Рекомендации логопеда родителям детей с заиканием.
Рекомендации логопеда родителям детей с заиканием.
Рекомендацииродителямзаикающегосяребенка
Подготовила учитель-логопед
Васечко Анастасия Павловна
Чем же можно помочь своему ребёнку в преодолении заикания?
- Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу-невропатологу или врачу-психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение.
- Вы не должны требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. Ваш личный пример играет большую роль в воспитании ребёнка и в формировании его характера. Необходимо личным примером приучить ребёнка к правильной речи.
- Должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 8-9 часов и обязательно дневной сон (1,5 часа). Приучить ложиться ребёнка в одно и тоже время. Перед сном следует исключить подвижные игры, просмотр телевизионных передач.
- Не перегружать ребёнка впечатлениями. Не заставлять одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой.
Нужно учитывать, что полезнее всего заниматься плаванием. Именно этот вид спорта лучше других снимает напряжение, улучшают дыхание.
- Вы не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребёнок чутко реагирует на это: он переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть Вы не должны «заласкивать» его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
- Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием.
Приучите к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.
Нужно помнить, что работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Вы не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребёнка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.
Заикание – это затяжная болезнь. Поэтому следует проявлять огромный такт, создавая благоприятные условия, способствующие ослаблению или полному устранению этого нарушения у своего ребёнка.
Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях.
1. Речь начинать только после вдоха животом, на плавном длительном выдохе достаточной силы.
2. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь.
3. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно.
4. Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать.
5. Следить, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями.
6. Соблюдать правильный режим дня.
Комплекс упражнений для релаксации
Релаксация мышц рук
1. Упражнение «Кулачки»
Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.
Поочерёдно сжимать и разжимать ладони.
Упражнение выполнять 3 – 5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.
2. Упражнение «Олени»
Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.
Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.
Расслабление мышц ног
1. Упражнение «Пружинка»
Сидя на стуле, положить руки на колени. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.
2. Упражнение «Загораем»
Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться.
Во время выполнения упражнений, фиксировать внимание на приятном расслаблении мышц ног.
Расслабление мышц шеи
Упражнение «Любопытная Варвара»
Поворот головы влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.
Расслабление мышц речевого аппарата.
Выполняется перед зеркалом
1. Упражнение «Хоботок»
Сидя в позе покоя, губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение.
Повторить 3 – 5 раз.
2. Упражнение «Лягушки»
Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.
3. Упражнение «Орешек»
Представьте, что вы разгрызаете орех.
Повторить 3 – 5 раз.
4. Упражнение «Горка»
Кончик языка упирается в нижние зубы с силой, спинка языка выгнута горкой, затем опустить язык и расслабить его.
При выполнении этих упражнений обратить внимание ребёнка на то, что напряжение вызывает неприятные ощущения в мышцах, а расслабление снимает их, вызывая приятное чувство покоя.
С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, избавляются от напряжённости.
Расслабление мышц рук, ног, корпуса
1. Упражнение «Штанга»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища.
Наклониться, представить, что взяли тяжёлую штангу, поднять её к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.
2. Упражнение «Походка моряка»
Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинать выполнение упражнения с правой ноги. Повторить 3 – 5 раз.
Релаксация мышц живота
Упражнение «Шарик»
Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.
Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот – «сдуть шарик».
Вдох – напряжение, выдох – расслабление.
Выполнять 3 – 5 раз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопеда родителям детей с заиканием.»
Расслабление мышц шеи
Упражнение «Любопытная Варвара»
Поворот головы влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.
Расслабление мышц речевого аппарата.
Выполняется перед зеркалом
1. Упражнение «Хоботок»
Сидя в позе покоя, губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение.
Повторить 3 – 5 раз.
2. Упражнение «Лягушки»
Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.
3. Упражнение «Орешек»
Представьте, что вы разгрызаете орех.
Повторить 3 – 5 раз.
4. Упражнение «Горка»
Кончик языка упирается в нижние зубы с силой, спинка языка выгнута горкой, затем опустить язык и расслабить его.
При выполнении этих упражнений обратить внимание ребёнка на то, что напряжение вызывает неприятные ощущения в мышцах, а расслабление снимает их, вызывая приятное чувство покоя.
С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, избавляются от напряжённости.
Расслабление мышц рук, ног, корпуса
1. Упражнение «Штанга»
Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища.
Наклониться, представить, что взяли тяжёлую штангу, поднять её к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.
2. Упражнение «Походка моряка»
Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинать выполнение упражнения с правой ноги. Повторить 3 – 5 раз.
Релаксация мышц живота
Упражнение «Шарик»
Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.
Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот – «сдуть шарик».
Вдох – напряжение, выдох – расслабление.
Выполнять 3 – 5 раз.
МБУ ДО «Психолого-педагогический центр «Помощь» г.о. Самара
Рекомендацииродителямзаикающегосяребенка
Подготовила учитель-логопед
Васечко Анастасия Павловна
Чем же можно помочь своему ребёнку в преодолении заикания?
- Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу-невропатологу или врачу-психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение.
- Вы не должны требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. Ваш личный пример играет большую роль в воспитании ребёнка и в формировании его характера. Необходимо личным примером приучить ребёнка к правильной речи.
- Должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 8-9 часов и обязательно дневной сон (1,5 часа). Приучить ложиться ребёнка в одно и тоже время. Перед сном следует исключить подвижные игры, просмотр телевизионных передач.
- Не перегружать ребёнка впечатлениями. Не заставлять одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой.
Нужно учитывать, что полезнее всего заниматься плаванием. Именно этот вид спорта лучше других снимает напряжение, улучшают дыхание.
- Вы не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребёнок чутко реагирует на это: он переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть Вы не должны «заласкивать» его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
- Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием.
Приучите к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.
Нужно помнить, что работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Вы не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребёнка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.
Заикание – это затяжная болезнь. Поэтому следует проявлять огромный такт, создавая благоприятные условия, способствующие ослаблению или полному устранению этого нарушения у своего ребёнка.
Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях.
1. Речь начинать только после вдоха животом, на плавном длительном выдохе достаточной силы.
2. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь.
3. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно.
4. Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать.
5. Следить, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями.
6. Соблюдать правильный режим дня.
Комплекс упражнений для релаксации
Релаксация мышц рук
1. Упражнение «Кулачки»
Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.
Поочерёдно сжимать и разжимать ладони.
Упражнение выполнять 3 – 5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.
2. Упражнение «Олени»
Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.
Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.
Расслабление мышц ног
1. Упражнение «Пружинка»
Сидя на стуле, положить руки на колени. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.
2. Упражнение «Загораем»
Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться.
Во время выполнения упражнений, фиксировать внимание на приятном расслаблении мышц ног.