Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря.
Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря.
В данном сборнике представлены игры и упражнения, которые помогут дошкольникам в развитии связной речи и активизации словаря.
Развитие связной речи у детей сейчас очень актуально. Потому что родители мало общаются с детьми. Они замещают себя телевизором, видео, компьютерными играми. В результате дети затрудняются рассказать о каком-то событии чётко и логично, составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря. »
В данном сборнике представлены игры и упражнения, которые помогут дошкольникам в развитии связной речи и активизации словаря.
Развитие связной речи у детей сейчас очень актуально. Потому что родители мало общаются с детьми. Они замещают себя телевизором, видео, компьютерными играми. В результате дети затрудняются рассказать о каком-то событии чётко и логично, составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.
«ПРИДУМАЙ ПРОЗВИЩЕ»
Для этой игры нужны картинки и фотографии разных животных и людей: их должно быть много, и лучше с характерной внешностью. Задача – придумать каждому персонажу смешное, интересное и подходящее к его внешности прозвище.
Пусть ребёнок сочиняет сам, а вы- только если у него е получается.
«КТО ЭТО?»
В данной игре всё наоборот: прозвище есть, но неизвестно, что это и как оно выглядит. Вот и нужно себе представить и описать неведомое существо.
«ЭТО ПОХОЖЕ НА …»
Ребёнок выходит из комнаты, потом заходит, и вы ему говорите: «Это похоже …»- он должен отгадать, о чём идёт речь. Загадывать можно только то, что есть в комнате и что можно непосредственно увидеть. Потом меняемся ролями.
«ЗАКОНЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ»
Такая игра в объяснениях не нуждается. Качество рифм тут не важно: было бы смешно и интересно.
Например: Съел сегодня Людоед
Двадцать порций на обед:
Ел он ……………………………….
(дальше о том, что и кого он ел).
Толстый старый Бегемот
Проглотил Ежа – и вот:
( что было дальше?).
«ВЕСЁЛАЯ ТРАГЕДИЯ»
Нужно придумать хороший конец для страшного рассказа. Возможный сюжет:
Охота на удава.
Однажды мы с папой и мамой, и сестрой Шурой шли на озеро через лес, по тропинке. Там растут высокие ели и сосны, некоторые деревья упали и лежат на земле с вывороченными корнями, похожими на толстые щупальца. Мы всегда стараемся быстрее пройти через этот лес.
И вот идём по тропинке, и вдруг я вижу у поваленного дерева огромную змею. Она свернулась в кольцо и явно собирается на нас напасть.
В длину змеюка была метров десять и толщиной- в детскую руку. Какого она цвета, разобрать было трудно, но мне показалось, что она чёрная. Её голова была приподнята вверх и слегка раскачивалась. Я закричал:
- Папа! Мама! Шура! Бежим!
- Что такое? Куда?- спросил папа.
- Бежим скорее! Тут ужасная змея! Она хочет на нас напасть!
Мама и Шура мне сразу поверили. А папа присмотрелся к змее, ничего не сказал и пошёл прямо к ней. Наклонился и вдруг как начал хохотать.
Что произошло дальше? Почему папа засмеялся?
(Папа поднял змею и понёс к нам. А змея ничего- даже не шипит. Папа подошёл ко мне и надел змею прямо на меня. Я ужасно испугался, а мама почему-то начала смеяться. Шура протянула руку, потрогала змею- и тоже засмеялась. Тут я скосил глаза- смотрю, а на моих плечах лежит старый резиновый шланг…).
«НЕБЫВАЛЬЩИНА»
Помните фольклорное: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота»? в таком стиле и надо выдумывать- так, как заведомо не бывает.
«ОБЪЯСНЯЛКИ»
Представьте, что к вам прилетел гость с другой планеты. Он плохо понимает наш язык. Надо объяснить, что означают слова. Ребёнок объясняет слово, которое загадал, а дети отгадывают.
«НАОБОРОТ» или «ПОМЕНЯЙ МЕСТАМИ»
Рассказать сказку, изменив амплуа героев. Например, колобок- злой, а лиса- добрая.
«А ЕСЛИ БЫ…»
Помечтать на тему: А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.
«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-либо своё. Третий по порядку повторяет два первых слова и добавляет к нему своё слово и т.д. Необходимое условие слова должны быть между собой связаны по смыслу, например:
Синий
Синий автобус
Синий автобус едет
Синий автобус едет по
Синий автобус едет по улице
Синий автобус едет по улице, которая и т.д.
«НАЙДИ ИГРУШКУ»
В комнате расставляют игрушки (до 10 штук), затем выбирают водящего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает её описывать. Задача других детей- задать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем её найти. Нашедший становится ведущим и описывает другую игрушку.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ»
-Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать(в воде), играть(с водой), переливать(воду), кипятить…
-Что можно делать с мячом?- Играть, бросать, ловить, пинать…
-Что можно делать с цветами?- Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать…
-Что можно делать в лесу?- Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать…
-Что можно делать на реке?- Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься(на лодке), ловить рыбу…
«ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ»
Педагог показывает предметные картинки и предлагает их запомнить, собрав все слова- названия картинок в цепочку ассоциаций. Первый ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 1-ю и 2-ю картинки; второй ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 2-ю и 3-ю картинки, и т.д.
Объяснить, что такое ассоциация.(Это слово обозначает связь между предметами, словами).
Потренироваться в нахождении связи между любыми двумя словами.
Начать игру: прослушать объяснения детьми связи между словами в каждой паре.
4) Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.
«ЧТО, НА ЧТО ПОХОЖЕ И ПОЧЕМУ?»
В эту игру можно играть на прогулке. Например, задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, ветка?». Отвечайте сами, но и внимательно слушайте ребёнка.
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?»; «А на траву?»; «А на каплю?». Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если ребёнок сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается по цвету, помогите ему составить загадку: «Висит капля зелёная, как трава».
«КЛУБ СОЧИНИТЕЛЕЙ»
Сказку надо сочинять вместе с ребёнком, но не за него. Постарайтесь заинтересовать его, у ребёнка должно быть ощущение, что это он делает сам, а не просто получает что-то готовое от взрослых.
Девочка Алина и её игрушки.
У маленькой Алины были четыре любимые игрушки: трёхногая деревянная лошадка с одной сломанной ногой; старый плюшевый медвежонок, у которого один глаз был чёрный, а другой- белый; кот- копилка, толстый как чайник, и тяжёлый, как булыжник; а ещё- заводная лягушка, из спинки у которой торчит металлический ключик, повернёшь его, и лягушка запрыгает.
Как-то раз Алина пошла в детский сад, а игрушкам без неё стало скучно. Тогда медведь предложил: «Пошли погуляем!» сказано- сделано: игрушки вылезли в окно и отправились гулять…
Выдумывать подобные сюжеты- дело несложное. Тут важно- придумать не только действия(к чему проявляют склонность все дети), но и описать участников(как можно подробно), включать в текст диалоги, попытаться рассказать о чувствах и переживаниях героев.
А.Н.Гвоздёв писал(1948) писал: «Общий ход усвоения звуковой речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребёнок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы; их точные слуховые представления и становится регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их проявления в речи самого ребёнка, кроме слуховых представлений, необходимы ещё и артикуляционные навыки… эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребёнка».
Поэтому работа по воспитанию правильного звукопроизношения должна вестись в двух основных направлениях: по формированию фонематического слуха и выработке артикуляционных умений.
Недоразвитие артикуляторной моторики проявляется в различных нарушениях звукопроизношениях.
Основным методом формирования артикуляционной базы традиционно считается артикуляционная гимнастика. Под артикуляционной базой понимают систему привычных движений и положений произносительных органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответствующих мышц. В результате регулярных занятий артикуляционной гимнастикой формируется правильная артикуляция звуков.
Воспитание точных, координированных движений и положений органов артикуляции считается одним из необходимых и важных условий постановки звуков.
Всё многообразие артикуляционных упражнений можно сгруппировать по различным факторам.
Комплекс общеразвивающих упражнений включает в себя базовые упражнения, необходимые для артикуляции большинства звуков русского языка. Именно этот комплекс и необходимо использовать воспитателям при организации фронтальной формы проведения гимнастики. Логопед в своей коррекционной работе использует специфические упражнения.
Рассмотрим подробно артикуляционные упражнения. Эти упражнения могут быть разделены , в зависимости от включенности различных отделов периферического речевого аппарата, на следующие подгруппы: собственно артикуляционные, для формирования воздушной струи, для координации трёх отделов периферического речевого аппарата.
Среди упражнений, условно обозначенных как упражнения для формирования воздушной струи, можно выделить следующие: «Подуй в трубочку», «Сдуй снежинки с лопаты», «Сдуй жучка с цветка», «Мыльные пузыри» и др.
Этапы проведения артикуляционной гимнастики:
1.Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.
2.Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.
3.Совместное выполнение упражнения педагогом и ребёнком.
4.Коррекция выполнения упражнения педагогом.
5.Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребёнком.
6.Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребёнком.
Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трёх, четырёх лет стимулирует естественное появление звуков. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Целенаправленная работа по формированию артикуляторной моторики в условиях дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов нарушения звукопроизношения, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте.
В заключении своего выступления я хочу ещё раз напомнить вам о комплексе общеразвивающих упражнений и дать подробное описание хода выполнения этих упражнений и обозначить их цели. Эти упражнения можно выполнять после утренней гимнастики . Они не займут много времени, но польза несомненно будет.
Общая артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны-
От краёв и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы-«хоботом» вперёд.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Домик открывается»
Рот широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот( как для пропевания звука «а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Игру можно проводить, озвучивая движения губ( «у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперёд?»-
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык-
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
-Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивая его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связке.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
«Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа.
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.
Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
«Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык-
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык-
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
«Хомяк»
Языком давить стараюсь,
В щёку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Описание: ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
«Шарики»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щёки дуем-чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух их одной щеки в другую.
«Самовар»
Щёки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щёк.
Описание: сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых».
Фонематическое восприятие- это способность воспринимать и различать звуки речи(фонемы).
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.
Ребёнок должен осознать звуковой строй языка- это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.
Родители обычно не понимают всей серьёзности подобной ситуации и не могут предвидеть всех её негативных последствий. Поэтому в лучшем случае они беспокоятся лишь о коррекции у ребёнка звукопроизношения, чем дело чаще всего и заканчивается. Однако при таком поверхностном способе решения этой непростой проблемы ребёнок, овладевший правильным произношением всех звуков, по-прежнему продолжает отставать в фонематическом развитии, поскольку фонематические нарушения часто оказываются более стойкими, чем произносительные. А это значит, что звуковой анализ слов для ребёнка всё так же затруднён и в процессе обучения грамоте это обязательно скажется в виде появления у него дисграфии.
Принципы работы над ФФП.
Обучение проводить в игровой форме с многократным повторением.
После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным.
Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе обучения на занятиях под руководством взрослых.
Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.
Предлагаю некоторые дидактические игры, речевые задания и упражнения, способствующие развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, языкового чутья. Предлагаемые игры помогут воспитателям сформировать фонематические представления, познакомить детей со звуковой стороной слова через дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на развитие речевых функций и подготовку детей к обучению грамоте, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия, дислексия. Все они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов слова и звуке, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова. Данный речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.
Процесс по формированию фонематического восприятия требует индивидуального подхода к каждому ребёнку и рассчитан на длительный период обучения.
УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.
Игра «Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. Развивать фонематических слух.
Количество круп от 2 до 5.
Упражнение «Помоги Незнайки узнать, какой предмет звучит?»
-На полянку соберутся дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц- 1 раз, медвежонок- 2 раза, белка- 3 раза, ёжик- 3 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.
РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА.
Игра «Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и
от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои монотонные песни: то тихие, то громкие.
Отыщи метели в снежном вихре. Не размыкая губ, спой их песни.
-Незнайка хотел почитать стихи вам, но пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Дети, поможем Незнайке, подскажем нужные слова.
Голосок твой так хорош- Скачут побегайчики-
Очень сладко ты … (поёшь). Солнечные зайчики.
Телефон опять звонит, Где же зайчики?- Ушли.
От него в ушах … (звенит). Вы нигде их … (не нашли).
Упражнение «Доскажи словечко»
А рядом бегемотики Не послушал зайка папу-
Схватились за … (животики). Отдавили зайке … (лапу).
*** ***
А возле этой ёлки Стала жаба важно квакать:
Бродили злые … (волки). Ква – ква- ква, не надо … (плакать).
Упражнение «Найди ошибку в заячьих стихах»
Любопытные мартышки Стужа. Снег. Метут метели.
Собирают с ёлок фишки. Тёмной ночью бродят двери.
*** ***
Сшил себе котёнок тапки, Здесь хорошее местечко-
Чтоб зимой не мёрзли шапки. Протекает мимо печка.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.
Игра «Разноцветные вагончики»
Цель: формировать умения детей делить слова на слоги, определять количество
слогов в слове, учить выделять первые звуки в словах, соотносить цвет
вагончика с первым звуком слова.
Оборудование: вагончики красного, синего и зелёного цвета. На одной стороне
вагончика картинка с изображением какого-либо предмета, на
обратной стороне- слоговая схема данного слова.
Ход игры.
Дети выбирают по одному вагончику определённого цвета и рассматривают картинку.
-Сколько слогов в твоём слове?
-Назови первый слог, второй, третий, четвёртый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты ответил.
-Почему твой вагончик красного цвета?
-Потому что моё слово начинается с гласного звука- облако.
-А почему у тебя вагончик синего цвета?
-Потому что у меня слово начинается на твёрдый согласный звук- нора.
-А почему у тебя вагончик зелёного цвета?
-Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук- белочка.
Игра «Пирамида»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата
для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов
и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым
рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).
Ход игры.
Логопед объясняет:
-Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ ПО ТВЁРДОСТИ-МЯГКОСТИ, ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ.
Игра «Найди место для своей картинки»
Цель: активизировать словарный запас, учить дифференцировать звуки в словах.
Оборудование: картинки для дифференциации звуков.
Ход игры.
Дети сидят за столами, воспитатель показывает картинки: жираф и шапка. Затем произносит слово: жилет.
-Эту картинку я положу с левой стороны.
Затем показывает картинку, где нарисованы шорты и произносит: ш-ш-шорты.
-Эту картинку я ставлю с правой стороны. Выложите на верхней полосе наборного полотна картинки со звуком /ж/, а на нижней полосе картинки со звуком /ш/.
Этот вариант игры проводится для других пар дифференцируемых звуков.
Упражнение «Помоги лосю найти зверей со звуком /л/, а лисе- со звуком /ль/.
Со звуком /л/: белка, слон.
Со звуком /ЛЬ/: косуля, тюлень, олень, верблюд.
Упражнение «Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук/з/, а в портфель- предметы со звуком /с/.
В чемодан: заяц, коза, зонт, замок, звезда.
В портфель: собака, стол, сова, маска.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
Игра «Построим пирамиду».
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.
Оборудование: аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды- 5 квадратов, выше- 4, потом 3 и 2 квадрата. Предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков.
Ход игры.
Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет:
-Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего их двух звуков. А в основании пирамиды помещены картинки с названиями из пяти звуков.
Игра «Собери слово».
Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.
Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с картинками.
Ход игры.
Детям раздаются по одной большой карточки и несколько маленьких.
Логопед даёт задание:
-Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок на маленьких.
Игра «Отгадай словечко»
Цель: формировать умения производить звуковой анализ слов. Упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.
Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и названия получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.
Ход игры.
Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.
-Дети, выделите, первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, то увидите отгадку-картинку.
Применение данных дидактических игр и упражнений способствуют быстрому формированию фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза. Занятия становятся боле интересными и увлекательными и занимательными.
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}