Просмотр содержимого документа
«Развитие синонимов»
Обогащение словаря.
Развитие синонимов
(примерный лексический материал)
Выбрать из трёх слов два слова-«приятеля»:
среди имён существительных:
дом, солдат, боец;
конь, собака, лошадь;
дом; улица, здание;
среди имён прилагательных:
грустный, печальный, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый;
весёлый, крепкий, прочный;
слабый, неловкий, неуклюжий;
большой, красивый, огромный;
среди глаголов:
взять, схватить, идти;
думать, ехать, соображать;
торопиться, спешить, ползти;
радоваться, веселиться, наряжаться.
Придумать слова-«приятели» к данным словам:
к именам существительным:
здание(дом), хворостинка (прут);
печаль (грусть), конь (лошадь);
солдат (боец), приятель (друг);
к прилагательным:
крошечный (маленький);
смелый (храбрый);
прекрасный (красивый);
к глаголам:
льется (течёт);
глядеть (смотреть);
торопиться (спешить).
Придумать предложения с каждым из слов- «приятелей»:
пища – корм - еда;
груз – ноша – багаж;
человек – незнакомец – гость;
большой – громадный – огромный;
быстрый – скорый – стремительный;
неловкий – неуклюжий – нескладный.
Игра «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на (что?) …
Синий лёд похож на …
Густой туман похож на …
Чистый дождь похож на …
Блестящая на солнце паутин похожа на …
(Слова для справок: вата, стекло, пух, белый дым, слёзы, серебро).
Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)
Земля покрыта снегом, как …
Лёд блестит у берега, как …
Туман стелется над озером, как …
Дождинки текут по лицу, как …
Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову.
Придумать предложения со словами:
шить – вязать; мыло – стирать;
лежать – спать; класть – ставить;
чистить – подметать; лежать – стоять;
строить – чинить; нести – везти;
рисовать – раскрашивать.
Уточнить значения существительных.
Педагог называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).
Например, лопата – чтобы копать землю, она тяжёлая, ручка деревянная, а сама из металла…
Лейка, чайник, табурет и т.д.
Детям предлагалось вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
Объяснить значение глаголов.
Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
- показать обозначаемое им действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
- припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.
Например, шить – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для праздника.
По описанию значения определить слово:
- часть суток от восхода до захода солнца, с утра до вечера (день).
- сильная тревога, беспокойство (волнение).
- состояние тишины, отсутствие тревоги, беспокойства (покой).
- время года между зимой и летом, пора расцвета в природе (весна).
- сильная буря на море (шторм).
- громко, очень сильно смеяться (хохотать).
- прекращать гореть, тухнуть (гаснуть).
К данному слову подобрать значение:
Осень …(педагог задаёт вопрос детям: «Что такое осень?» Помогает раскрыть значение этого слова: «Осень – это время года между летом и зимой, пора похолодания, замирания в природе»).
Чистый - … не запачканный, опрятный (в одежде…).
Грязный - … покрытый грязью, запачканный, нечистый и т.д.
Скажи по-другому (подбор синонимов к словам – существительным, прилагательным, глаголам).