kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи у детей с ТНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ТНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей с ТНР.»

Развитие речи у детей с ТНР дошкольного возраста

     Речь – одна из центральных и важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Развитие речи детей дошкольного возраста является важным и необходимым процессом для дальнейшего гармоничного развития ребенка.

 В обычном формате ребята развивают речь на занятиях, и индивидуально. Ведется каждодневная работа в этом направлении. Однако есть категория детей, для которых индивидуальный подход - это не прихоть, а потребность: это дети с тяжелыми нарушениями речи. А для развития  речи таких детей, с ними надо почаще играть.

Слайд 2   Ведь именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

– активно вступать в диалог;

– задавать вопросы;

– слушать и понимать речь;

– строить общение с учетом ситуации;

–легко входить в контакт;

–ясно и последовательно выражать свои мысли;

 Игра увлекает ребёнка, делает его жизнь разнообразнее, богаче, в игре формируются все стороны личности ребенка.

Слайд 3   Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, обратила внимание, что игры с конструкторами носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Считаю, что особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений, развивать сенсомоторику.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. 

 Большинство детей с тяжелыми нарушениями речи кроме основного речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, непоседливость, вспыльчивость и обидчивость. Все это ведет к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности и стеснительности. А также порождает неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать свое мнение.

В результате этого отсутствие или очень низкий уровень речевой активности. Из этого следует, что проблема речевого развития у детей, имеющими ТНР, является актуальной, а целенаправленная работа по ее развитию выступает как одно из обязательных условий эффективности обучения и воспитания детей данной категории.

Слайд 4.  Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная систематическая работа по развитию моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Достижение данной цели решается через следующие задачи:

  • научить ребенка применять конструктор или другой вид игры в свободной игровой деятельности;

  • развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляцию речевого аппарата.

  • способствовать развитию грамотной речи детей;

  • формировать и развивать связную речь.

Благодаря поставленной цели достигнуты следующие результаты:

  • развита мелкая моторика;

  • увеличился словарный запас;

  • продолжает развиваться связная и диалогическая речь;

  • дети правильно и быстро ориентируются в пространстве;

  • развита способность сосредоточиться;

  • дети овладели умением мысленно разделить предмет на составные части и наоборот собрать из частей целое;

  • дети научились общаться друг с другом, устраивать совместные игры;

  •  они учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;

  • развивается математическое и пространственное мышление, память;

  • совершенствуется цветовое восприятие;

  • формируется эстетический вкус.

Слайд 5….Для развития речевой активности детей посредством продуктивной деятельности создана предметно-развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития речи у дошкольников. В нее входят:

Слайд 6

  • яркий красочный дидактический материал,

  • настольно-печатные игры и игры с кинетическим песком,

  • картотека игр с конструктором, набор игр «Дары Фрёбеля» и строительным материалом,

  • картотека речевых и пальчиковых игр, а также артикуляционной и дыхательной гимнастики,

  • уголок ряженья и театрализованной деятельности,

  • уголок художественной литературы, рисования и лепки из пластилина,

  • мелкие игрушки, изображающие людей, животных и транспорт.

Слайд 7    Пособия, интерактивное оборудования и материалы соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически чистых материалов. Для удобства строительный материал и конструкторы разложены  по коробкам разной величины.

Например, при проведении работы по развитию лексики и связной речи конструирование предоставляет широкие возможности, в частности:

- конструирование предметов в рамках изучаемых лексических тем, например, таких как:

(«Мебель», «Транспорт», «Животные», «Птицы», «Посуда» и т.д.);

  Есть простой способ максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги детям – это озвученная ролевая игра с тем же конструктором. Именно при ролевой игре даже с самыми примитивными постройками проще всего показать , например, что во время прогулки собачка пробежала ПОД мостиком, затем забралась НА мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Таким образом, дети учатся правильному употреблению предлогов  в дальнейшем общении друг с другом.

Слайд 8.   Использование конструкторов в процессе формирования  речи дает возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу конструкции, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным. 

Для обогащения же детей впечатлениями и представлениями,  рассматриваю с детьми картинки, иллюстрации, слайды, использую для более яркого восприятия художественное слово:

Стихи, песни, заучивание пословиц и поговорок, загадывание загадок по различной тематике.

Кроме же наглядности,  дети так  же  воспринимают  новую информацию на слух, с помощью движения объектов, т.е  активное использование интерактивного оборудования.

    Слайд 9.    Плюсы использования интерактивных технологий в    образовательном процессе  неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом, во первых:

     1. Предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

      2.  Это образный тип информации, понятный дошкольникам:

 движения, звук, мультипликация  надолго  привлекают внимание ребенка, стимулирует познавательную  и речевую активность детей;

      3.  Предоставляет возможность индивидуального обучения;

в процессе этой деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, развивает связную речь, обогащает словарный запас.

     

     Например, Интерактивный комплекс Сова, позволяют включать в работу все типы анализаторов, то есть ребенок будет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. 

В процессе  игры  обязательно задаю уточняющие вопросы, требующие развернутого ответа. В ходе же ответов на вопросы у детей уточняются и обогащаются представления  о предметах ближайшего окружения, развивается инициативная речь.

Слайд 10….В процессе всех видов образовательной  деятельности большое внимание также уделяю воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений. 

Дети учатся благодарить за оказанную услугу, выражать просьбу словами, употреблять в своей речи как можно больше вежливых слов.

Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности взрослого и ребенка.

А сравнительные результаты диагностического обследования по речевому развитию показали, что процесс работы способствовал развитию и сформированности у детей таких нравственных качеств как:

трудолюбие, коллективизм, взаимовыручка, пополнился и обогатился словарный запас.

Дошкольники научились распределять роли, договариваться, оценивать друг друга, сравнивать, описывать, работать над ошибками.

Меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникающие в процессе деятельности затруднения.

Главное, что дети не безразличны к работе, умеют и хотят помогать друг другу, их радует и воодушевляет успех, причем не только их собственный, они ищут одобрение и поддержку у окружающих, а получая ее, не забывают поблагодарить.

В дальнейшем планирую:

  • создание методического пособия в совместной деятельности тематического проекта  по развитию речевой активности посредством конструирования.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие речи у детей с ТНР.

Автор: Пономаренко Валентина Леонидовна

Дата: 20.05.2025

Номер свидетельства: 670170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие речи детей с ТНР посредством Лего-конструирования."
    ["seo_title"] => string(60) "razvitie_rechi_detei_s_tnr_posredstvom_lego_konstruirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "578455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618744997"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Конспект занятия по развитию речи «Секреты картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» для детей 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_rechi_sekrety_kartiny_a_k_savrasova_grachi_prile"
    ["file_id"] => string(6) "667172"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1742719259"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Педсовет Тема: « Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "piedsoviet_tiema_razvitiie_riechievoi_aktivnosti_chieriez_ispol_zovaniie_vsiekh_"
    ["file_id"] => string(6) "369203"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481634754"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект занятий по развитие речи для детей с ТНР "День народного единства""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_zaniatii_po_razvitie_rechi_dlia_detei_s_tnr_den_narodnogo_edinstva"
    ["file_id"] => string(6) "622846"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1673497871"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Развитие связной речи детей с ТНР посредством экспериментальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(72) "razvitie_sviaznoi_rechi_detei_s_tnr_cherez_eksperimentalnuiu_deiatelnost"
    ["file_id"] => string(6) "612772"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1662714685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства