «От маленькой искры большой пожар бывает» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки (вверху) и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. (Заметим: они отражают прямой смысл пословицы, но тем не менее в них содержится и более глубокий, скрытый смысл. Опыт работы показывает: старшим дошкольникам трудно его объяснить. Поэтому можно ограничиться «бытовой пользой» содержания пословицы с точки зрения безопасности жизнедеятельности.)
2. Предложите установить связь между рисунками: как вы думаете, живет ли мальчик в этом доме? Что могло послужить причиной пожара? связан ли этот факт с игрой мальчика со спичками?
3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками.
Прочтите детям поговорку «Tpyc и тени своей боится» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки (внизу) и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите сюжет и смысл каждого.
2. Предложите, подумав, сказать: как они повели бы себя в подобных ситуациях? Случались ли такие ситуации, когда, испугавшись чего-то, потом понимали, что на самом деле было вовсе не страшно?
3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками; подумать, кому из героев более подходит определение: «Трус, который и тени своей боится».
Прочтите детям поговорку «Если человека не знаешь, посмотри на его друга» и обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, кого можно выбрать в друзья. Почему?
Этапы работы
1. Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.
2. Предложите, подумав, сказать: в какой ситуации они могут себя представить?
3. Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками.
Подводя итог, отметим: предложенные задания не только активно развивают интеллектуальную функцию речи, но и формируют мышление, умение оценивать ситуацию критически, развивают внутренний план действий, понимание причинно-следственных связей. Кроме того, способствуют развитию логического мышления, воображения, памяти, внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важными условиями для улучшения качества воспитательно-образовательной работы в детском саду являются совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно и качественно усваивать программный материал.
Многие вопросы изучения развития речи ребенка шестого года жизни остаются в наши дни дискуссионными. Представляется, как необходимы и важны для практики методические разработки соответствующих дидактических материалов, направляющих обучающий процесс. Таких, чтобы в ходе занятий педагог смог реализовать процесс «вырастания» подготовленного к школе ребенка.
Подбирая развивающий материал, воспитатель, прежде всего, оценивает, чем конкретно он может обогатить детей.
Игровые упражнения на занятиях по развитию речи обогащают речь дошкольника и делают ее выразительной с точки зрения литературного языка. Задания способствуют развитию лексики – учат детей активно использовать в своей речи синонимы, антонимы сравнения. Несомненно, задания данного вида активно влияют на развитие мышления, памяти, внимания, а наглядная форма делает их привлекательными и интересными. Следовательно, работа по предлагаемым разработкам будет косвенно влиять на формирование мотивации учения, что очень важно с точки зрения подготовки ребенка к будущей школьной жизни.
Список литературы
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1997.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Божович Е.Д. Проблемы развития речи и обучения языку в научном творчестве Л.И.Божович // Культурно-историческая психология. 2006. № 3.
Гербова В.В. Картинки по развитию речи детей старшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: НПО «МОДЭК», 2001.
Катаева А.А. Стребелева Е.С. Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. М., 2001.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у школьников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тумакова Г.А. Ознакомление школьников со звучащим словом. М., 1991.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи школьников. М.; Воронеж, 2002.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи школьника // Вопросы психологии. 1989.№ 3
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи школьников. М., 2008.