Цель программы. Преодоление системного недоразвития речи обучающихся с особыми возможностями здоровья, способствующее успешному усвоению ими образовательной программы и их социализации.
В старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
изучение состава слов, словообразующей роли значимых частей слов различных частей речи:
совершенствование навыка правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке);
совершенствование навыков построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения;
закрепление пунктуационных навыков;
формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала;
совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы;
совершенствование умения полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
совершенствование умения кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
совершенствование умения устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения;
совершенствование навыка написания изложения и сочинения.
Программа состоит из следующих разделов:
1. коррекционная работа на лексическом уровне;
2. коррекционная работа на синтаксическом уровне;
3. развитие связной речи;
4. наполнение и уточнения активного словаря обучающегося.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 6 классе и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Предложение», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов», «Употребление имён существительных в разных падежах», «Предлоги», «Работа с текстом».
Содержание программы логопедической коррекции в 4 классе
3.Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных и прилагательных, дифференциация глаголов, противоположных по значению.
4.Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки В, ВЫ, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.
5.Предлоги. Согласование предлогов с именами существительными в косвенных падежах.
6.Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
7. Развитие связной речи.
8. Итоговое обследование речи детей.
Программа логопедической коррекции рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по преодолению СНР для 4 класса»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.
№ 1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________
Руководитель Фролова И.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по преодолению системного недоразвития речи у обучающихся 4 классов на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы
учитель-логопед
Емельяновой Е.В.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе программы Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе.». М.: ТЦ Сфера, 2007.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
В настоящее время увеличивается количество детей с особыми возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Нарушения речи у детей данной категории носят системный характер. Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Несформированность данных компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.
Таким образом, дети, у которых отмечается СНР нуждаются в систематических логопедических занятиях.
Цель программы. Преодоление системного недоразвития речи обучающихся с особыми возможностями здоровья, способствующее успешному усвоению ими образовательной программы и их социализации.
В старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
изучение состава слов, словообразующей роли значимых частей слов различных частей речи:
совершенствование навыка правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке);
совершенствование навыков построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения;
закрепление пунктуационных навыков;
формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала;
совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы;
совершенствование умения полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
совершенствование умения кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
совершенствование умения устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения;
совершенствование навыка написания изложения и сочинения.
Программа состоит из следующих разделов:
1. коррекционная работа на лексическом уровне;
2. коррекционная работа на синтаксическом уровне;
3. развитие связной речи;
4. наполнение и уточнения активного словаря обучающегося.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 6 классе и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Предложение», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов», «Употребление имён существительных в разных падежах», «Предлоги», «Работа с текстом».
Содержание программы логопедической коррекции в 4 классе
3.Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных и прилагательных, дифференциация глаголов, противоположных по значению.
4.Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки В, ВЫ, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.
5.Предлоги. Согласование предлогов с именами существительными в косвенных падежах.
6.Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
7. Развитие связной речи.
8. Итоговое обследование речи детей.
Программа логопедической коррекции рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Календарно- тематический план реализации программы по преодолению системного недоразвития речи у обучающихся 4 классов на 2015-2016 учебный год(34 часа в год)
№
п/п
Тема
Кол-во ча-сов
Дата
Обследование учащихся (2 часа)
1
Обследование связной речи.
1
2
Обследование чтения. Обследование письма.
1
Повторение. Звуки и буквы. Развитие слогового анализа и синтеза (9 часов)
3
Дифференциация гласных и согласных букв и звуков.
1
4
Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.
1
5
Правописание слов с удвоенной согласной.
1
6
Звонкие и глухие согласные. Правописание парных согласных в корне слова.
1
7
Ударение. Ударные и безударные гласные.
1
8
Правописание безударных гласных в корне слова.
1
9
Закрепление правописания безударных гласных в корне слова.
1
10
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
11
Фонетический разбор слов.
1
Состав слова. Развитие навыков словообразования (6 часов)
12
Корень слова. Родственные слова.
1
13
Корень слова. Однокоренные слова.
1
14
Приставка. Образование слов приставочным способом.
1
15
Суффикс. Образование слов суффиксальным способом.
1
16
Морфемный разбор слов.
1
17
Приставка и предлог. Дифференциация предлогов и приставок.
1
Развитие навыков словоизменения (3)
18
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа.
Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения. Заглавная буква в именах собственных.
1
22
Главные члены предложения.
1
23
Односоставные и двусоставные предложения.
1
24
Распространенные и нераспространённые предложения.
1
25
Второстепенные члены предложения.
1
26
Однородные члены предложения.
1
27
Синтаксический разбор предложения.
1
Предложение. Текст. Развитие связной речи (5)
28
Текст. Дифференциация понятий: предложение - текст.
1
29
Тема текста. Основная мысль текста.
1
30
Составление плана текста.
1
31
Пересказ текста по плану.
1
32
Рассказ по сюжетной картине.
1
Обследование учащихся (2 часа)
33
Обследование связной речи.
1
34
Обследование чтения. Обследование письма.
1
Список рекомендуемой литературы:
Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей». Москва, Просвещение, 1987г.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Ильина С.Ю.. «Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием». Санкт-Петербург,Издательство «КАРО»,2006г.
Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва, ВЛАДОС,1998г
Мазанова Е.В.Логопедия. Аграмматическая форма дисгра-фии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №4. - М.: ООО «АКВАРИУМ БУК»; Киев: ФГУИППВ, 2004.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 224 с.
Садовникова.И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Москва, ВЛАДОС, 1997г.
Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». Москва, АРКТИ, 1999г.