Рекомендации учителя логопеда для родителей будущих первокласников
Рекомендации учителя логопеда для родителей будущих первокласников
Тема: "Рекомендации учителя логопеда для родителей будущих первокласников"
Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличатся от речи взрослых. Многие родители не считают, что самым главным показателем готовности ребенка к школе - умение читать, пренебригая при этом развитием речи. На самом же деле обучением чтению нужно закончить работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителя логопеда для родителей будущих первокласников »
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. Многие родители не считают, что самым главным показателем готовности ребенка к школе – умение читать, пренебрегая при этом развитием речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению речи дошкольников, а не начинать с него.
Вначале нужно научить ребенка слушать и говорить, а потом переходить к обучению чтения. Если грамотно развивать устную речь, ребенок легко и как бы сам собой зачитает, причем избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребенка.
Устная речь (слушание, говорение)
Письменная речь (чтение, письмо)
Чтобы ребенок хорошо говорил, у него необходимо сформировать определенный словарный запас. Он должен знать домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых. Распознавать разновидности растений: деревья, кустарники, цветы. Различать фрукты, овощи, ягоды. Знать посуду, игрушки, мебель. Распознавать транспорт: водный, наземный, воздушный.
Уметь называть предметы обобщающим словом. Например: огурец, помидор, капуста – это овощи.
Уметь изменять слова, образовывать новые слова, подбирать родственные слова. Например: дом – домик – домашний, домовой – родственные слова.
Изменять слова по числам. Например: котёнок – котята, лоб – лбы, ухо – уши.
Ребёнок должен уметь составлять рассказ по картинке или серии картинок. Пересказывать услышанный текст. Самостоятельно составлять рассказ о каком-либо событии.
Хорошо развитый фонематический слух станет в последующем основой грамотного письма. Фонема - это звук. Фонематический слух – способность чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова. Например: палка - балка, день – тень.
В понятие фонематический слух входит:
- умение различать твёрдые и мягкие согласные;
- умение делить слова на слоги;
- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;
- умение определять место заданного звука в слове.
Все эти умения очень важны для обучения в школе. Для этого существует программа Е.В. Колесниковой по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве (из опыта работы)» предназначена для работы с детьми 3-7 лет в дошкольно-образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении четырёх лет пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка, а не дублируют школу.
В 3-4 года изучается звуковая культура речи. Дети учатся чётко проговаривать все звуки. Знакомятся с гласными и согласными звуками. Учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Например: большой комар поёт свою песню «З», а маленький комарик «Зь».
В 4-5 лет необходимо сформировать фонематический слух. Ребёнок должен различать слова, отличающиеся только одним звуком.
Например: мак-рак, банки-санки, мишка-шишка.
Уметь определять место заданного звука в слове.
Например: первый звук в слове АИСТ (звук «А»);
последний звук в слове МАК (звук «К»).
В 5-6 лет работаем над развитием звуко-буквенного анализа.
Дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове.
Главное на этом этапе научить детей не путать понятие «звук» и «буква»; звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Дети должны знать и не путать понятия «звук», «слог», «слово».
Слово обозначаем полоской. Звук обозначаем квадратиком. С начала белым, затем вводится цвет:
- красный квадратик – гласный звук;
- синий квадратик – твёрдый согласный звук;
- зелёный квадратик – мягкий согласный звук.
Учим детей делать звуковой анализ простых слов с помощью цветных квадратиков.
Чтобы дети лучше запомнили твёрдые и мягкие согласные звуки, при составлении слов квадратики заменяем предметами:
мягкий согласный звук – вата, поролон, пух;
твёрдый согласный звук – камень, орех, металл.
Для того, чтобы хорошо развивалась речь, нужно развивать мелкую моторику пальцев рук: рисовать, собирать пазлы, работать с конструктором, мозаикой, лепка пластилином и т. д.
Выполнять разные упражнения для пальчиков, используя стишки.
Литература:
Е.В.Колесникова Программа по подготовке к обучению грамоте «От
звука к букве».
Л.М. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет»
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика».
В.В. Цвинтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».