kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи

    ВИД  ПРОЕКТА: практико - ориентированный

    ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

    Исходным материалом для разработки данного проекта явились работы: Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. по коррекции фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза и формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста; А.Е. Бражник, Н.А.  Шишкановой, М.А. Борисовой  и др. по внедрению элементов программированного обучения  в логопедическую работу.  Проект носит сугубо практический характер. 

    Фонематическое  недоразвитие речи представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

    Определяющими признаками фонематического недоразвития являются несформированность  процессов  восприятия  звуков  речи, пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков. Которые проявляются в том, что дети затрудняются определить (поднятием руки, хлопком) наличие определенного звука в слоге или слове, повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па),  подобрать картинки или придумать слова, начинающиеся на заданный звук, выделить начальный или последний звук в слове, и т.п. Все это препятствует формированию полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста, а в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой в целом.

    РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: учителем-логопедом были разработаны дидактические игры, построенные на основе метода программированного обучения*, оформленные в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек формата А4.   В проекте учтены возрастные особенности детей с 5 до 7 лет, и разработаны задания для каждого вида коррекционно - образовательной деятельности. Сначала детям даются задания,  выполнение которых строится с опорой на зрительное восприятие и громкое проговаривание анализируемых слов. Затем задача усложняется, картинки не предлагаются,  и ребенок выполняет задания только с опорой на слуховое восприятие с проговариванием про себя.

    _____________________________________________________________

    * В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П.Я. Гальперин, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.

    Его сущность состоит в том, что особыми способами и средствами обучению придаются индивидуализированные черты, выносятся элементы непрерывного контроля за усвоением учебного материала. Этот вид обучения осуществляется по специально составленным программам и оформленным заданиям, в которых не только содержится необходимый учебный материал, но и фиксируется программа деятельности учащихся по его усвоению. Существенный момент при этом состоит в «обратной связи», или самоконтроле, что способствует сознательному усвоению материала, вселяет в детей уверенность в своих силах.

    Доказано, что метод программированного обучения способствует повышению эффективности педагогического процесса в школе, а его элементы могут успешно применяться и в работе с детьми дошкольного возраста, что в последние годы и привлекает к себе все большее внимание педагогов дошкольных учреждений, в том числе и логопедов.

    Наиболее широкое применение в работе с дошкольниками получили такие виды программированных  заданий, как  перфокарты,  перфоконверты,  сигнальные круги, кодирование,  шифрование символами.

    _____________________________________________________________

    Такого рода задания  применялись как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле, усвоенных детьми знаний и умений.

    ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить высокое качество коррекционно - образовательной работы с помощью дидактического материала, построенного на основе метода программированного   обучения.

    ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

    В программах логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2009г.) одним из основных направлений выделяется развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и доступных возрасту форм звуко-слогового анализа и синтеза. В связи с этим, в проекте нами были определены конкретные задачи логопедической работы  в этом направлении:

    Коррекционно - образовательные:

    •        определение  наличия  звука  в  слове;

    •        определение количества звуков в слове; 

    •        определение  места  звука  в  слове;

    •        определение количества  слогов в слове;

    •        выделение согласного  или гласного звуков  в  начале  слова;

    •        подбор  слов  с  заданным  звуком;

    •        подбор слов с заданным количеством звуков или слогов;

    •        дифференциация звуков.

    Коррекционно - развивающие:

    •       развитие  фонематических процессов;

    •       развитие у детей навыков самопроверки и самоконтроля.

    Коррекционно - воспитательные:

    •       формирование  у детей самоконтроля за речью.

    •        воспитание интереса  к учебной деятельности.

    УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА: воспитанники группы компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции нарушений речи (5-7 лет), учитель – логопед.

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:  2014-2015  учебный год.

    ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Работа с программированными заданиями (перфокартами), позволила не только сформировать у воспитанников фонематические процессы и подготовить детей  к обучению грамоте, но и успешно  сформировать предпосылки учебной деятельности.  Они помогла сделать обучение интересным и увлекательным. Использование  предлагаемых перфокарт позволило не только работать над развитием фонематических процессов, но и стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Такие важные учебные навыки как  самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению занимают весьма важное место.

    Разумное сочетание традиционных методов логопедической работы с элементами программирования (необходимо помнить о дозированном их применении, не более 5—10 минут) позволили  логопеду проводить занятия более эффективно и интересно.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОЕКТА:  дидактические игры, построенные на основе метода программированного обучения, оформленные в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек формата А4.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: возможность  использования проекта в работе дошкольных образовательных организаций, как в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции нарушений речи, так и в группах общеразвивающей направленности в целях стимуляции детей к оценочно – контрольным действиям, необходимым в дальнейшем обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи»

Тема : «Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи»   Выполнила:Коробкина И. А. воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №11«Рябинка»,г.Климовска . г. Климовск, 2015

Тема : «Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи»

Выполнила:Коробкина И. А.

воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №11«Рябинка»,г.Климовска

.

г. Климовск, 2015

Актуальность и значимость темы

Актуальность и значимость темы

  • Одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности педагогического процесса является метод программированного обучения, который за последние годы привлекает к себе все большее внимание педагогов, психологов, в том числе и логопедов.
Проблема ( противоречие)  * нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятие фонем Гипотеза ( предположение) * Создать систему эффективного формирования полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста.

Проблема ( противоречие) * нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятие фонем

Гипотеза ( предположение)

* Создать систему эффективного формирования полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ  определены в соответствии с программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей  (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 2010г. )

ЗАДАЧИ определены в соответствии с программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 2010г. )

  • определение наличия звука в слове;
  • определение количества звуков в слове;
  • определение места звука в слове;
  • выделение согласного и ударного гласного в начале слова;
  • подбор слова с заданным количеством звуков или слогов;
  • определение количества и порядка слогов в слове;
  • дифференциация звуков и др.
Модель взаимодействия участников проекта

Модель взаимодействия участников проекта

Модель интеграции образовательных областей

Модель интеграции образовательных областей

Этапы проекта

Этапы проекта

Технология работы по проекту

п/п

Этап

1

Содержание

Выявление проблемы ( определение противоречия)

2

3

нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятие фонем

Формулировка гипотезы ( что нужно сделать для положительного результата)

Создать систему эффективного формирования полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста

Постановка цели и определение задач

4

Цель: обеспечить высокое качество коррекционно- образовательной работы с помощью дидактического материала на основе метода программированного обучения

5

Определение вида проекта

6

Создание условий для реализации проекта

Вид: практико – ориентировочный, 1 год

определение наличия звука в слове;

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, логопед, родители

подбор слова с заданным количеством звуков или слогов;

Дидактические игры, в виде перфокарт ;

Подбор форм и методов работы ( планирование )

7

определение количества и порядка слогов в слове;

Пособия и атрибуты ( буклеты, памятки, анкеты, презентации)

НОД, перфокарты, индивидуальные консультации, совместные творческие задания, игровые тренинги, консультационные памятки для родителей и педагогов

8

9

РеаПолучение конечного результата

дифференциация звуков и др.

Получение конечного результата

Оценка эффективности ( наличие заинтересованности и творческой активности участников проекта)

Итоговое мероприятие « Открытое занятие»

Определение уровня творческой активности детей, оценка эффективности знаний и умений с помощью наблюдения и анкетирования.

7

Реализация проекта В совместной деятельности взрослых и детей

Планирование работы по проекту « Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи »   Работа с детьми Применение задания на занятиях не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле, усвоение детьми знаний и умений Взаимодействие с родителями Мастер – класс для родителей, для ознакомления дидактических игр и занятий с перфокартами Взаимодействие с педагогами Мастер – класс для педагогов по теме « Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи»

Планирование работы по проекту « Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи »

  • Работа с детьми

Применение задания на занятиях не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле, усвоение детьми знаний и умений

  • Взаимодействие с родителями

Мастер – класс для родителей, для ознакомления дидактических игр и занятий с перфокартами

  • Взаимодействие с педагогами

Мастер – класс для педагогов по теме « Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи»

Целевые ориентиры   * Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;  *ребенок уверен в своих силах, формируется самоконтроль за речью;  * ребенок определяет наличие звука в слове, ребенок определяет количество звуков в слове, определяет место звука в слове;  * ребенок определяет количество слогов в слове; выделяет согласный или гласный звук в начале слова;  * ребенок делает подбор слов с заданным звуком; подбор слов с заданным количеством звуков или слогов;  * ребенок умеет дифференцировать звуки

Целевые ориентиры

* Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; *ребенок уверен в своих силах, формируется самоконтроль за речью; * ребенок определяет наличие звука в слове, ребенок определяет количество звуков в слове, определяет место звука в слове; * ребенок определяет количество слогов в слове; выделяет согласный или гласный звук в начале слова; * ребенок делает подбор слов с заданным звуком; подбор слов с заданным количеством звуков или слогов; * ребенок умеет дифференцировать звуки

Практическая значимость Данный проект направлен на формирование развитие речи детей старшего дошкольного возраста с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции нарушений речи     Содержание работы представляет интерес для логопедов, воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.

Практическая значимость

Данный проект направлен на формирование развитие речи детей старшего дошкольного возраста с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции нарушений речи Содержание работы представляет интерес для логопедов, воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.

Список литературы 1.Логопедия, учебник для вузов – М., 2011.  2.Иншакова О.Б. « Альбом для логопеда» – Санкт – Петербург, 2003.  3.В.И. Селиверстов « Понятийно- терминологический словарь логопеда»  М., 2007.  4.Филичева, Чиркина, Программа дошкольного образования « Коррекция нарушений речи»  М., 2013.

Список литературы

1.Логопедия, учебник для вузов – М., 2011. 2.Иншакова О.Б. « Альбом для логопеда» – Санкт – Петербург, 2003. 3.В.И. Селиверстов « Понятийно- терминологический словарь логопеда» М., 2007. 4.Филичева, Чиркина, Программа дошкольного образования « Коррекция нарушений речи» М., 2013.

Выводы В процессе реализации данного проекта были достигнуты следующие результаты:   *повысился уровень знания детей по данной теме  *создана необходимая развивающая среда  *у детей сформировались учебные навыки, как самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению

Выводы

В процессе реализации данного проекта были достигнуты следующие результаты: *повысился уровень знания детей по данной теме *создана необходимая развивающая среда *у детей сформировались учебные навыки, как самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ Цель: нахождение заданного звука на основе громкого проговаривания слов. А) Услышишь звук - положи фишку   Б) Закрась окошко под той картинкой, в названии которой услышишь звук

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ

Цель: нахождение заданного звука на основе громкого проговаривания слов.

А) Услышишь звук - положи фишку

  Б) Закрась окошко под той картинкой, в названии которой услышишь звук

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ В СЛОВАХ Цель: определение количества звуков в словах. А) рассмотри картинки и закрась окошко под той картинкой, в названии которой есть заданное количество звуков Б) разложи картинки: слева положи картинки, в названии которых 3 звука, а справа положить те картинки, в названии которых - 4 звука

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Цель: определение количества звуков в словах.

А) рассмотри картинки и закрась окошко под той картинкой, в названии которой есть заданное количество звуков

Б) разложи картинки: слева положи картинки, в названии которых 3 звука, а справа положить те картинки, в названии которых - 4 звука

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ Цель : определение места звука в слове. а) назови картинку, определи место заданного звука в слове закрась соответствующее окошко (в начале, в середине, в конце)  А Б

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ

Цель : определение места звука в слове.

а) назови картинку, определи место заданного звука в слове закрась соответствующее окошко (в начале, в середине, в конце)

А Б

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ  Цель: определение количества слогов в словах. а) назвать картинки, закрасить столько окошек, сколько в слове слогов

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ Цель: определение количества слогов в словах.

а) назвать картинки, закрасить столько окошек, сколько в слове слогов

ЗАДАНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В НАЧАЛЕ СЛОВА Цель: выделение гласных и согласных звуков в начале слова. А)рассмотри картинки и определи, в названии которых изучаемый звук находится в начале слова   А Б В

ЗАДАНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В НАЧАЛЕ СЛОВА

Цель: выделение гласных и согласных звуков в начале слова.

А)рассмотри картинки и определи, в названии которых изучаемый звук находится в начале слова

А Б В

ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВ  Цель: анализ звукового состава слов. Внимательно рассмотри картинки, проговори их названия, определи последовательность звуков в слове и закрась квадратики, используя цветовые обозначения звуков (красным цветом – гласные, синим - твердые согласные, зеленым – мягкие согласные.  А Б

ЗАДАНИЯ НА АНАЛИЗ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВ Цель: анализ звукового состава слов.

Внимательно рассмотри картинки, проговори их названия, определи последовательность звуков в слове и закрась квадратики, используя цветовые обозначения звуков (красным цветом – гласные, синим - твердые согласные, зеленым – мягкие согласные.

А Б

ЗАДАНИЯ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ Цель: дифференциация звуков по звонкости – глухости, твердости – мягкости.

ЗАДАНИЯ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ

Цель: дифференциация звуков по звонкости – глухости, твердости – мягкости.

Спасибо за внимание   .

Спасибо за внимание

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коробкина Ирина Александровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252543


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства