kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В данном сборнике представлены игры и упражнения, которые помогут дошкольникам в развитии связной речи и активизации словаря.

          Развитие связной речи у детей сейчас очень актуально. Потому что родители мало общаются с детьми. Они замещают себя телевизором, видео, компьютерными играми. В результате дети затрудняются рассказать о каком-то событии чётко и логично, составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря. »

В данном сборнике представлены игры и упражнения, которые помогут дошкольникам в развитии связной речи и активизации словаря.

Развитие связной речи у детей сейчас очень актуально. Потому что родители мало общаются с детьми. Они замещают себя телевизором, видео, компьютерными играми. В результате дети затрудняются рассказать о каком-то событии чётко и логично, составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.


«ПРИДУМАЙ ПРОЗВИЩЕ»

Для этой игры нужны картинки и фотографии разных животных и людей: их должно быть много, и лучше с характерной внешностью. Задача – придумать каждому персонажу смешное, интересное и подходящее к его внешности прозвище.

Пусть ребёнок сочиняет сам, а вы- только если у него е получается.

«КТО ЭТО?»

В данной игре всё наоборот: прозвище есть, но неизвестно, что это и как оно выглядит. Вот и нужно себе представить и описать неведомое существо.

«ЭТО ПОХОЖЕ НА …»

Ребёнок выходит из комнаты, потом заходит, и вы ему говорите: «Это похоже …»- он должен отгадать, о чём идёт речь. Загадывать можно только то, что есть в комнате и что можно непосредственно увидеть. Потом меняемся ролями.

«ЗАКОНЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ»

Такая игра в объяснениях не нуждается. Качество рифм тут не важно: было бы смешно и интересно.

Например: Съел сегодня Людоед

Двадцать порций на обед:

Ел он ……………………………….

(дальше о том, что и кого он ел).


Толстый старый Бегемот

Проглотил Ежа – и вот:

( что было дальше?).

«ВЕСЁЛАЯ ТРАГЕДИЯ»

Нужно придумать хороший конец для страшного рассказа. Возможный сюжет:

Охота на удава.

Однажды мы с папой и мамой, и сестрой Шурой шли на озеро через лес, по тропинке. Там растут высокие ели и сосны, некоторые деревья упали и лежат на земле с вывороченными корнями, похожими на толстые щупальца. Мы всегда стараемся быстрее пройти через этот лес.

И вот идём по тропинке, и вдруг я вижу у поваленного дерева огромную змею. Она свернулась в кольцо и явно собирается на нас напасть.

В длину змеюка была метров десять и толщиной- в детскую руку. Какого она цвета, разобрать было трудно, но мне показалось, что она чёрная. Её голова была приподнята вверх и слегка раскачивалась. Я закричал:

- Папа! Мама! Шура! Бежим!

- Что такое? Куда?- спросил папа.

- Бежим скорее! Тут ужасная змея! Она хочет на нас напасть!

Мама и Шура мне сразу поверили. А папа присмотрелся к змее, ничего не сказал и пошёл прямо к ней. Наклонился и вдруг как начал хохотать.

Что произошло дальше? Почему папа засмеялся?

(Папа поднял змею и понёс к нам. А змея ничего- даже не шипит. Папа подошёл ко мне и надел змею прямо на меня. Я ужасно испугался, а мама почему-то начала смеяться. Шура протянула руку, потрогала змею- и тоже засмеялась. Тут я скосил глаза- смотрю, а на моих плечах лежит старый резиновый шланг…).

«НЕБЫВАЛЬЩИНА»

Помните фольклорное: «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота»? в таком стиле и надо выдумывать- так, как заведомо не бывает.

«ОБЪЯСНЯЛКИ»

Представьте, что к вам прилетел гость с другой планеты. Он плохо понимает наш язык. Надо объяснить, что означают слова. Ребёнок объясняет слово, которое загадал, а дети отгадывают.

«НАОБОРОТ» или «ПОМЕНЯЙ МЕСТАМИ»

Рассказать сказку, изменив амплуа героев. Например, колобок- злой, а лиса- добрая.

«А ЕСЛИ БЫ…»

Помечтать на тему: А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка.


«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-либо своё. Третий по порядку повторяет два первых слова и добавляет к нему своё слово и т.д. Необходимое условие слова должны быть между собой связаны по смыслу, например:

Синий

Синий автобус

Синий автобус едет

Синий автобус едет по

Синий автобус едет по улице

Синий автобус едет по улице, которая и т.д.

«НАЙДИ ИГРУШКУ»

В комнате расставляют игрушки (до 10 штук), затем выбирают водящего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает её описывать. Задача других детей- задать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем её найти. Нашедший становится ведущим и описывает другую игрушку.

«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЁТ ДЕЙСТВИЙ»

-Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать(в воде), играть(с водой), переливать(воду), кипятить…

-Что можно делать с мячом?- Играть, бросать, ловить, пинать…

-Что можно делать с цветами?- Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать…

-Что можно делать в лесу?- Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать…

-Что можно делать на реке?- Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься(на лодке), ловить рыбу…

«ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ»

Педагог показывает предметные картинки и предлагает их запомнить, собрав все слова- названия картинок в цепочку ассоциаций. Первый ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 1-ю и 2-ю картинки; второй ребёнок придумывает ассоциацию, соединяющую 2-ю и 3-ю картинки, и т.д.

  1. Объяснить, что такое ассоциация.(Это слово обозначает связь между предметами, словами).

  2. Потренироваться в нахождении связи между любыми двумя словами.

  3. Начать игру: прослушать объяснения детьми связи между словами в каждой паре.

4) Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.

«ЧТО, НА ЧТО ПОХОЖЕ И ПОЧЕМУ?»

В эту игру можно играть на прогулке. Например, задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, ветка?». Отвечайте сами, но и внимательно слушайте ребёнка.

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?»; «А на траву?»; «А на каплю?». Из таких игр рождается ещё одно увлекательное занятие: придумывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если ребёнок сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается по цвету, помогите ему составить загадку: «Висит капля зелёная, как трава».

«КЛУБ СОЧИНИТЕЛЕЙ»

Сказку надо сочинять вместе с ребёнком, но не за него. Постарайтесь заинтересовать его, у ребёнка должно быть ощущение, что это он делает сам, а не просто получает что-то готовое от взрослых.

Девочка Алина и её игрушки.

У маленькой Алины были четыре любимые игрушки: трёхногая деревянная лошадка с одной сломанной ногой; старый плюшевый медвежонок, у которого один глаз был чёрный, а другой- белый; кот- копилка, толстый как чайник, и тяжёлый, как булыжник; а ещё- заводная лягушка, из спинки у которой торчит металлический ключик, повернёшь его, и лягушка запрыгает.

Как-то раз Алина пошла в детский сад, а игрушкам без неё стало скучно. Тогда медведь предложил: «Пошли погуляем!» сказано- сделано: игрушки вылезли в окно и отправились гулять…

Выдумывать подобные сюжеты- дело несложное. Тут важно- придумать не только действия(к чему проявляют склонность все дети), но и описать участников(как можно подробно), включать в текст диалоги, попытаться рассказать о чувствах и переживаниях героев.


А.Н.Гвоздёв писал(1948) писал: «Общий ход усвоения звуковой речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребёнок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы; их точные слуховые представления и становится регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их проявления в речи самого ребёнка, кроме слуховых представлений, необходимы ещё и артикуляционные навыки… эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребёнка».

Поэтому работа по воспитанию правильного звукопроизношения должна вестись в двух основных направлениях: по формированию фонематического слуха и выработке артикуляционных умений.

Недоразвитие артикуляторной моторики проявляется в различных нарушениях звукопроизношениях.

Основным методом формирования артикуляционной базы традиционно считается артикуляционная гимнастика. Под артикуляционной базой понимают систему привычных движений и положений произносительных органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответствующих мышц. В результате регулярных занятий артикуляционной гимнастикой формируется правильная артикуляция звуков.

Воспитание точных, координированных движений и положений органов артикуляции считается одним из необходимых и важных условий постановки звуков.

Всё многообразие артикуляционных упражнений можно сгруппировать по различным факторам.

Комплекс общеразвивающих упражнений включает в себя базовые упражнения, необходимые для артикуляции большинства звуков русского языка. Именно этот комплекс и необходимо использовать воспитателям при организации фронтальной формы проведения гимнастики. Логопед в своей коррекционной работе использует специфические упражнения.

Рассмотрим подробно артикуляционные упражнения. Эти упражнения могут быть разделены , в зависимости от включенности различных отделов периферического речевого аппарата, на следующие подгруппы: собственно артикуляционные, для формирования воздушной струи, для координации трёх отделов периферического речевого аппарата.

Среди упражнений, условно обозначенных как упражнения для формирования воздушной струи, можно выделить следующие: «Подуй в трубочку», «Сдуй снежинки с лопаты», «Сдуй жучка с цветка», «Мыльные пузыри» и др.

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

1.Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.

2.Демонстрация образца выполнения упражнения педагогом.

3.Совместное выполнение упражнения педагогом и ребёнком.

4.Коррекция выполнения упражнения педагогом.

5.Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребёнком.

6.Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребёнком.

Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трёх, четырёх лет стимулирует естественное появление звуков. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Целенаправленная работа по формированию артикуляторной моторики в условиях дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов нарушения звукопроизношения, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте.

В заключении своего выступления я хочу ещё раз напомнить вам о комплексе общеразвивающих упражнений и дать подробное описание хода выполнения этих упражнений и обозначить их цели. Эти упражнения можно выполнять после утренней гимнастики . Они не займут много времени, но польза несомненно будет.

Общая артикуляционная гимнастика.

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны-

От краёв и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.


«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы-«хоботом» вперёд.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.


«Домик открывается»

Рот широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот( как для пропевания звука «а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.



Чередование «Хоботок»- «Улыбка»- «Домик открывается»

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Игру можно проводить, озвучивая движения губ( «у-и-а») и молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке, удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.


«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперёд?»-

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.


«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык-

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

-Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивая его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связке.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.


«Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа.

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.


«Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык-

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.


«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык-

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.






«Хомяк»

Языком давить стараюсь,

В щёку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.


Чередование «Толстушки- худышки»

Вот толстяк- надуты щёки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка- щёки впали:

Видно есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.

Описание: ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.


«Шарики»

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щёки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух их одной щеки в другую.


«Самовар»

Щёки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щёк.

Описание: сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых».












Фонематическое восприятие- это способность воспринимать и различать звуки речи(фонемы).

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка- это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Родители обычно не понимают всей серьёзности подобной ситуации и не могут предвидеть всех её негативных последствий. Поэтому в лучшем случае они беспокоятся лишь о коррекции у ребёнка звукопроизношения, чем дело чаще всего и заканчивается. Однако при таком поверхностном способе решения этой непростой проблемы ребёнок, овладевший правильным произношением всех звуков, по-прежнему продолжает отставать в фонематическом развитии, поскольку фонематические нарушения часто оказываются более стойкими, чем произносительные. А это значит, что звуковой анализ слов для ребёнка всё так же затруднён и в процессе обучения грамоте это обязательно скажется в виде появления у него дисграфии.

Принципы работы над ФФП.

  1. Обучение проводить в игровой форме с многократным повторением.

  2. После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным.

  3. Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе обучения на занятиях под руководством взрослых.

  4. Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Предлагаю некоторые дидактические игры, речевые задания и упражнения, способствующие развитию у детей дошкольного возраста фонематического слуха, языкового чутья. Предлагаемые игры помогут воспитателям сформировать фонематические представления, познакомить детей со звуковой стороной слова через дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на развитие речевых функций и подготовку детей к обучению грамоте, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: дисграфия, дислексия. Все они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, пониманию и употреблению терминов слова и звуке, выделению слов из общего речевого потока, вслушиванию в их звучание, самостоятельному установлению последовательности звуков в слове, осознанию звуков и слогов как отдельных элементов слова. Данный речевой материал способствует также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.

Процесс по формированию фонематического восприятия требует индивидуального подхода к каждому ребёнку и рассчитан на длительный период обучения.


УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ.

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы. Развивать фонематических слух.

Количество круп от 2 до 5.

Упражнение «Помоги Незнайки узнать, какой предмет звучит?»


Игра «Полянка»

Цель: учить узнавать ритмический рисунок. Развивать фонематических слух.

Ход игры.

-На полянку соберутся дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц- 1 раз, медвежонок- 2 раза, белка- 3 раза, ёжик- 3 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.


РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА.

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и

от громкого к тихому.

-Замели метели и затянули свои монотонные песни: то тихие, то громкие.

Отыщи метели в снежном вихре. Не размыкая губ, спой их песни.


Упражнение «Что звучит громко, тихо, звонко?»

(Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка; звонко: зонт, козы, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, рыба, трамвай).


РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Упражнение «Помоги зайчишке назвать картинки(слова-друзья), похожие по звучанию.

(Мяч- грач, розы-козы, машина- корзина, мишка-шишка, бочка-дочка, маски-краски, мышка-мишка, лук-сук, мак-рак).


Упражнение «Подскажи Незнайке последнее слово»

-Незнайка хотел почитать стихи вам, но пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Дети, поможем Незнайке, подскажем нужные слова.

Голосок твой так хорош- Скачут побегайчики-

Очень сладко ты … (поёшь). Солнечные зайчики.

Телефон опять звонит, Где же зайчики?- Ушли.

От него в ушах … (звенит). Вы нигде их … (не нашли).


Упражнение «Доскажи словечко»

А рядом бегемотики Не послушал зайка папу-

Схватились за … (животики). Отдавили зайке … (лапу).

*** ***

А возле этой ёлки Стала жаба важно квакать:

Бродили злые … (волки). Ква – ква- ква, не надо … (плакать).

Упражнение «Найди ошибку в заячьих стихах»

Любопытные мартышки Стужа. Снег. Метут метели.

Собирают с ёлок фишки. Тёмной ночью бродят двери.

*** ***

Сшил себе котёнок тапки, Здесь хорошее местечко-

Чтоб зимой не мёрзли шапки. Протекает мимо печка.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.

Игра «Разноцветные вагончики»

Цель: формировать умения детей делить слова на слоги, определять количество

слогов в слове, учить выделять первые звуки в словах, соотносить цвет

вагончика с первым звуком слова.

Оборудование: вагончики красного, синего и зелёного цвета. На одной стороне

вагончика картинка с изображением какого-либо предмета, на

обратной стороне- слоговая схема данного слова.

Ход игры.

Дети выбирают по одному вагончику определённого цвета и рассматривают картинку.

-Сколько слогов в твоём слове?

-Назови первый слог, второй, третий, четвёртый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты ответил.

-Почему твой вагончик красного цвета?

-Потому что моё слово начинается с гласного звука- облако.

-А почему у тебя вагончик синего цвета?

-Потому что у меня слово начинается на твёрдый согласный звук- нора.

-А почему у тебя вагончик зелёного цвета?

-Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук- белочка.


Игра «Пирамида»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата

для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов

и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым

рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).

Ход игры.

Логопед объясняет:

-Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ ПО ТВЁРДОСТИ-МЯГКОСТИ, ЗВОНКОСТИ-ГЛУХОСТИ.

Игра «Найди место для своей картинки»

Цель: активизировать словарный запас, учить дифференцировать звуки в словах.

Оборудование: картинки для дифференциации звуков.

Ход игры.

Дети сидят за столами, воспитатель показывает картинки: жираф и шапка. Затем произносит слово: жилет.

-Эту картинку я положу с левой стороны.

Затем показывает картинку, где нарисованы шорты и произносит: ш-ш-шорты.

-Эту картинку я ставлю с правой стороны. Выложите на верхней полосе наборного полотна картинки со звуком /ж/, а на нижней полосе картинки со звуком /ш/.

Этот вариант игры проводится для других пар дифференцируемых звуков.


Упражнение «Помоги лосю найти зверей со звуком /л/, а лисе- со звуком /ль/.

Со звуком /л/: белка, слон.

Со звуком /ЛЬ/: косуля, тюлень, олень, верблюд.


Упражнение «Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук/з/, а в портфель- предметы со звуком /с/.

В чемодан: заяц, коза, зонт, замок, звезда.

В портфель: собака, стол, сова, маска.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Оборудование: аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды- 5 квадратов, выше- 4, потом 3 и 2 квадрата. Предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков.

Ход игры.

Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет:

-Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего их двух звуков. А в основании пирамиды помещены картинки с названиями из пяти звуков.

Игра «Собери слово».

Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.

Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с картинками.

Ход игры.

Детям раздаются по одной большой карточки и несколько маленьких.

Логопед даёт задание:

-Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок на маленьких.

Игра «Отгадай словечко»

Цель: формировать умения производить звуковой анализ слов. Упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.

Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и названия получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.

Ход игры.

Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.

-Дети, выделите, первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, то увидите отгадку-картинку.


Применение данных дидактических игр и упражнений способствуют быстрому формированию фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза. Занятия становятся боле интересными и увлекательными и занимательными.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры и упражнения для развития связной речи и активизации словаря.

Автор: Новикова Елена Владимировна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии."
    ["seo_title"] => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "348305"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476191793"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Сообщение на тему: «Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр»"
    ["seo_title"] => string(98) "soobshchieniienatiemuvliianiieindividualnoirabotyporazvitiiuriechinaoboghashchieniiesiuzhietovighr"
    ["file_id"] => string(6) "331465"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464628901"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства