-
Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи
ВИД ПРОЕКТА: практико - ориентированный
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
Исходным материалом для разработки данного проекта явились работы: Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. по коррекции фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза и формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста; А.Е. Бражник, Н.А. Шишкановой, М.А. Борисовой и др. по внедрению элементов программированного обучения в логопедическую работу. Проект носит сугубо практический характер.
Фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.
Определяющими признаками фонематического недоразвития являются несформированность процессов восприятия звуков речи, пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков. Которые проявляются в том, что дети затрудняются определить (поднятием руки, хлопком) наличие определенного звука в слоге или слове, повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па), подобрать картинки или придумать слова, начинающиеся на заданный звук, выделить начальный или последний звук в слове, и т.п. Все это препятствует формированию полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста, а в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой в целом.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: учителем-логопедом были разработаны дидактические игры, построенные на основе метода программированного обучения*, оформленные в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек формата А4. В проекте учтены возрастные особенности детей с 5 до 7 лет, и разработаны задания для каждого вида коррекционно - образовательной деятельности. Сначала детям даются задания, выполнение которых строится с опорой на зрительное восприятие и громкое проговаривание анализируемых слов. Затем задача усложняется, картинки не предлагаются, и ребенок выполняет задания только с опорой на слуховое восприятие с проговариванием про себя.
_____________________________________________________________
* В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П.Я. Гальперин, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.
Его сущность состоит в том, что особыми способами и средствами обучению придаются индивидуализированные черты, выносятся элементы непрерывного контроля за усвоением учебного материала. Этот вид обучения осуществляется по специально составленным программам и оформленным заданиям, в которых не только содержится необходимый учебный материал, но и фиксируется программа деятельности учащихся по его усвоению. Существенный момент при этом состоит в «обратной связи», или самоконтроле, что способствует сознательному усвоению материала, вселяет в детей уверенность в своих силах.
Доказано, что метод программированного обучения способствует повышению эффективности педагогического процесса в школе, а его элементы могут успешно применяться и в работе с детьми дошкольного возраста, что в последние годы и привлекает к себе все большее внимание педагогов дошкольных учреждений, в том числе и логопедов.
Наиболее широкое применение в работе с дошкольниками получили такие виды программированных заданий, как перфокарты, перфоконверты, сигнальные круги, кодирование, шифрование символами.
_____________________________________________________________
Такого рода задания применялись как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле, усвоенных детьми знаний и умений.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить высокое качество коррекционно - образовательной работы с помощью дидактического материала, построенного на основе метода программированного обучения.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
В программах логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2009г.) одним из основных направлений выделяется развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и доступных возрасту форм звуко-слогового анализа и синтеза. В связи с этим, в проекте нами были определены конкретные задачи логопедической работы в этом направлении:
Коррекционно - образовательные:
• определение наличия звука в слове;
• определение количества звуков в слове;
• определение места звука в слове;
• определение количества слогов в слове;
• выделение согласного или гласного звуков в начале слова;
• подбор слов с заданным звуком;
• подбор слов с заданным количеством звуков или слогов;
• дифференциация звуков.
Коррекционно - развивающие:
• развитие фонематических процессов;
• развитие у детей навыков самопроверки и самоконтроля.
Коррекционно - воспитательные:
• формирование у детей самоконтроля за речью.
• воспитание интереса к учебной деятельности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники группы компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции нарушений речи (5-7 лет), учитель – логопед.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2014-2015 учебный год.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Работа с программированными заданиями (перфокартами), позволила не только сформировать у воспитанников фонематические процессы и подготовить детей к обучению грамоте, но и успешно сформировать предпосылки учебной деятельности. Они помогла сделать обучение интересным и увлекательным. Использование предлагаемых перфокарт позволило не только работать над развитием фонематических процессов, но и стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Такие важные учебные навыки как самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению занимают весьма важное место.
Разумное сочетание традиционных методов логопедической работы с элементами программирования (необходимо помнить о дозированном их применении, не более 5—10 минут) позволили логопеду проводить занятия более эффективно и интересно.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОЕКТА: дидактические игры, построенные на основе метода программированного обучения, оформленные в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек формата А4.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: возможность использования проекта в работе дошкольных образовательных организаций, как в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции нарушений речи, так и в группах общеразвивающей направленности в целях стимуляции детей к оценочно – контрольным действиям, необходимым в дальнейшем обучении.