Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам: "Домашние животные", "Дикие животные".
Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам: "Домашние животные", "Дикие животные".
Рекомендации учителя - логопеда, воспитателям логопедических групп. Лексико-грамматиические игры и упражнения для детей 5-7 лет с ОНР, ФФНР. (Игры и упражнения можно распечатать, заламинировать и играть с группой детей)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам: "Домашние животные", "Дикие животные".»
Работа со всеми детьми
Лексическая тема: «Дикие животные»
с 01.11.21. по 05.11.21.
Задание учителя - логопеда
Итоги работы за неделю
(отметка воспитателя)
1.Артикуляционная гимнастика (общий комплекс)
2.Дыхательные и голосовые упражнения
- Игра «Кто дольше протянет звук [а] [у] [о] [и] [э] [ы]». Попробуйте с детьми долго потянуть звуки. Наберите в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.
- Дуть на Вертушку (губы трубочкой).
3.Пальчиковая игра, гимнастика:
«Сидит белка на тележке», «Есть у каждого свой дом»
4.Координация речи с движением
«Медвежата в чаще жили».
5.Игры на развитии фонематических процессов
- Назовите слова на звук: (м);
- Поймай звук (м) – из ряда других согласных звуков;
Фонематический анализ сочетаний: АМ, ОМ, УМ, ЫМ, ЭМ, ИМ. (какой первый звук; какой второй звук).
6.Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
Упражнение «Кто с кем?»;
Упражнение «Прятки»;
Упражнение «Нелепецы»;
Упражнение «Скажи наоборот»;
Упражнение «Считай и называй»;
Упражнение «Кто, где живёт?»;
Упражнение «Четвёртый лишний».
7.Связная речь
Упражнение «Расскажи-ка».
8.Развитие графомоторных навыков
Нарисовать и раскрасить в индивидуальных тетрадях следующих диких животных: заяц, белка, ёж, лось, лиса, волк, медведь.
Закрепить в словаре детей обобщающее понятие – Дикие животные.
Работа со всеми детьми
Лексическая тема: «Домашние животные»
с 08.11.21. по 12.11.21.
Задание учителя - логопеда
Итоги работы за неделю
(отметка воспитателя)
1.Артикуляционная гимнастика (общий комплекс)
2.Дыхательные и голосовые упражнения
- Игра «Кто дольше протянет звук [а] [у] [о] [и] [э] [ы]». Попробуйте с детьми долго потянуть звуки. Наберите в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.
- Дуть на Вертушку (губы трубочкой).
3.Пальчиковая игра, гимнастика:
«Бурёнушка», «Машина каша».
4.Координация речи с движением
«Козочка».
5.Игры на развитии фонематических процессов
- Назовите слова на звук: (в);
- Поймай звук (в) – из ряда других согласных звуков;
Фонематический анализ сочетаний: АВ, ОВ, УВ, ЫВ, ЭВ, ИВ. (какой первый звук; какой второй звук).
6.Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
Упражнение «Что забыл нарисовать художник»;
Упражнение «Назови ласково»;
Упражнение «Считай и называй»;
Упражнение «У кого кто?»;
Упражнение «Какие звуки издаёт?»;
Упражнение «Что у кого?»;
Упражнение «Четвёртый лишний».
7.Связная речь
- Составление рассказа по серии сюжетных картин «Пошли гулять!»;
- Упражнение «Расскажи – ка»;
- Упражнение «Расскажи историю».
8.Развитие графомоторных навыков
Нарисовать и раскрасить в индивидуальных тетрадях следующих домашних животных: лошадь, корова, коза, овца, свинья, собака, кошка.
Закрепить в словаре детей обобщающее понятие – Домашние животные.
«Мычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».
Упражнение «Кто с кем?»
(Наступили холода, заболели животные и потянулись в доктору Айболиту. Посмотрите на картинку. Кто пришёл к лечебнице доктора Айболита?
(Лиса с лисёнком, Зайчиха с зайчонком. И т. д.)
Упражнение «Прятки»
(Маленький бельчонок прятался от мамы-белки. Давайте поможем белке найти сына. Закончи предложение.)
Упражнение «Нелепецы»
(Посмотрите на картинку. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?)
Упражнение «Скажи наоборот»
(Закончи предложения.)
Лось большой, а заяц …
…( маленький.)
У волка хвост длинный, а у медведя …
…(короткий.)
Белка слабая, а волк …
…(сильный.)
Лиса хищное животное, а заяц …
…(травоядное животное.)
Игра «Четвёртый лишний»
Упражнение «Считай и называй»
(Один ёж, два ежа, три ежа, четыре ежа, пять ежей. (белка… , заяц… .)
Упражнение «Считай и называй»
(Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. (волк… , медведь… .)
Игра речь с движениями
«Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево) Медвежата мёд искали Дружно дерево качали Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево) И в развалочку ходили И из речки воду пили Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд) А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали! Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки) Вот болотце на пути! Как его нам перейти? Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
Игра речь с движениями
«Козочка»
Я козочка Ме-ке- ке, я гуляю на лужке.
Идут по кругу.
Острые рожки, тоненькие ножки.
Показывают «рожки», прыгают на носочках.
На самой макушке бархатные ушки.
Ладошками показывают «ушки».
Язык полотняный
Показывают язык «лопатой».
Хвостик конопляный…
Показывают «хвостик».
Как прыгну - сразу забодаю.
Прыгают, «бодаются».
Упражнение «Кто, где живёт?»
(Рассказать детям о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут.
Составьте предложение. Белка живёт в дупле. Волк живёт в логове. Медведь живёт в берлоге. Лиса живёт в норе. …)
Упражнение «Что забыл нарисовать художник»
(Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? У кролика не хватает ушей и т.д.)
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Пошли гулять!»
Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:
- Что смотрел Савва?
- О чём просила Саву собака Сонька ?
- Почему Савва не хотел идти гулять с собакой?
- Что сделала собака?
- Сава пошёл гулять с собакой?
Составь небольшой рассказ.
Примерный образец рассказа.
Савва сидел на стуле и смотрел инересный фильм про самолёты. Его собака Сонька стала просить Савву погулять с ней. Собака скулила, принесла свой поводок, но Савва не обращал на Соньку внимания. Тогда Сонька схватилась за ношки стула и опракинула стул вместе с Савой на пол. Мальчик отправился гулять с собакой.
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Пошли гулять!»
Упражнение «Назови ласково»
(Назови ласково папу, маму и детёныша каждого животного. Кот – котик, кошка – кошечка, котёнок – котёночек.)
Кот - котик
Кошка - кошечка
Котёнок - котёночек
Пёс - пёсик
Собака - собачка
Щенок - щеночек
Упражнение «Назови ласково»
(Назови ласково папу, маму и детёныша каждого животного.)
Козёл – (козлик)
Коза – (козочка)
Козлёнок – (козлёночек)
Бык – (бычок)
Корова – (коровушка)
Телёнок – (телёночек)
Упражнение «Назови ласково»
(Назови ласково папу, маму и детёныша каждого животного.)
Баран – (баранчик)
Овца – (овечка)
Ягнёнок – (ягнёночек)
Упражнение «Расскажи – ка»
(Составить рассказы о домашнем животном по предложенному плану.)
Упражнение «Считай и называй»
(Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов. (собака… , кролик… .)
Упражнение «Считай и называй»
(Один конь, два коня, три коня, четыре коня, пять коней. (свинья… , корова… .)
Упражнение «Считай и называй»
(Одна коза, две козы, три козы, четыре козы, пять коз. (баран… , овца… .)
Игра «Четвёртый лишний»
1).Упражнение «У кого кто?», 2).«Какие звуки издаёт?», 3).«Что у кого?»
( 1). У кошки котёнок. У лошади жеребёнок. … 2). Кошка – мяукает, овца – блеет, лошадь – ржёт, …
3). Назовите части тела домашних животных. У коровы - рога,… У свиньи – пятачок, … У лошади - грива ,... У собаки - лапы, … )
Упражнение «Расскажи историю»
(Эти картинки упали с полки и перепутались. Догадайтесь где начало, а где конец и где середина.