Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4
раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном
положении).
4 Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5 Из выполняемых двух-трех упражнений новых может быть только одно, второе и
третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то
упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше
отрабатывать старый материал.
6 Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом / прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении/. Или с
небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему. Ребенок должен хорошо видеть лицо
взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность
выполнения упражнений.
7. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,
движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна
включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие
динамической координации речевых движений
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1 Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2 Взрослый показывает выполнение упражнения.
3 Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых
движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного
движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа
артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне
лица.
В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4 Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой
чайной ложки или просто чистым пальцем).
5 Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу
вареньем, шоколадом, для того, чтобы ребенок облизал ее
. Упражнения для губ
1 Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2 Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3 Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4 Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.
Верхние и нижние резцы видны.
5 Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6 Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1 Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2 Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3 Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4 Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук-ппппп).
5 Поцелуйчик. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.
Необходимо добиться, чтобы при выполнении упражнения, раздавался звук
"поцелуя".
6 Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут
вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
7 Мартышка
Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
8 Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
9 Голодный хомячок. Втянуть щеки.
10 Хлопушка. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего
воздух выходит с силой и шумом.
11 Жадная рыбка. Удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее
выдернуть.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
Статические упражнения для языка
1 Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2 Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3 Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка
подняты, . но не касаются зубов.
4 Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут
вперед.
5 Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,
спинка языка поднята вверх.
6 Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7 Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нѐбу.
Динамические упражнения для языка.
1 Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно
тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2 Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в
глубь рта.
3 Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и
нижним резцам.
4 Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5 Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и
зубами.
6 Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к
верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь
рта.
7 Лошадка.
Присосать язык к нѐбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть
подъязычную связку.
8 Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нѐбу. Не отрывая язык от нѐба, сильно оттягивать
вниз нижнюю челюсть.
9 Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до
мягкого нѐба.
10 Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу.