kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для работы учителя-логопеда с детьми с дизартрией

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье подраны методические рекомендации для учителей - логопедов по работе с детьми с дизартрией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для работы учителя-логопеда с детьми с дизартрией»

Методические рекомендации для работы учителя-логопеда с детьми с дизартрией

Введение:

Работа с дизартрическими нарушениями направлена на нормализацию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, формирование просодической стороны речи и общей коммуникативной функции. Успех коррекции зависит от ранней диагностики, индивидуального подхода и систематичности занятий.

Общие принципы и методические рекомендации:

1. Комплексный подход:

• Сочетание логопедической работы с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем (по назначению невролога).

• Взаимодействие со смежными специалистами: неврологом, психологом, инструктором ЛФК, дефектологом.

2. Индивидуализация программы:

• Каждый ребенок с дизартрией уникален. Программа работы должна быть построена с учетом формы и степени тяжести дизартрии, возраста ребенка, структуры дефекта, сопутствующих нарушений и индивидуальных особенностей.

• Тщательная диагностика является основой для составления индивидуального коррекционного маршрута.

3. Системность и последовательность:

• Занятия должны проводиться регулярно, без длительных перерывов.

• Материал подается по принципу "от простого к сложному", с поэтапным усложнением заданий.

• Каждый этап работы (например, развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики) должен быть доведен до автоматизма перед переходом к следующему.

4. Развитие мотивации:

• Использование игровых приемов, сюрпризных моментов, элементов сказки, любимых персонажей для поддержания интереса ребенка.

• Поощрение даже минимальных успехов, создание ситуации успеха.

• Вариативность заданий, чтобы избежать утомления и скуки.

5. Постепенное усложнение:

• Увеличение длительности и количества повторений упражнений.

• Переход от пассивных и пассивно-активных движений к активным, а затем к произвольным.

• Автоматизация сформированных навыков в различных речевых ситуациях (от слогов к словам, фразам, связной речи).

6. Взаимодействие с родителями:

• Обучение родителей правилам выполнения упражнений для закрепления навыков в домашних условиях.

• Предоставление четких и понятных инструкций, демонстрация упражнений.

• Регулярная обратная связь с родителями о динамике развития ребенка.

7. Использование различных анализаторов:

• Зрительный контроль (зеркало, картинки).

• Тактильно-кинестетические ощущения (ощупывание артикуляционного аппарата, контроль рукой воздушной струи).

• Слуховой контроль (прослушивание собственной и образцовой речи).

8. Работа над просодикой с первых этапов:

• Развитие темпа, ритма, интонации, силы голоса и логического ударения должно быть включено в занятия с самого начала, так как эти компоненты часто сильно страдают при дизартрии.

9. Развитие мелкой моторики:

• Упражнения для пальцев рук способствуют активизации речевых зон коры головного мозга.

• Использование пластилина, круп, шнуровок, конструкторов.

10. Снятие патологических синкинезий:

• Наблюдение за движениями лица и тела во время артикуляции. Постепенная работа над изолированностью артикуляционных движений.



Комплекс упражнений для работы с детьми с дизартрией

  1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры:

1. Логопедический массаж:

• Расслабляющий массаж: При гипертонусе. Легкие поглаживания, растирания, вибрации по ходу мышц.

• Тонизирующий массаж: При гипотонусе. Поколачивания, пощипывания, разминания.

• Массаж мышц лица (круговая мышца рта, жевательные мышцы), языка (поглаживания, вибрации шпателем), губ. Проводится логопедом, а затем обученными родителями.

2. Пассивная и пассивно-активная гимнастика:

• Логопед с помощью шпателя или пальцев выполняет движения артикуляционных органов, а ребенок пытается им содействовать.

• Для губ: Растягивание губ в улыбку, складывание в трубочку, отведение верхней/нижней губы.

• Для языка: Вытягивание вперед, в стороны, поднятие вверх, опускание вниз.

• Для нижней челюсти: Открывание и закрывание рта.

II. Развитие речевого дыхания:

Цель: формирование длительного, плавного, сильного ротового выдоха.

1. "Воздушный шарик": Надувание щек, затем медленный выдох через узкую щель губ.

2. "Ветерок": Дуть на легкие предметы (ватка, бумажные полоски, перышки), расположенные на столе или ладони.

3. "Листопад": Сдувать с ладони маленькие листочки, вырезанные из бумаги.

4. "Футбол": Дуть на небольшой шарик из ваты, чтобы он катился по столу в "ворота".

5. "Надуй мыльные пузыри": Через соломинку в стакане с водой или специальными пузырями.

6. "Понюхай цветочек": Короткий, глубокий вдох носом, затем медленный, плавный выдох ртом.

7. Дыхательные упражнения с элементами движения: Поднятие рук вверх – вдох, опускание – выдох (с проговариванием звуков, слогов).

III. Развитие голоса (фонации):

Цель: формирование достаточной силы, высоты и модуляции голоса.

1. "Эхо": Ребенок повторяет за взрослым громко, тихо, шепотом различные звуки, слоги, слова.

2. "Гудки парохода": Произнесение гласного "у" на разной высоте (низкий гудок – низкий тон, высокий гудок – высокий тон).

3. "Птички поют": Произнесение "и-и-и" на разной высоте, имитируя пение птиц (большая птица – низкий тон, маленькая – высокий).

4. "Рассмеемся": Произнесение "ха-ха-ха", "хо-хо-хо" с изменением силы голоса.

5. Длительное произнесение гласных: "А-а-а-а-а", "У-у-у-у-у", "И-и-и-и-и" на одном выдохе.

6. Сочетание гласных с изменением тона: "А-О-У-И" на одном выдохе.

IV. Развитие артикуляционной моторики:

Цель: развитие точности, силы, объема и координации движений органов артикуляции.

• Для губ:

1. "Улыбка": Растянуть губы в широкую улыбку, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать 5-7 секунд.

2. "Трубочка": Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать 5-7 секунд.

3. "Хоботок-Улыбка": Чередование "трубочки" и "улыбки". 5-7 повторений.

4. "Рыбка": Сжимать и разжимать губы, как рыбка.

5. "Кусаем губы": Попеременно покусывать верхнюю и нижнюю губу.

• Для языка:

1. "Лопатка": Широкий, расслабленный язык высунуть изо рта, положить на нижнюю губу. Удерживать 5-7 секунд.

2. "Иголочка": Узкий, напряженный язык высунуть изо рта. Удерживать 5-7 секунд.

3. "Часики": Узким языком поочередно касаться уголков рта. 5-7 раз в каждую сторону.

4. "Качели": Широким языком поочередно касаться верхней губы и нижней губы. 5-7 раз вверх и вниз.

5. "Почистим зубки": Языком проводить по верхним зубам изнутри, затем по нижним. По кругу.

6. "Грибок": Присосать широкий язык к нёбу. Удерживать.

7. "Лошадка": Прищелкивать языком, имитируя цокот копыт.

• Для нижней челюсти:

1. "Зевака": Медленно открывать и закрывать рот (широко, но без усилий).

2. "Хрум-хрум": Имитация жевания (движения челюстью в стороны).

V. Формирование звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация):

Последовательность:

1. Подготовительные упражнения: Артикуляционная гимнастика, массаж, дыхательные упражнения.

2. Постановка звука: Использование различных методов – по подражанию, с механической помощью, от опорных звуков.

3. Автоматизация звука: В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах, фразах, скороговорках, чистоговорках, связной речи.

4. Дифференциация звуков: Различение акустически или артикуляционно близких звуков (например, С-Ш, З-Ж, Р-Л).

VI. Развитие просодической стороны речи:

1. "Лесенка": Проговаривание слогов, слов, фраз с постепенным увеличением/уменьшением силы голоса.

• Ма-ма (тихо)

• Ма-ма (нормально)

• Ма-ма! (громко)

2. "Вопрос-Ответ": Произнесение одних и тех же фраз с вопросительной и утвердительной интонацией.

• Идет дождь? Идет дождь.

3. "Паровозик": Произнесение слогов с разной скоростью: медленно, нормально, быстро.

• Ту-ту-ту (медленно)

• Ту-ту-ту (нормально)

• Тутуту (быстро)

4. Стихи и потешки: Проговаривание коротких рифмованных текстов с выражением.

5. Выделение логического ударения: Произнесение фразы с акцентом на разных словах.

• *Мама* моет раму. (Кто?)

• Мама *моет* раму. (Что делает?)

• Мама моет *раму*. (Что моет?)

Заключение:

Работа с детьми с дизартрией – это длительный и кропотливый процесс, требующий терпения, профессионализма и творческого подхода. Постоянный мониторинг динамики развития, своевременная коррекция программы и тесное взаимодействие с родителями являются залогом успешной коррекции речевых нарушений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Методические рекомендации для работы учителя-логопеда с детьми с дизартрией

Автор: Влацкая Елена Яковлевна

Дата: 10.12.2025

Номер свидетельства: 678748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства