Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №45»
муниципального образования города Братска
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРЕЖНЕНИЯ
Подготовил: учитель-дефектолог
Шувалова И.Л
Г. Братск
Названия речевых игр и упражнений
Содержание
«Что за чем, что перед чем!»
Игра с мячом. Учитель называет любое время года, например: «Осень, а за ней.» — и передает мяч ребенку. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней.» и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, учитель задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней.» — и передает мяч ребенку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. Усложнение: то же самое с месяцами.
«Сложи в одно слово».
Игра на развитие навыков словообразования. Листья падают — листопад; ребенок, который учится в школе, — школьник; человек, собирающий грибы, — грибник и т.д.
«Что у Кати, а что у Сони!»
Учитель выставляет перед детьми изображение двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному фрукту и овощу, а Соня;— по несколько. Затем просит назвать по картинкам, что у Кати, а что у Сони. Например: у Кати есть апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати есть помидор, а у Сони — помидоры.
«Что у Маши, а что у Машеньки!»
Логопед выставляет две картинки с изображениями большой и маленькой кукол и просит детей назвать сначала большие овощи и фрукты, которые собрала Маша, а затем — маленькие овощи и фрукты, которые собрала Машенька.
Например: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко.
«Вспомни и назови»
Игра с мячом. Учитель предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты и их цвет. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Зеленое яблоко. Желтая груша.
«Поварята»
Учитель раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и испеку яблочный пирог».
«Вершки и корешки»
Игра с мячом. Логопед называет любой овощ, например: «Картофель», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, определяет, какой это овощ — вершок или корешок — и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
«Соберем урожай»
Логопед раздает детям картинки с изображениями нескольких фруктов и овощей, просит детей помочь убрать урожай и составить предложение по образцу. «На моей картинке помидоры. Помидоры — это овощи, я положу их в ящик. У меня ящик с помидорами». «На моей картинке яблоки. Яблоки — это фрукты, я положу их в корзину. У меня корзина с яблоками».
«Какая это ягода!»
Игра с мячом. Логопед называет любую ягоду, например: «Черника.», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какая это ягода, садовая или лесная, и возвращает мяч логопеду. Например: Черника растет в лесу, значит, черника — лесная ягода.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Трудолюбивый человек. — Ленивый человек.
«Что у тебя, а что в магазине!»
Игра с мячом. Логопед называет любой предмет одежды, например: «Платье», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение, называя этот предмет во множественном числе, и возвращает мяч логопеду. Например: А в магазине много платьев.
«Кого можно встретить в лесу!»
Игра с мячом. Логопед задает вопрос: «Кого можно встретить в лесу?» и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «В лесу можно встретить волков» и возвращает мяч логопеду.
«Назови детеныша»
Игра с мячом. Логопед задает вопрос, например: «Как называется детеныш медведицы?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «Детеныш медведицы называется медвежонок», и возвращает мяч логопеду.
«Посчитай»
Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями диких животных и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5.). Дети должны составить предложения по образцу: «На лесную полянку вышли одна лиса и два волка».
«Назови ласково»
Игра с мячом. Логопед называет любое дикое; животное и его характерный признак, например: «Рыжая белка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет это животное и его признак ласково: «Рыженькая белочка», и возвращает мяч логопеду.
«У кого что есть!»
Игра с мячом. Логопед называет любое дикое животное и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет признак этого животного и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например, логопед называет слово «лиса». Ребенок составляет предложение типа: «У лисы есть длинный пушистый хвост».
«Кто с кем!»
Игра с мячом. Логопед составляет предложение о самке любого дикого животного леса и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок повит мяч, изменяет предложение по образцу и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Образец: «В лесу живет медведица». «В лесу живет медведица с медвежонком».
«Семья»
Игра с мячом. Логопед называет самку, самца или детёныша – бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет остальных членов семьи данного животного.
«Назови инструменты»
Игра с мячом. Логопед просит детей передавать мяч друг другу по кругу и называть инструменты (музыкальные, сельскохозяйственные, плотницкие, столярные.). Логопед считает, сколько раз мяч совершит полный круг.
«Кому что нужно?»
Игра с мячом. Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нужные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопеду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)
«Один — три —пять»
Игра с мячом. Логопед называет различные словосочетания и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, изменяет словосочетание по образцу и возвращает мяч логопеду. Образец: «Богатырь съел блин». «Богатырь съел один блин, три блина и пять блинов».
«Подбери окончание пословицы»
Логопед произносит начало любой пословицы и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ее окончание, проговаривает пословицу целиком и возвращает мяч логопеду.
«Назови, какой»
Игра с мячом. Логопед называет любой предмет посуды и материал, из которого он сделан. Дети должны образовать относительное имя прилагательное. Например, логопед произносит: «Кувшин из глины», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, образует прилагательное: «Глиняный кувшин», и возвращает мяч логопеду.
«Один и много»
Игра с мячом. Логопед произносит предложение, бросает
кому-то из детей мяч и просит изменить предложение по образцу. Игра продолжается. Образец: «Сначала я увидела одну звезду». «Сначала я увидела одну звезду, а потом — много звезд».
«Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями перелетных птиц, одна — с изображением зимующей птицы.)
«Скажи по-другому»
Игра с мячом. Логопед называет слово или словосочетание и передает мяч. Дети должны подобрать синонимы (сказать «по-другому»). Например: Теплый день. — Погожий день, солнечный день.
«Предмет нужен или нет!»
Игра с мячом. Логопед называет различные предметы, а дети должны определить, нужны они в школе или нет. Например, логопед называет слово тетрадь и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Тетрадь нужна в школе. В тетради записывают и выполняют разные задания».