Рекомендации для родителей «Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания»
Рекомендации для родителей «Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания»
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей «Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания»»
Рекомендации для родителей:
«Игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания»
Учить ребенка делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите ребенку дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно.
Ребенка 5-6 лет необходимо учиться делать легкую улыбку и дуть в щелочку между губами. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками.
Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3–5 упражнений подряд.
Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Поиграй животиком
Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот.
Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
Игра развивает физиологическое дыхание. Длина вдоха по продолжительности равна длине выдоха.
Вертушка
Для игры потребуется игрушка-вертушка, купленная в магазине или изготовленная собственными руками.
Покажите ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение.
Пусть малыш сам подует на бумажную вертушку.
Игра развивает физиологическое дыхание.
Бабочка
Для игры надо вырезать бабочку из папиросной бумаги и прикрепить ее на нитку длиной 15–20 см.
Покажите ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке.
Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
? Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Танцующая матрешка
До начала игры надо вырезать из бумаги фигурку матрешки, раскрасить ее и прикрепить игрушку на нитку.
Показать ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует.
Затем поднесите бабочку к губам ребенка и попросить его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.
Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Сдуй снежинку с рукавички
Для игры понадобятся вырезанная из картона рукавичка и вырезанная из бумаги снежинка.
Показать ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички.
Затем вновь положить снежинку на рукавичку, поднести ее к губам ребенка. Попросить ребенка подуть на снежинку.
Игра помогает выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Сдуй пушинку
Для игры потребуются легкое перышко, пушинка или кусочек ваты.
Показать ребенку, как можно сдуть перышко с ладони.
Затем положите перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам малыша и попросите его подуть на перышко.
В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
Игра помогает закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Карусель
До игры изготовьте пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.
Покажите ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться.
Затем дайте пособие малышу и попросите его подуть.
Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Загони мяч в ворота
Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча.
Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.
Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Кораблик
Для игры приготовьте бумажный кораблик, который поставьте на стол с гладкой поверхностью.
Покажите малышу, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Буря в стакане
Предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие.
Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.
Игра формирует у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох, развивает подвижность губ, умение плотно смыкать их.
Звуковая ниточка
Покажите малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить).
Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды), лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире).
В следующий раз предложите малышу пропеть другой гласный звук: У, О или И.
Игра помогает ребенку развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.
Намотай клубочек
Предложите малышу намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого покажите ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук.
Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)
Игра развивает длительный речевой выдох, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.
Звуковая зарядка-1
Покажите малышу, как после короткого глубокого вдоха надо через стороны поднять руки вверх, пропевая звук А, а затем опустить руки вниз, пропевая на этот раз звук У.
Пусть ребенок скопирует вслед за вами движения и услышанные звуки.
В следующий раз можно пропеть другую пару гласных звуков. Например: ИА, УА, ИО и т. п.
Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе два гласных звука, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.
Звуковая зарядка-2
Продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, про-певая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И.
Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.
В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УИА, АОИ, ОУЭ и т. п.
Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три гласных звука.
Слоговая зарядка
Продемонстрируйте ребенку, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ.
Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки.
В следующий раз можно предложить ребенку произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ.
Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три слога.
Удлиним фразу
Для игры понадобится фотография или рисунок, изображающие жаркий летний день. На картине обязательно должно быть солнце.
Попросите ребенка повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить.
Покажите ребенку картинку «Жаркий день», укажите на солнце и скажите: «Солнце!»
Затем скажите: «Солнце светит!»
После этого произнесите: «Солнце светит ярко!»
Скажите фразу от начала до конца: «Солнце светит ярко – всем нам стало жарко!»
Пусть ребенок попробует повторить каждую фразу.
Игра помогает развивать речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.