kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар- практикум «Хорошая речь- слаще меда».

Цель: дать возможность родителям дошкольников, посещающих логопункт, общаться со специалистами, получить информационно- психологическую помощь.

Родители приходят в музыкальный зал.

Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Вы знаете, что в нашем детском саду проводится большая работа по устранению речевых нарушений детей. Но эффективность коррекционно- развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы, родители, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопеда и воспитателей. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.Педагог- психолог проводит игры, способствующие формированию благоприятного психологического климата.

«Подари улыбку другу». Родители и педагоги образуют круг, бкрутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом, тот, в свою очередь улыбается следующему и т.д.

«Найди пару». Родители и педагоги идут по залу со словами : «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе». Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнося слова «К тебе», образует с ним пару. (игра повторяется 2-3 раза).

«Улыбнуться не забудь» Родители образуют два круга- внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка. Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки, образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют:

Руки ты можешь мне протянуть,

Руки ты можешь мне протянуть:

Правую руку, левую руку.

И улыбнуться мне не забудь.

Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего круга. Ведущий делает какой- либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами ( стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем). Варианты приветствия: на определённый знак- свое приветствие ( кивают, обмениваются рукопожатием, кладут руки на плечи друг другу, обнимаются. Игра повторяется 4-5 раз.

Педагог- психолог: Мы познакомились, стали ближе друг другу. Теперь можно приступить к главному.

Учитель- логопед. Сейчас я вам расскажу об артикуляционной гимнастике, как и для чего она проводится.

В норме формирование правильного звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако, не все дошкольники в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Одна из причин этому- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти). Ребенок заменяет «трудные» для произнесения звуки долее «легкими»: (р) на (л) , шипящие и твёрдые свистящие –мягкими свистящими (шуба- щюба). Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не придают им особого значения, полагая, что с возрастом такие недостатки исправятся сами собой.

Нужно обязательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику. Цель речевой гимнастики- формирование определённого положения и подвижности органов  артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правлиьного произношения звуков.

Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

- рассказ об упражнении

- - показ упражнения

- выполнение упражнения ребенком перед зеркалом

- проверка правильного выполнения

- выполнение упражнения без зеркала.

Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнение ваш ребенок, попробуем выполнить некоторые из них.

Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником- веселым Язычком. Далее родители, глядя в зеркало, выполняют упражнения по показу логопеда.

Учитель- логопед: Жил был веселый Язычок в своем уютном домике. В домике этом красные двери,рядом с дверями- белые звери.

Домик Язычка- рот, Двери его то открываются, то закрываются. Вот так.

 (упр. «Окошечко»)

Приоткрыл Язык окно:

Как на улице тепло!

(широко открывают рот)

Язычок потянулся.

(высовывают язык)

Широко всем улыбнулся

(улыбаются)

Непоседливый Язычок не сидит на месте и часто выбегает из домика. Вот он решил погреться на солнышке, полежать на крылечке.

Проводится комплекс упражнений «Лопатка», «Качели», «Часики», «Змейка», «Маляр», «Горка», « Вкусное варенье», «Лошадка».

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и замолк.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять ежедневно в течение 5- 7 минут.

Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные упражнения «Загони мяч в ворота», «Кто дальше прокатит мяч», «Бабочка, лети», «Фокус» и т.д. (предлагается выполнить родителям)

Старший воспитатель: О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме  того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивает внимание и память. Дома вы можете поиграть с ребенком в «Золушку». Смешайте в миске горох с фасолью и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим и мизинцем)

Мальчикам можно предложить разложить болты, гайки, девочкам- бусины.

Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Давайте немного потренируемся.

Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки» Родители выполняют движения по показу логопеда.

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали,

Друг друга повстречали,

Крепко обнимали.

Так обнимали, так обнимали
 что с трудом их разняли.

При проведении некоторых упражнения можно использовать различные предметы. Давайте поиграем с платочками.

Проводится упражнение «Проглот»

Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая  второй рукой.

У меня живёт проглот.

Все подряд проглот жует.

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Упражнение выполняется другой рукой., затем двумя руками одновременно.

Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике. Родители выполняют по показу логопеда. Самомассаж «Времена года» лодонями или пальцами обеих рук.

Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

(поглаживают лоб от середины к верхней части ушей)

Стало сухо и тепло,

Значит, лето к нам пришло.

(поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей)

Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

( постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей)

Землю всю листва укрыла,

Значит, осень наступила.

(постукивают от середины подбородка к мочкам ушей)

Если вьюга и пурга

Намела вокруг снега

И укутала дома,

Значит, к нам пришла зима.

(Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей)

Если тает снег и лед,

Ручеек журчит, поет,

(поглаживают лоб от середины к верхней части ушей)

Мишке стало не до сна,

Значит, к нам пришла весна.

( Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей)

Руководитель по физвоспитанию.: Обследование детей, имеющих речевые нарушения, свидетельствуют о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений. Преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, тренировке вестибулярного аппарата способствуют специальные упражнения. Физминутки помогают решить различные задачи:

- снять напряжение после занятия, на котором требовалась максимальная концентрация внимания и памяти;

- развить правильное физиологическое и речевое дыхание

- закрепить речевые навыки

На каждом занятии обязательно проводится физминутка. Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу.

Зайка шел, шел, шел

(идут по кругу)

И морковку нашел.

(хлопают в ладоши)

Сел, поел и дальше пошел.

(приседают, встают и вновь идут по кругу)

Для формирования зрительно- моторной  ориентации, координации движений в пространстве проводятся следующие разминки.

«Цапля». Каждый участники встает на правую (левую ) ногу, прижимая к боковой поверхности колена левую (правую) стопу. Ставит руки на пояс.

Очень трудно мне стоять.

Ногу вниз не опускать

Не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Тексты некоторых разминок вызывают положительные эмоции, что способствует запоминанию движений, усвоению новых слов.

«Три медведя»

Три медведя шли домой,

(маршируют на месте)

Папа был большой- большой.

(поднимают руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом.
(вытягивают руки вперед на уровне груди)

А сынок- малютка просто.

(ставят руки на пояс)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(имитируют игру с погремушкой)

Разминка «Снежок»

Раз, два. Три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили.

(имитируют движения)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(рисуют в воздухе круг).

Но совсем- совсем не сладкий

(грозят указательным пальцем)

Раз- подбросим.

(поднимают руки)

Два- поймаем,

(опускают руки)

Три- уроним (наклоняются, дотрагиваются до пола)

И сломаем (подпрыгивают)

Воспитатель. Игра развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность. Что касается детей с общим недоразвитие речи, то наряду с общим влиянием игры на психическое развитие она оказывает специфическое воздействие на формирование речевых навыков. Ребёнка надо постоянного побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. Давайте разучим некоторые словесные игры.

«Объясни слово» На столе лежат карточки с изображением различных предметов ( часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник берёт картинку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем или о ком идет речь.

«Скажи наоборот»

Воспитатель поочередно бросает каждому участнику мяч и произносит слово . Игрок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению.

« Подбери пару». На доске вывешены картинки. Необходимо сгруппировать их и составить предложение. Например, игрок кладет рядом картинки с изображением гриба и дерева и говорит; «Я нашел под деревом гриб».

Вот и закончилась наша встреча. Я думаю, что она прошла не зря. Формирование правильной речи ребенка- дело трудное и без активного взаимодействия с вами достичь хороших результатов будет трудно. Спасибо, что нашли время прийти к нам, это говорит о том, что вы неравнодушны к своему ребенку.

В заключении предлагаю вам памятку «Поиграй со мной!», в которую включены игры, в которые можно играть с ребенком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приема у врача и пр.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение 4»

Семинар- практикум «Хорошая речь- слаще меда».

Цель: дать возможность родителям дошкольников, посещающих логопункт, общаться со специалистами, получить информационно- психологическую помощь.

Родители приходят в музыкальный зал.

Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Вы знаете, что в нашем детском саду проводится большая работа по устранению речевых нарушений детей. Но эффективность коррекционно- развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы, родители, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопеда и воспитателей. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.Педагог- психолог проводит игры, способствующие формированию благоприятного психологического климата.

«Подари улыбку другу». Родители и педагоги образуют круг, бкрутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом, тот, в свою очередь улыбается следующему и т.д.

«Найди пару». Родители и педагоги идут по залу со словами : «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе». Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнося слова «К тебе», образует с ним пару. (игра повторяется 2-3 раза).

«Улыбнуться не забудь» Родители образуют два круга- внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка. Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки, образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют:

Руки ты можешь мне протянуть,

Руки ты можешь мне протянуть:

Правую руку, левую руку.

И улыбнуться мне не забудь.

Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего круга. Ведущий делает какой- либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами ( стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем). Варианты приветствия: на определённый знак- свое приветствие ( кивают, обмениваются рукопожатием, кладут руки на плечи друг другу, обнимаются. Игра повторяется 4-5 раз.

Педагог- психолог: Мы познакомились, стали ближе друг другу. Теперь можно приступить к главному.

Учитель- логопед. Сейчас я вам расскажу об артикуляционной гимнастике, как и для чего она проводится.

В норме формирование правильного звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако, не все дошкольники в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Одна из причин этому- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти). Ребенок заменяет «трудные» для произнесения звуки долее «легкими»: (р) на (л) , шипящие и твёрдые свистящие –мягкими свистящими (шуба- щюба). Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не придают им особого значения, полагая, что с возрастом такие недостатки исправятся сами собой.

Нужно обязательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику. Цель речевой гимнастики- формирование определённого положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правлиьного произношения звуков.

Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

- рассказ об упражнении

- - показ упражнения

- выполнение упражнения ребенком перед зеркалом

- проверка правильного выполнения

- выполнение упражнения без зеркала.

Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнение ваш ребенок, попробуем выполнить некоторые из них.

Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником- веселым Язычком. Далее родители, глядя в зеркало, выполняют упражнения по показу логопеда.

Учитель- логопед: Жил был веселый Язычок в своем уютном домике. В домике этом красные двери,рядом с дверями- белые звери.

Домик Язычка- рот, Двери его то открываются, то закрываются. Вот так.

(упр. «Окошечко»)

Приоткрыл Язык окно:

Как на улице тепло!

(широко открывают рот)

Язычок потянулся.

(высовывают язык)

Широко всем улыбнулся

(улыбаются)

Непоседливый Язычок не сидит на месте и часто выбегает из домика. Вот он решил погреться на солнышке, полежать на крылечке.

Проводится комплекс упражнений «Лопатка», «Качели», «Часики», «Змейка», «Маляр», «Горка», « Вкусное варенье», «Лошадка».

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и замолк.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять ежедневно в течение 5- 7 минут.

Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные упражнения «Загони мяч в ворота», «Кто дальше прокатит мяч», «Бабочка, лети», «Фокус» и т.д. (предлагается выполнить родителям)

Старший воспитатель: О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивает внимание и память. Дома вы можете поиграть с ребенком в «Золушку». Смешайте в миске горох с фасолью и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим и мизинцем)

Мальчикам можно предложить разложить болты, гайки, девочкам- бусины.

Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Давайте немного потренируемся.

Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки» Родители выполняют движения по показу логопеда.

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали,

Друг друга повстречали,

Крепко обнимали.

Так обнимали, так обнимали
что с трудом их разняли.

При проведении некоторых упражнения можно использовать различные предметы. Давайте поиграем с платочками.

Проводится упражнение «Проглот»

Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая второй рукой.

У меня живёт проглот.

Все подряд проглот жует.

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.

Упражнение выполняется другой рукой., затем двумя руками одновременно.

Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике. Родители выполняют по показу логопеда. Самомассаж «Времена года» лодонями или пальцами обеих рук.

Если солнце пригревает,

В небе ласточка летает,

(поглаживают лоб от середины к верхней части ушей)

Стало сухо и тепло,

Значит, лето к нам пришло.

(поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей)

Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

( постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей)

Землю всю листва укрыла,

Значит, осень наступила.

(постукивают от середины подбородка к мочкам ушей)

Если вьюга и пурга

Намела вокруг снега

И укутала дома,

Значит, к нам пришла зима.

(Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей)

Если тает снег и лед,

Ручеек журчит, поет,

(поглаживают лоб от середины к верхней части ушей)

Мишке стало не до сна,

Значит, к нам пришла весна.

( Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей)

Руководитель по физвоспитанию.: Обследование детей, имеющих речевые нарушения, свидетельствуют о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений. Преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, тренировке вестибулярного аппарата способствуют специальные упражнения. Физминутки помогают решить различные задачи:

- снять напряжение после занятия, на котором требовалась максимальная концентрация внимания и памяти;

- развить правильное физиологическое и речевое дыхание

- закрепить речевые навыки

На каждом занятии обязательно проводится физминутка. Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу.

Зайка шел, шел, шел

(идут по кругу)

И морковку нашел.

(хлопают в ладоши)

Сел, поел и дальше пошел.

(приседают, встают и вновь идут по кругу)

Для формирования зрительно- моторной ориентации, координации движений в пространстве проводятся следующие разминки.

«Цапля». Каждый участники встает на правую (левую ) ногу, прижимая к боковой поверхности колена левую (правую) стопу. Ставит руки на пояс.

Очень трудно мне стоять.

Ногу вниз не опускать

Не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Тексты некоторых разминок вызывают положительные эмоции, что способствует запоминанию движений, усвоению новых слов.

«Три медведя»

Три медведя шли домой,

(маршируют на месте)

Папа был большой- большой.

(поднимают руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом.
(вытягивают руки вперед на уровне груди)

А сынок- малютка просто.

(ставят руки на пояс)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(имитируют игру с погремушкой)

Разминка «Снежок»

Раз, два. Три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили.

(имитируют движения)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(рисуют в воздухе круг).

Но совсем- совсем не сладкий

(грозят указательным пальцем)

Раз- подбросим.

(поднимают руки)

Два- поймаем,

(опускают руки)

Три- уроним (наклоняются, дотрагиваются до пола)

И сломаем (подпрыгивают)

Воспитатель. Игра развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность. Что касается детей с общим недоразвитие речи, то наряду с общим влиянием игры на психическое развитие она оказывает специфическое воздействие на формирование речевых навыков. Ребёнка надо постоянного побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. Давайте разучим некоторые словесные игры.

«Объясни слово» На столе лежат карточки с изображением различных предметов ( часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник берёт картинку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем или о ком идет речь.

«Скажи наоборот»

Воспитатель поочередно бросает каждому участнику мяч и произносит слово . Игрок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению.

« Подбери пару». На доске вывешены картинки. Необходимо сгруппировать их и составить предложение. Например, игрок кладет рядом картинки с изображением гриба и дерева и говорит; «Я нашел под деревом гриб».

Вот и закончилась наша встреча. Я думаю, что она прошла не зря. Формирование правильной речи ребенка- дело трудное и без активного взаимодействия с вами достичь хороших результатов будет трудно. Спасибо, что нашли время прийти к нам, это говорит о том, что вы неравнодушны к своему ребенку.

В заключении предлагаю вам памятку «Поиграй со мной!», в которую включены игры, в которые можно играть с ребенком в транспорте, по дороге в детский сад и домой, ожидая приема у врача и пр.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда"

Автор: Фадеева Татьяна Юрьевна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства