Содержание. Учитель раздает детям картинки (или развешивает их на доске) и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопросами. За лучший рассказ вручается вымпел.
Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предложить составить рассказ по одной картинке нескольким
Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.
Содержание. Выбрав одну игрушку, учитель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает учитель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).
ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?
Дидактическая задача: учить детей вводить в рассказ элементы описания; узнавать объект по описанию.
Оборудование: книжки-малышки, фанты.
Содержание. Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не называя мест - мы сами догадаемся». Дети по очереди самостоятельно или с помощью учителя описывают столовую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребенок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-малышки.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?
Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.
Оборудование: сюжетные картинки на тему «Времена года».
Содержание. Участники получают по одной сюжетной картинке. Учитель задает детям вопросы: когда собирают овощи и фрукты? Когда опадают листья? Когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответствующую картинку, показывает ее и отвечает на вопросы учителя двумя-тремя предложениями.
Содержание. Учитель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, могут составить четыре-пять предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.
В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.
ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ
Дидактическая задача: упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.
Оборудование: таблицы слов.
Содержание. Дети читают слова на доске или таблице, например:
аист зубр яблоки утюг
утка слон вишни телефон
дятел носорог сливы. телевизор и т. д.
Учитель показывает одно слово, дети должны прочесть его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Питается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист читается.
ОПИШИ, НЕ ВИДЯ
Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.
Оборудование: различные предметы, игрушки.
Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.
Содержание. Ведущий выходит из класса. Учитель показывает детям хорошо знакомый предмет. Коллективно выделяются его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи учителя.
ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ
Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.
Оборудование: звездочки.
Содержание. Игра проводится после того, как дети научатся замечать небылицы и объяснять их. Учитель дает образец рассказа-небылицы. Дети слушают, замечают и называют элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывает свой связный рассказ-небылицу из пяти-семи предложений. За лучший рассказ - звездочка.
ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ
Дидактическая задача: учить детей правильно описывать путь от дома до школы и обратно.
Оборудование: настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.
Содержание. Игровая ситуация создается при помощи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и переулков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нарушать игровую ситуацию. Игра проводится в конце занятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.
ПРО КУКЛУ
Дидактическая задача: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определенные звуки.
Оборудование: разные куклы.
Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-четырех предложений про куклу Катю. В каждом предложении должно быть слово со звуком к. Учитель дает образец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети придумывают рассказ про куклу Риту и т. д.
ПРИГОТОВИМ ОБЕД
Дидактическая задача: учить соблюдать последовательность в рассказе; развивать монологическую речь.
Оборудование: фанты.
Содержание. Дети, ожидая гостей, «готовят» какое-либо «блюдо». Все свои действия дети должны перечислять по порядку. Поправки учителя носят игровой характер: «Вкусно получается?» «Нет!» - отвечают дети и перечисляют, что повар забыл: соль, перец и т. д. За каждую ошибку дети платят фант.
Содержание. Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тогда диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.
КАКАЯ ИГРУШКА?
Дидактическая задача: дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его описанием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.
Оборудование: две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).
Содержание. Учитель описывает матрешку, давая детям образец последовательного ознакомления с предметом. Дети должны угадать, о какой из двух матрешек идет речь. Кто угадал, тот опишет другую пару предметов по образцу. В дальнейшем и первый предмет может описывать ребенок.
СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ
Дидактическая задача: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.
Оборудование: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.
Содержание. Учитель раздает картинки по рядам (каждый ряд работает с набором картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между рядами, выявляется коллектив-победитель.