Просмотр содержимого документа
«Речевые игры с детьми»
Речевые игры с детьми
Развитие речи — ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из4важнейших задач воспитания.
Речь, осуществляя функцию «сообщения социальной связи, воздействия на окружающих» (Л.С. Выготский), является вместе с тем способом формирования мысли. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности — теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности, включается в общественное производство.
Речь является также важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребенка перед ним возникает все больше и больше задач (познавательных, регулятивных и ДР-) требующих для их решения обращения к речевой коммуникации. У ребенка последовательно формируются средства (система языковых знаков), а также приемы и способы коммуникации.
По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков
Среди таких умений и навыков можно выделить:
- умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями;
- применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению (мотиву), условиям и целям сообщения.
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Игра может проводиться как самостоятельное, как обучающее или закрепляющее занятие, а также как отдых.
Подвижная игра «У медведя во бору»
У медведя во бору Грибы, ягоды беру, а медведь ворчит и на нас рычит: Р-р-р (или у-у-у).
Условия игры известны. Как только медведь начинает рычать, дети убегают от него за черту — домой. Медведь ловит их.
Игра может быть использована как отдых, как начало или конец занятия.
Логопедические цели:1) автоматизация звука/» изолированного и в тексте; 2) развитие фразовой речи; 3) развитие дыхания; 4) развитие голоса; 5) нормализация темпа и ритма речи......
Цели физического развития: развитие общих движений, скорости реакции, собранности.
Цели умственного развития: может служить началом или завершением беседы о диких животных и растительности леса.
Ветер и птицы
Цель. Развитие координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа — птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но, если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.
Кто это?
Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.
Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.
Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
Угадай, чей голос?
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами-с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга.
Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!
Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.
В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждый фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение - водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.
Запомни слова
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Красный — белый
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
Поймай рыбку
Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Кто внимательнее?
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Слова-перевертыши
Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Описание игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Чем отличаются слова?
Вариант 1
Педагог: "Есть слова, которые хотя и похожи по звучанию, но разные. Дом и сом. Одинаковые слова? Правильно, разные: дом - помещение, где живут люди, сом - рыба. Но они близки по звучанию. Кошка и ложка. Похожи по звучанию? (Дети отвечают.) А дом и кошка? Похожи по звучанию или нет? Дом и сом близки по звучанию и отличаются только одним звуком. В слове дом первый звук д, в слове сом - с. Какой звук надо заменить в слове дом, чтобы получилось слово сом? (Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает.)
А чем отличается слово лак от слова рак? Какой звук надо заменить в слове рак, чтобы получилось слово лак?
Педагог предлагает детям назвать, чем отличаются такие слова: шишка - мишка, кот - рот, мак - рак, тесто - место, галка - палка, день - пень, губка - шубка, грач - врач, друг - круг; крыса - крыша, коса - коза, миска - мишка, мушка - мошка и т. д. Дети повторяют слова, устанавливают отличия, четко произнося изолированные звуки.
Вариант 2
Педагог предлагает детям определить, чем отличаются слова крот и кот, спрашивает: "Какой звук надо добавить к слову кот) чтобы получилось слово крот?" Затем предлагает определять, чем отличаются слова: ель и щель, Оля и Коля, сто и стол, вол и волк, стол и столб, игры и тигры, порт и спорт, кошка и крошка, утки и сутки, каски и краски, сова и слова, бобы и бобры.
Педагог следит, чтобы дети не только правильно указывали различия в словах, но и четко, внятно произносили отдельные звуки: "В слове Коля есть звук к (а не ка, кэ), а в слове Оля этого звука нет". Или: "К слову Оля надо добавить звук к, чтобы получилось слово Коля".
Развитие словарного запаса
«Игра в слова».
- Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
- Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - .... Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?» Пусть ребёнок подберёт как можно больше слов, обозначающих действие.
«Лишнее слово»
В каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам. Ворона, голубь, воробей, грач. Окунь, форель, лещ, кит. Попугай, кукушка, иволга, скворец. Корова, коза, лось, носорог. Гранат, груша, яблоко, дыня. Какое слово из четырёх подходит к приведённой части фразы? Подчеркни его. В неделе... 6 дней, 7 дней, 5 дней, 8 дней Второй день недели... понедельник, среда, вторник, пятница В лесу появляются подснежники... весной, летом, зимой, осенью Новый год начинается... в сентябре, в декабре, в январе, в августе У клестов появляются птенцы,... зимой, весной, летом, осенью.
«Один и много»
- Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши»
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребёнок, человек, стекло;
имя, весна, друг.
- А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один.
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
«Скажи ласково».
Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ....
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Используемая литература:
В.И. Селиверстов Речевые игры с детьми
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие упражнения. М.: Первое сентября 2008.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.
Языканова Е.В., Развивающие задания, Тесты, Игры, Упражнения, 1 класс2013