Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.
Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.
Данная статья предназначена для ознакомления молодым специалистам. В ней можно узнать какое значение имеет фонематический слух для обучающихся 1 класса в период обучения грамоте и становления письменной речи. В статье приведены примеры игровых упражнений, применяемых для развития фонематического слуха и восприятия у первоклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.»
Учитель – логопед I квалификационной категории
МБОУ «СОШ №45 г. Челябинска»
Сиднева Елена Валерьевна
Развитие фонематического восприятия у обучающихся 1 класса на логопедических занятиях.
При первичном экспресс - обследовании первоклассников, поступающих в школу, у многих из них наблюдается недоразвитие фонематического слуха. Фонематический слух – тонкий дифференцированный слух, который заключается в способности различать все фонемы русского языка по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. У человека, помимо фонематического слуха, есть ещё физический и музыкальный слух. Всего три вида слуха. Почему очень важно иметь развитый фонематический слух?
При несовершенном фонематическом слухе первоклассники затрудняются различать слова, отличающиеся одним звуком: дочка – точка, коза – коса, цапля - сабля; неправильно выделяют первые звуки в слове: щётка – ш, чеснок – ц, цапля – с; последние: букварь – р, лещ – ш, май – е; не владеют анализом звукового состава слова (назвать 3,4 звуки в слове, сколько всего звуков в слове, назвать все звуки в слове по порядку).
Первоклассникам предстоит овладеть письменной речью. Письменная речь – сложный процесс, при котором одновременно и слаженно работают все виды анализаторов: зрительный, речеслуховой, речедвигательный, двигательный. Ведущую роль при овладении грамотой занимает слуховой анализатор. У современных детей больше развит зрительный анализатор. Обучающиеся, имеющие недоразвитие фонематического слуха будут испытывать трудности при обучении грамоте, ведь вся система даёт сбой.
Становление письменной речи происходит до десяти лет и очень важно не упустить время, своевременно помочь детям, испытывающим затруднения подобного рода, иначе у них может развиться дисграфия.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процессов письма, проявляющееся в заменах гласных, согласных в сильных позициях в слове: пузыри – бузыри, цапля – чапля, целый день – тэлые ден, тёплый – топлый, кран - крон и т.д. Чтобы правильно писать, необходимо ещё и правильно произносить все звуки русского языка. Это первое необходимое условие безошибочного письма.
Второе условие – совершенный фонематический слух.
Развитие фонематического слуха и восприятия осуществляется при выполнении специальных упражнений:
Хлопни на [с] : п р м ч с к в ор н с ф ц с ш ж х с.
Замени [д] на [т]: дом -… дачка - …душ -…;
Посчитай (выложи) столько фишек, сколько услышишь [б]:
Бара – бара – барабан,
Барабань – ка, барабан!
Определи, какой по счёту будет [ш] в слове: Маша, шашки, шалаш, камыш.
Придумай слова, которые начинаются на звук у.
Прослушай цепочку звуков, слогов, слов – повтори (ауио, за – са – за, день – тень – пень), придумай свои примеры.
Назови в словах одинаковый звук: лопата – палка – пенал.
Определи место [с] в слове (начало – середина – конец): санки – лиса – ананас.
Зашифруй звуки: [в] – О, [ф] – Х. Дети слушают слова и рисуют только символы: фонарь, ворота, конфета, ворона, сова, фантик, фартук, трава.
Добавь слово со [л], произнеси всю цепочку слов:
Кол
Кол – пол
Кол – пол – стол
Кол – пол – стол –стул
Кол – пол – стол – стул -укол…
Назови слово, которое повторилось:
Наступила золотая осень.
Осень – моё любимое время года.
Заходи в гости осень – милости просим.
Звуковые дорожки (зелёное и синее поле). По зелёной дорожке бегут мягкие согласные (дети передвигают фишки), по синей – твёрдые. Учитель предъявляет на слух разные слова, дети двигают фишки: булка, бегемот, билет, бант, берег, Борис, бузина, баран.
Таких упражнений великое множество. Это своего рода игра, а дети любят играть, поэтому развитие фонематического слуха происходит легко и непринуждённо, само – собой. На уроках письма в основном отрабатываются графо – моторные навыки, на логопедических занятиях больше внимания уделяется работе над звуком, устанавливается связь звук – буква, перевод фонемы в графему. Обучающиеся сопоставляют звуки по звучанию и артикуляции, соотносят их с буквами.
Такие упражнения помогают учителю – логопеду развить у обучающихся полноценный фонематический слух. А полноценный фонематический слух – основа грамотного безошибочного письма!