kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие синонимов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описан примерный лексический материал для развития синонимов и антонимов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие синонимов»

Обогащение словаря.

Развитие синонимов

(примерный лексический материал)

Выбрать из трёх слов два слова-«приятеля»:

среди имён существительных:

дом, солдат, боец;

конь, собака, лошадь;

дом; улица, здание;

среди имён прилагательных:

грустный, печальный, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый;

весёлый, крепкий, прочный;

слабый, неловкий, неуклюжий;

большой, красивый, огромный;

среди глаголов:

взять, схватить, идти;

думать, ехать, соображать;

торопиться, спешить, ползти;

радоваться, веселиться, наряжаться.


Придумать слова-«приятели» к данным словам:

к именам существительным:

здание (дом), хворостинка (прут);

печаль (грусть), конь (лошадь);

солдат (боец), приятель (друг);

к прилагательным:

крошечный (маленький);

смелый (храбрый);

прекрасный (красивый);

к глаголам:

льется (течёт);

глядеть (смотреть);

торопиться (спешить).


Придумать предложения с каждым из слов- «приятелей»:

пища – корм - еда;

груз – ноша – багаж;

человек – незнакомец – гость;

большой – громадный – огромный;

быстрый – скорый – стремительный;

неловкий – неуклюжий – нескладный.


Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) …

Синий лёд похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутин похожа на …

(Слова для справок: вата, стекло, пух, белый дым, слёзы, серебро).


Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение)

Земля покрыта снегом, как …

Лёд блестит у берега, как …

Туман стелется над озером, как …

Дождинки текут по лицу, как …

Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову.


Придумать предложения со словами:

шить – вязать; мыло – стирать;

лежать – спать; класть – ставить;

чистить – подметать; лежать – стоять;

строить – чинить; нести – везти;

рисовать – раскрашивать.


Уточнить значения существительных.

Педагог называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).

Например, лопата – чтобы копать землю, она тяжёлая, ручка деревянная, а сама из металла…

Лейка, чайник, табурет и т.д.

Детям предлагалось вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.


Объяснить значение глаголов.

Педагог называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

- показать обозначаемое им действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

- припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.

Например, шить – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для праздника.


По описанию значения определить слово:

- часть суток от восхода до захода солнца, с утра до вечера (день).

- сильная тревога, беспокойство (волнение).

- состояние тишины, отсутствие тревоги, беспокойства (покой).

- время года между зимой и летом, пора расцвета в природе (весна).

- сильная буря на море (шторм).

- громко, очень сильно смеяться (хохотать).

- прекращать гореть, тухнуть (гаснуть).


К данному слову подобрать значение:

Осень …(педагог задаёт вопрос детям: «Что такое осень?» Помогает раскрыть значение этого слова: «Осень – это время года между летом и зимой, пора похолодания, замирания в природе»).

Чистый - … не запачканный, опрятный (в одежде…).

Грязный - … покрытый грязью, запачканный, нечистый и т.д.


Скажи по-другому (подбор синонимов к словам – существительным, прилагательным, глаголам).

Дорога, путь;

Прохлада, свежесть, холодок;

Птичка, птаха, пичужка, пичуга;

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм;

Родина, отчество, отчизна;

Источник, ключ, родник;

Холод, мороз, стужа;

Дети, детвора, ребята и т.д.

Страшный, ужасный, чудовищный;

Быстрый, проворный, резвый;

Печальный, грустный, унылый, тоскливый;

Белый, белоснежный, молочный;

Чёрный, вороной (конь), смоляной (волосы), агатный (глаза);

Красный, румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый;

Лиловый, фиолетовый, сиреневый;

Зеленый, изумрудный, малахитовый;

Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, соломенный и т.д.

Блестеть, сиять, сверкать;

Моросить, накрапывать, идти, лить;

Смеркаться, темнеть, вечереть;

Беспокоиться, тревожиться, волноваться;

Бояться, пугаться, робеть;

Сказать, молвить, произнести;

Видеть, наблюдать, замечать;

Грустить, печалиться, унывать;

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать;

Сердиться, дуться, злиться;

Править, управлять, руководить, командовать.


Сравнение предлогов около, возле

Педагог помогает детям составлять предложение по картинкам, употребляя предлоги.

- около девочки сидела мохнатая собака.

- возле бабушки стояли чемоданы и корзинки.

- около дома стояла грузовая машина.

- возле дома росли кусты роз.

После сравнения схем предлогов дети придумывают свои предложения с предлогами около, возле.


Развитие антонимии (примерный лексический материал)


Выбрать из трёх слов слова-«неприятели»:

Друг, печаль, враг;

Высокий, большой, низкий;

Длинный, большой, короткий;

Радость, радостный, печаль;

Большой, низкий, маленький;

Поднимать, опускать, брать;

Белый, длинный, чёрный;

Давать, продавать, брать;

Тяжёлый, длинный, лёгкий; и т.д.


Выбрать из трёх или четырех слов одн6о, противоположное по смыслу:

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом);

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом);

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш);

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой);

Сахар (чай, арбуз, соль, чайник);

Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон);

молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь);

обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг);

спички (свечка, сковорода, огнетушитель, плита).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Развитие синонимов

Автор: Свободина Екатерина Александровна

Дата: 15.12.2019

Номер свидетельства: 531986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок русского языка по теме " Синонимы" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "149052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419938056"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Краткосрочный план урока 5 класса . Синонимы "
    ["seo_title"] => string(43) "kratkosrochnyi-plan-uroka-5-klassa-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "243065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445615399"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме: "Синонимы, антонимы, омонимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-antonimy-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "144503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418739107"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по развитию речи на тему: " Синонимы и антонимы" ( обучение грамоте)"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekturokaporazvitiiuriechinatiemusinonimyiantonimyobuchieniieghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "295962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455895505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства