Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков, слогов и коротких слов.
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.
Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:
употребляет перед отдельными словами лишние звуки ( а, и );
повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затрудняется перед началом речи.
Профилактика заикания.
Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и чёткой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
Отрицательно сказывается на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.
Следите за ребёнком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
Нельзя перегружать ребёнка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребёнка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период оздоровления после перенесённого заболевания.
Мышка и кошка.
- Пи-пи-пи, -
Пищала мышка.
Пощелкать пальцами рук.
Мне так страшно, трепещу –
Щу-щу-щу, щу-щу-щу,
Постукать по плечам руками, скрещенными на груди.
Норку я свою ищу,
Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу.
Потопать ногами.
Кошка притворилась доброй.
- Мур-мур-мур, - она поёт.
Погладить руки.
- Нет-нет-нет – пищит мышонок.
К кошке в лапы не пойдет.
Покачать головой.
И в заключении занятия - речевые упражнения с движениями: одновременно с ребёнком Вы двигаетесь и произносите стихи. Вот несколько речевых упражнений, которые должны выполняться ритмично:
Заботливое солнышко.
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
Скрестить руки вверху.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
Плавно покачать руками над головой.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки
Потереть щечки.
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки
Постукать пальцем по носу.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребёнка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.
Не наказывайте ребёнка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в тёмном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.
Если же Ваш ребёнок начал проявлять признаки заикания, то основная задача родителей – освободить речь ребёнка от напряжения, сделать её плавной, ритмичной: вместе с малышом старайтесь произносить слова, предложения, фразы с замедленной речью (гласные звуки тяните подольше – кооошкааа; кооозааа; соообааакааа и т.д; а все слова в предложении произносить слитно – влееесууурооодииилааасьёооолооочкааа (в лесу родилась ёлочка).
Используйте в совместной с Вами и Вашим ребёнком речи знакомые ему предметные картинки: покажите картинку малышу, назовите её, передайте ребёнку и вместе с ним повторите её название.
Постепенно такие упражнения можно усложнять сюжетными картинками, составлением предложений из 2-х или 3-х слов и более, проговариванием стихотворений.
Совместные занятия родителей и детей.
Каждое занятие начинайте с рассказывания знакомой ребёнку потешки либо короткого четверостишия. Затем выполните следующие расслабляющие упражнения для мышц речевого аппарата:
1. «Заборчик-хоботок» - на счет «раз-два» чередовать данные упражнения 8-10 раз.
«Заборчик» - улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;
«Хоботок» - губы и зубы сомкнуты; с напряжением вытянуть губы вперед.
2. «Орешки» - крепко сжать зубы, затем расслабить. Повторить упражнение 8-10 раз.
Далее выполните упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса, живота и шеи:
«Кулачки» - сжимать пальцы рук в кулачки так крепко, чтобы побелели косточки на руках, затем разомкнуть кулачки. Повторить 3-4 раза.
«Загораем на пляжу» - вытянуть ноги вперед, сидя на стуле, удержать ноги в данном положении под счет от 3 до 5; опустить ноги. Повторить 3-4 раза.
«Кораблик» - исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. Кораблик начинает качаться на волнах то вправо (упор на правую ногу, левая нога расслаблена и касается пола носочком стопы), то влево (упор на левую ногу, правая нога расслаблена и касается пола носочком стопы). Повторить покачивания 3-4 раза.
«Шарик» - исходное положение: сидя на стуле. На счет «раз» - вдох, животик надувается (мышцы напрягаются, плечи не поднимать!), на счет «два» - выдох, расслабились. Повторить 3-4 раза.
«Любопытная Варвара» - сидя на стуле выполнять с напряжением повороты головой вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 3-4 раза.
Обязательно выполните дыхательную гимнастику, которая включает в себя основное упражнение на развитие правильного вдоха. Назвать данное упражнение можно как угодно: «Понюхай, чем пахнет», «Собака ищет след». Самая главная задача упражнения – объяснить ребенку, как правильно его нужно выполнять. Резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте вместе с малышом воздух, как собака ищет след. Не допускайте самой грубой и распространенной ошибки – тянуть воздух, чтобы взять его побольше. Вдох должен быть коротким.
Следующими на занятии идут голосовые упражнения, предназначенные для развития речевого дыхания:
плавно произносить один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы)
плавно произносить несколько звуков (ааааоооо, аааиииууу, ооааииууээ)
произносить сочетания двух гласных звуков (кукла плачет «уа-уа»; дети кричат «ау-ау»; ослик кричит «иа-иа»)