kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для ознакомления молодым специалистам. В ней можно узнать какое значение имеет фонематический слух для обучающихся 1 класса в период обучения грамоте и становления письменной речи. В статье приведены примеры игровых упражнений, применяемых для развития фонематического слуха и восприятия у первоклассников.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.»

Учитель – логопед I квалификационной категории

МБОУ «СОШ №45 г. Челябинска»

Сиднева Елена Валерьевна


Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.


При первичном экспресс - обследовании первоклассников, поступающих в школу, у многих из них наблюдается недоразвитие фонематического слуха. Фонематический слух – тонкий дифференцированный слух, который заключается в способности различать все фонемы русского языка по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. У человека, помимо фонематического слуха, есть ещё физический и музыкальный слух. Всего три вида слуха. Почему очень важно иметь развитый фонематический слух?

При несовершенном фонематическом слухе первоклассники затрудняются различать слова, отличающиеся одним звуком: дочка – точка, коза – коса, цапля - сабля; неправильно выделяют первые звуки в слове: щётка – ш, чеснок – ц, цапля – с; последние: букварь – р, лещ – ш, май – е; не владеют анализом звукового состава слова (назвать 3,4 звуки в слове, сколько всего звуков в слове, назвать все звуки в слове по порядку).

Первоклассникам предстоит овладеть письменной речью. Письменная речь – сложный процесс, при котором одновременно и слаженно работают все виды анализаторов: зрительный, речеслуховой, речедвигательный, двигательный. Ведущую роль при овладении грамотой занимает слуховой анализатор. У современных детей больше развит зрительный анализатор. Обучающиеся, имеющие недоразвитие фонематического слуха будут испытывать трудности при обучении грамоте, ведь вся система даёт сбой.

Становление письменной речи происходит до десяти лет и очень важно не упустить время, своевременно помочь детям, испытывающим затруднения подобного рода, иначе у них может развиться дисграфия.



Дисграфия - частичное специфическое нарушение процессов письма, проявляющееся в заменах гласных, согласных в сильных позициях в слове: пузыри – бузыри, цапля – чапля, целый день – тэлые ден, тёплый – топлый, кран - крон и т.д. Чтобы правильно писать, необходимо ещё и правильно произносить все звуки русского языка. Это первое необходимое условие безошибочного письма.

Второе условие – совершенный фонематический слух.

Развитие фонематического слуха и восприятия осуществляется при выполнении специальных упражнений:

  • Хлопни на [с] : п р м ч с к в ор н с ф ц с ш ж х с.

  • Замени [д] на [т]: дом -… дачка - …душ -…;

  • Посчитай (выложи) столько фишек, сколько услышишь [б]:

Бара – бара – барабан,

Барабань – ка, барабан!

  • Определи, какой по счёту будет [ш] в слове: Маша, шашки, шалаш, камыш.

  • Придумай слова, которые начинаются на звук у.

  • Прослушай цепочку звуков, слогов, слов – повтори (ауио, за – са – за, день – тень – пень), придумай свои примеры.

  • Назови в словах одинаковый звук: лопата – палка – пенал.

  • Определи место [с] в слове (начало – середина – конец): санки – лиса – ананас.

  • Подними сигнальную карточку, если услышишь правильно сказанное слово: банан, баман, панан, банан, баван, манан, банан.

  • Зашифруй звуки: [в] – О, [ф] – Х. Дети слушают слова и рисуют только символы: фонарь, ворота, конфета, ворона, сова, фантик, фартук, трава.

  • Добавь слово со [л], произнеси всю цепочку слов:

Кол

Кол – пол

Кол – пол – стол

Кол – пол – стол –стул

Кол – пол – стол – стул -укол…

  • Назови слово, которое повторилось:

Наступила золотая осень.

Осень – моё любимое время года.

Заходи в гости осень – милости просим.

  • Звуковые дорожки (зелёное и синее поле). По зелёной дорожке бегут мягкие согласные (дети передвигают фишки), по синей – твёрдые. Учитель предъявляет на слух разные слова, дети двигают фишки: булка, бегемот, билет, бант, берег, Борис, бузина, баран.

Таких упражнений великое множество. Это своего рода игра, а дети любят играть, поэтому развитие фонематического слуха происходит легко и непринуждённо, само – собой. На уроках письма в основном отрабатываются графо – моторные навыки, на логопедических занятиях больше внимания уделяется работе над звуком, устанавливается связь звук – буква, перевод фонемы в графему. Обучающиеся сопоставляют звуки по звучанию и артикуляции, соотносят их с буквами.

Такие упражнения помогают учителю – логопеду развить у обучающихся полноценный фонематический слух. А полноценный фонематический слух – основа грамотного безошибочного письма!




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.

Автор: Сиднева Елена Валерьевна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях."
    ["seo_title"] => string(107) "razvitiie_foniematichieskogho_vospriiatiia_u_obuchaiushchikhsia_1_klassa_na_loghopiedichieskikh_zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "345899"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474830508"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект выступления на тему: «Развитие потенциальных способностей, обучающихся в рамках реализации ФГОС УО»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_vystupleniia_na_temu_razvitie_potentsialnykh_sposobnostei_obuchaiushchi"
    ["file_id"] => string(6) "555950"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597750627"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Проект группового  логопедического  занятия «Дифференциация [Д]- [Т]» "
    ["seo_title"] => string(75) "proiekt-ghruppovogho-loghopiedichieskogho-zaniatiia-diffierientsiatsiia-d-t"
    ["file_id"] => string(6) "243349"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445701586"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа учебного предмета ЛОГОПЕДИЯ для 2 класса коррекционной школы-интернат VIII вида "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-logopiediia-dlia-2-klassa-korriektsionnoi-shkoly-intiernat-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142738"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418356221"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по преодолению СНР для 4 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaiaproghrammapoprieodolieniiusnrdlia4klassa"
    ["file_id"] => string(6) "316064"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460017700"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства