kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевые игры и упражнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №45»

муниципального образования города Братска

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРЕЖНЕНИЯ

Подготовил: учитель-дефектолог

Шувалова И.Л

Г. Братск

Названия речевых игр и упражнений

Содержание

«Что за чем, что перед чем!»

Игра с мячом. Учитель называет любое время года, например: «Осень, а за ней.» — и передает мяч ребенку. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней.» и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, учитель задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней.» — и передает мяч ребенку.  Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. Усложнение: то же самое с месяцами.

«Сложи в одно слово».

Игра на развитие навыков словообразования. Листья падают — листопад; ребенок, который учится в школе, — школьник; человек, собирающий грибы, — грибник и т.д.

«Что у Кати, а что у Сони!»

Учитель выставляет перед детьми изображение двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному фрукту и овощу, а Соня;— по несколько. Затем просит назвать по картинкам, что у Кати, а что у Сони. Например: у Кати есть апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати есть помидор, а у Сони — помидоры.

«Что у Маши, а что у Машеньки!»

Логопед выставляет две картинки с изображениями большой и маленькой кукол и просит детей назвать сначала большие овощи и фрукты, которые собрала Маша, а затем — маленькие овощи и фрукты, которые собрала Машенька.

Например: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко.

«Вспомни и назови»

Игра с мячом. Учитель предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты и их цвет. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Зеленое яблоко. Желтая груша.

«Поварята»

Учитель раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и испеку яблочный пирог».

«Вершки и корешки»

Игра с мячом. Логопед называет любой овощ, например: «Картофель», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, определяет, какой это овощ — вершок или корешок — и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.

«Соберем урожай»

Логопед раздает детям картинки с изображениями нескольких фруктов и овощей, просит детей помочь убрать урожай и составить предложение по образцу. «На моей картинке помидоры. Помидоры — это овощи, я положу их в ящик. У меня ящик с помидорами». «На моей картинке яблоки. Яблоки — это фрукты, я положу их в корзину. У меня корзина с яблоками».

«Какая это ягода!»

Игра с мячом.  Логопед называет любую ягоду, например: «Черника.», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какая это ягода, садовая или лесная, и возвращает мяч логопеду. Например: Черника растет в лесу, значит, черника — лесная ягода.

«Скажи наоборот»

Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Трудолюбивый человек. — Ленивый человек.

«Что у тебя, а что в магазине!»

Игра с мячом. Логопед называет любой предмет одежды, например: «Платье», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение, называя этот предмет во множественном числе, и возвращает мяч логопеду. Например: А в магазине много платьев.

«Кого можно встретить в лесу!»

Игра с мячом. Логопед задает вопрос: «Кого можно встретить в лесу?» и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «В лесу можно встретить волков» и возвращает мяч логопеду.

«Назови детеныша»

Игра с мячом. Логопед задает вопрос, например: «Как называется детеныш медведицы?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «Детеныш медведицы называется медвежонок», и возвращает мяч логопеду.

«Посчитай»

Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями диких животных и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5.). Дети должны составить предложения по образцу: «На лесную полянку вышли одна лиса и два волка».

«Назови ласково»

Игра с мячом. Логопед называет любое дикое; животное и его характерный признак, например: «Рыжая белка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет это животное и его признак ласково: «Рыженькая белочка», и возвращает мяч логопеду.

«У кого что есть!»

Игра с мячом. Логопед называет любое дикое животное и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет признак этого животного и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например, логопед называет слово «лиса». Ребенок составляет предложение типа: «У лисы есть длинный пушистый хвост».

«Кто с кем!»

Игра с мячом. Логопед составляет предложение о самке любого дикого животного леса и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок повит мяч, изменяет предложение по образцу и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Образец: «В лесу живет медведица». «В лесу живет медведица с медвежонком».

«Семья»

Игра с мячом. Логопед называет самку, самца или детёныша – бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет остальных членов семьи данного животного.

«Назови инструменты»

Игра с мячом. Логопед просит детей передавать мяч друг другу по кругу и называть инструменты (музыкальные, сельскохозяйственные, плотницкие, столярные.). Логопед считает, сколько раз мяч совершит полный круг.

«Кому что нужно?»

Игра с мячом. Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нужные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопеду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)

«Один — три —пять»

Игра с мячом. Логопед называет различные словосочетания и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, изменяет словосочетание по образцу и возвращает мяч логопеду. Образец: «Богатырь съел блин». «Богатырь съел один блин, три блина и пять блинов».

«Подбери окончание пословицы»

 Логопед произносит начало любой пословицы и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ее окончание, проговаривает пословицу целиком и возвращает мяч логопеду.

«Назови, какой»

Игра с мячом. Логопед называет любой предмет посуды и материал, из которого он сделан. Дети должны образовать относительное имя прилагательное. Например, логопед произносит: «Кувшин из глины», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, образует прилагательное: «Глиняный кувшин», и возвращает мяч логопеду.

«Один  и много»

Игра с мячом. Логопед произносит предложение, бросает

кому-то из детей мяч и просит изменить предложение по образцу. Игра продолжается. Образец: «Сначала я увидела одну звезду». «Сначала я увидела одну звезду, а потом — много звезд».

«Четвертый лишний»

Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями перелетных птиц, одна — с изображением зимующей птицы.)

«Скажи по-другому»

Игра с мячом. Логопед называет слово или словосочетание и передает мяч. Дети должны подобрать синонимы (сказать «по-другому»). Например: Теплый день. — Погожий день, солнечный день.

«Предмет нужен или нет!»

Игра с мячом. Логопед называет различные предметы, а дети должны определить, нужны они в школе или нет. Например, логопед называет слово тетрадь и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Тетрадь нужна в школе. В тетради записывают и выполняют разные задания».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевые игры и упражнения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №45»

муниципального образования города Братска









РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРЕЖНЕНИЯ









Подготовил: учитель-дефектолог

Шувалова И.Л









Г. Братск



Названия речевых игр и упражнений

Содержание

«Что за чем, что перед чем!»

Игра с мячом. Учитель называет любое время года, например: «Осень, а за ней...» — и передает мяч ребенку. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, а за ней...» и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, учитель задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. Усложнение: то же самое с месяцами.

«Сложи в одно слово».

Игра на развитие навыков словообразования. Листья падают — листопад; ребенок, который учится в школе, — школьник; человек, собирающий грибы, — грибник и т.д.

«Что у Кати, а что у Сони!»

Учитель выставляет перед детьми изображение двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному фрукту и овощу, а Соня;— по несколько. Затем просит назвать по картинкам, что у Кати, а что у Сони. Например: у Кати есть апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати есть помидор, а у Сони — помидоры.

«Что у Маши, а что у Машеньки!»

Логопед выставляет две картинки с изображениями большой и маленькой кукол и просит детей назвать сначала большие овощи и фрукты, которые собрала Маша, а затем — маленькие овощи и фрукты, которые собрала Машенька.

Например: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко.

«Вспомни и назови»

Игра с мячом. Учитель предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты и их цвет. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Зеленое яблоко. Желтая груша.

«Поварята»

Учитель раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и испеку яблочный пирог».

«Вершки и корешки»

Игра с мячом. Логопед называет любой овощ, например: «Картофель», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, определяет, какой это овощ — вершок или корешок — и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.

«Соберем урожай»

Логопед раздает детям картинки с изображениями нескольких фруктов и овощей, просит детей помочь убрать урожай и составить предложение по образцу. «На моей картинке помидоры. Помидоры — это овощи, я положу их в ящик. У меня ящик с помидорами». «На моей картинке яблоки. Яблоки — это фрукты, я положу их в корзину. У меня корзина с яблоками».

«Какая это ягода!»

Игра с мячом. Логопед называет любую ягоду, например: «Черника...», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение о том, какая это ягода, садовая или лесная, и возвращает мяч логопеду. Например: Черника растет в лесу, значит, черника — лесная ягода.

«Скажи наоборот»

Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Трудолюбивый человек. — Ленивый человек.

«Что у тебя, а что в магазине!»

Игра с мячом. Логопед называет любой предмет одежды, например: «Платье», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение, называя этот предмет во множественном числе, и возвращает мяч логопеду. Например: А в магазине много платьев.

«Кого можно встретить в лесу!»

Игра с мячом. Логопед задает вопрос: «Кого можно встретить в лесу?» и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «В лесу можно встретить волков» и возвращает мяч логопеду.

«Назови детеныша»

Игра с мячом. Логопед задает вопрос, например: «Как называется детеныш медведицы?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «Детеныш медведицы называется медвежонок», и возвращает мяч логопеду.

«Посчитай»

Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями диких животных и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На лесную полянку вышли одна лиса и два волка».

«Назови ласково»

Игра с мячом. Логопед называет любое дикое; животное и его характерный признак, например: «Рыжая белка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет это животное и его признак ласково: «Рыженькая белочка», и возвращает мяч логопеду.

«У кого что есть!»

Игра с мячом. Логопед называет любое дикое животное и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет признак этого животного и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например, логопед называет слово «лиса». Ребенок составляет предложение типа: «У лисы есть длинный пушистый хвост».

«Кто с кем!»

Игра с мячом. Логопед составляет предложение о самке любого дикого животного леса и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок повит мяч, изменяет предложение по образцу и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Образец: «В лесу живет медведица». «В лесу живет медведица с медвежонком».

«Семья»

Игра с мячом. Логопед называет самку, самца или детёныша – бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет остальных членов семьи данного животного.

«Назови инструменты»

Игра с мячом. Логопед просит детей передавать мяч друг другу по кругу и называть инструменты (музыкальные, сельскохозяйственные, плотницкие, столярные...). Логопед считает, сколько раз мяч совершит полный круг.

«Кому что нужно?»

Игра с мячом. Логопед называет профессию и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет инструменты, нужные человеку данной профессии, и возвращает мяч логопеду. Например: Что нужно маляру? (Маляру нужны кисти и валики для нанесения краски.)

«Один — три —пять»

Игра с мячом. Логопед называет различные словосочетания и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, изменяет словосочетание по образцу и возвращает мяч логопеду. Образец: «Богатырь съел блин». «Богатырь съел один блин, три блина и пять блинов».

«Подбери окончание пословицы»

Логопед произносит начало любой пословицы и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ее окончание, проговаривает пословицу целиком и возвращает мяч логопеду.

«Назови, какой»

Игра с мячом. Логопед называет любой предмет посуды и материал, из которого он сделан. Дети должны образовать относительное имя прилагательное. Например, логопед произносит: «Кувшин из глины», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, образует прилагательное: «Глиняный кувшин», и возвращает мяч логопеду.

«Один и много»

Игра с мячом. Логопед произносит предложение, бросает

кому-то из детей мяч и просит изменить предложение по образцу. Игра продолжается. Образец: «Сначала я увидела одну звезду». «Сначала я увидела одну звезду, а потом — много звезд».

«Четвертый лишний»

Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Например, три картинки с изображениями перелетных птиц, одна — с изображением зимующей птицы.)

«Скажи по-другому»

Игра с мячом. Логопед называет слово или словосочетание и передает мяч. Дети должны подобрать синонимы (сказать «по-другому»). Например: Теплый день. — Погожий день, солнечный день.

«Предмет нужен или нет!»

Игра с мячом. Логопед называет различные предметы, а дети должны определить, нужны они в школе или нет. Например, логопед называет слово тетрадь и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч и дает ответ: «Тетрадь нужна в школе. В тетради записывают и выполняют разные задания».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевые игры и упражнения

Автор: Шувалова Ирина Леонидовна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266494

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Консультация для учителей «Обучение с увлечением:  логопедические приёмы, игры, упражнения на уроках письма, чтения, развития речи»"
    ["seo_title"] => string(153) "konsul-tatsiia-dlia-uchitieliei-obuchieniie-s-uvliechieniiem-loghopiedichieskiie-priiomy-ighry-uprazhnieniia-na-urokakh-pis-ma-chtieniia-razvitiia-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "262745"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449408506"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Активизация познавательной деятельности дошкольников через проведение речевых игр и упражнений"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_doshkol_nikov_chieriez_proviedieni"
    ["file_id"] => string(6) "459072"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1519325685"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "podborka_riechievykh_ighr_i_uprazhnienii_napravliennykh_na_formirovaniie_obrazno"
    ["file_id"] => string(6) "460453"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519994225"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Речевые игры и упражнения по теме "Фрукты. Сад""
    ["seo_title"] => string(47) "rechevye_igry_i_uprazhneniia_po_teme_frukty_sad"
    ["file_id"] => string(6) "519925"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568701036"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Картотека речевых игр и упражнений (подготовительная группа)"
    ["seo_title"] => string(61) "kartoteka_rechevykh_igr_i_uprazhnenii_podgotovitelnaia_gruppa"
    ["file_id"] => string(6) "543688"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1584787770"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства