Рекомендации учителя-логопеда для родителей по развитию самоконтроля младших школьников. Чтобы быть успешным в школе, необходим очень важный навык – умение учиться. Умение учиться – это способность организовать самого себя на деятельность, которая имеет четкую цель. Дети, умеющие это делать, наиболее успешны в учебе, а в дальнейшем в любых сферах деятельности. Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов. Если приемы учебной деятельности не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными заданиями. Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований, то есть не учитывает при выполнении задания все требования, предусмотренные в условии, - какие-то использует, а какие-то пропускает. Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет школьнику выработать определенную последовательность выполнения задания. Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы местами во время письма и чтения, пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете. Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач. Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе. Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции. 1. «Сохрани слово в секрете». Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова ( из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь». Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило. Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно. Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную. Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу. 2. «Спрячь букву». Инструкция ребенку: « За буквой «а» охотится буквоешка. Спаси ее перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки» Текст: « Наступила ранняя весна.» В тетради получится: «Н.ступил. р.нняя весн..» Для более взрослых детей хорошо такое упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать. Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить другим цветом. 3.«Загадочное превращение». Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать буквы. Читай слоги и меняй (превращай ) букву «о» на букву «и». 4.«Можешь ли ты делать два дела сразу?» Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух». Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к». 5.«Как сказать слово, не произнеся ни звука» Инструкция ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. Под каждой буквой написана цифра. Она указывает на количество хлопков (или стуков карандашом по столу). 1 хлопок – буква «о» 2 хлопка – буква «т» 3 хлопка – буква «к» 4 хлопка – буква «с» 5 хлопка – буква «и» 6 хлопка – буква «а» Я прохлопаю какое-то слово, а ты постарайся его угадать. Используя этот сокращенный алфавит, можно прохлопать слова: кот, кит, сок, Коса, киса, ток, такси и т.д. Не забудьте делать паузы между буквами или предупреждать ребенка о том, что сейчас Вы прохлопаете следующую букву. Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм. Тренировать навыки самоконтроля можно при выполнении самых обычных повседневных дел. Например, совершая покупки вместе с ребенком в магазине или собирая портфель в школу. Как только ребенок научиться контролировать себя и свои действия самостоятельно, его успехи в школе станут несоизмеримо лучше. Желаю Вам удачи!