kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по преодолению СНР для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы. Преодоление системного недоразвития речи обучающихся с особыми возможностями здоровья, способствующее успешному усвоению ими образовательной программы и их социализации.

В старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:

  • совершенствование навыков звукобуквенного ана­лиза слов;
  • обогащение и уточнение словаря;
  • изучение состава слов, словообразующей роли значимых ча­стей слов различных частей речи:
  •  совершенствование навыка правописа­ния (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке);
  • совершенствование навыков построения простого предложения разной степени распространенности и слож­ного предложения;
  • закрепление пунктуационных навыков;
  • формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала;
  • совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы;
  • совершенствование умения полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
  • совершенствование умения кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
  • совершенствование умения устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения;
  • совершенствование навыка написания изложения и сочинения.

Программа состоит из следующих разделов:

1.  коррекционная работа на лексическом уровне;         

 2.  коррекционная работа на синтаксическом уровне;  

3.  развитие  связной речи;

4.  наполнение и уточнения активного словаря обучающегося.                                              

           Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 6 классе и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Предложение», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов», «Употребление имён существительных в разных падежах», «Предлоги», «Работа с текстом».

Содержание программы логопедической коррекции в 4  классе

1.Обследование учащихся.                                                  

2.Повторение изученного во 2-3 классах:                                                           

-развитие языкового анализа и синтеза,                                                             

-формирование фонематического восприятия     (дифференциация фонем),                                     

 3.Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных и прилагательных, дифференциация глаголов, противоположных по значению.

4.Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки В, ВЫ, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.

5.Предлоги. Согласование предлогов с именами существительными в косвенных падежах.

6.Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.

7. Развитие связной речи.

8. Итоговое обследование речи детей.

Программа логопедической коррекции рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе отводится 1 час в неделю (34  часа в год).  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению СНР для 4 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района









СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению системного недоразвития речи у обучающихся 4 классов на 2015-2016 учебный год







Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.





2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе программы Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе.». М.: ТЦ Сфера, 2007.

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

В настоящее время увеличивается количество детей с особыми возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Нарушения речи у детей данной категории носят системный характер. Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.

Цель программы. Преодоление системного недоразвития речи обучающихся с особыми возможностями здоровья, способствующее успешному усвоению ими образовательной программы и их социализации.

В старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:

  • совершенствование навыков звукобуквенного ана­лиза слов;

  • обогащение и уточнение словаря;

  • изучение состава слов, словообразующей роли значимых ча­стей слов различных частей речи:

  • совершенствование навыка правописа­ния (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке);

  • совершенствование навыков построения простого предложения разной степени распространенности и слож­ного предложения;

  • закрепление пунктуационных навыков;

  • формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель­ности на основе понимания читаемого материала;

  • совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы;

  • совершенствование умения полно, пра­вильно и последовательно передавать содержание прочитанного;

  • совершенствование умения кратко пересказывать основные события, изложенные в произведе­нии; называть главных и второстепенных героев, давать им харак­теристику, адекватно оценивать их действия и поступки;

  • совершенствование умения устанав­ливать несложные причинно-следственные связи и отношения; де­лать выводы, обобщения;

  • совершенствование навыка написания изложения и сочинения.

Программа состоит из следующих разделов:

1. коррекционная работа на лексическом уровне;

2. коррекционная работа на синтаксическом уровне;

3. развитие связной речи;

4. наполнение и уточнения активного словаря обучающегося.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 6 классе и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Предложение», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов», «Употребление имён существительных в разных падежах», «Предлоги», «Работа с текстом».

Содержание программы логопедической коррекции в 4 классе

1.Обследование учащихся.

2.Повторение изученного во 2-3 классах:

-развитие языкового анализа и синтеза,

-формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),

3.Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных и прилагательных, дифференциация глаголов, противоположных по значению.

4.Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки В, ВЫ, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.

5.Предлоги. Согласование предлогов с именами существительными в косвенных падежах.

6.Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.

7. Развитие связной речи.

8. Итоговое обследование речи детей.

Программа логопедической коррекции рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).







Календарно- тематический план реализации программы по преодолению системного недоразвития речи у обучающихся 4 классов на 2015-2016 учебный год (34 часа в год)

п/п

Тема

Кол-во ча-сов

Дата

Обследование учащихся (2 часа)

1

Обследование связной речи.

1


2

Обследование чтения. Обследование письма.

1


Повторение. Звуки и буквы. Развитие слогового анализа и синтеза (9 часов)

3

Дифференциация гласных и согласных букв и звуков.

1


4

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

1


5

Правописание слов с удвоенной согласной.

1


6

Звонкие и глухие согласные. Правописание парных согласных в корне слова.

1


7

Ударение. Ударные и безударные гласные.

1


8

Правописание безударных гласных в корне слова.

1


9

Закрепление правописания безударных гласных в корне слова.

1


10

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1


11

Фонетический разбор слов.

1


Состав слова. Развитие навыков словообразования (6 часов)

12

Корень слова. Родственные слова.

1


13

Корень слова. Однокоренные слова.

1


14

Приставка. Образование слов приставочным способом.

1


15

Суффикс. Образование слов суффиксальным способом.

1


16

Морфемный разбор слов.

1


17

Приставка и предлог. Дифференциация предлогов и приставок.

1


Развитие навыков словоизменения (3)

18

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.

1


19

Практическое употребление существительных разного рода.

1


20

Употребление существительных в косвенных падежах.

1


Развитие анализа структуры предложения (7)

21

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения. Заглавная буква в именах собственных.

1


22

Главные члены предложения.

1


23

Односоставные и двусоставные предложения.

1


24

Распространенные и нераспространённые предложения.

1


25

Второстепенные члены предложения.

1


26

Однородные члены предложения.

1


27

Синтаксический разбор предложения.

1


Предложение. Текст. Развитие связной речи (5)

28

Текст. Дифференциация понятий: предложение - текст.

1


29

Тема текста. Основная мысль текста.

1


30

Составление плана текста.

1


31

Пересказ текста по плану.

1


32

Рассказ по сюжетной картине.

1


Обследование учащихся (2 часа)

33

Обследование связной речи.

1


34

Обследование чтения. Обследование письма.

1




Список рекомендуемой литературы:

  1. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей». Москва, Просвещение, 1987г.

  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.

  3. Ильина С.Ю.. «Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием». Санкт-Петербург,Издательство «КАРО»,2006г.

  4. Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва, ВЛАДОС,1998г

  5. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисгра-фии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК»; Киев: ФГУИППВ, 2004.

  6. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 224 с.

  7. Садовникова.И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Москва, ВЛАДОС, 1997г.

  8. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». Москва, АРКТИ, 1999г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по преодолению СНР для 4 класса

Автор: Кириллова Екатерина Владимировна

Дата: 07.04.2016

Номер свидетельства: 316064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рабочая программа по преодолению СНР для 1 класса"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaiaproghrammapoprieodolieniiusnrdlia1klassa"
    ["file_id"] => string(6) "316063"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460017531"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства