Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей с ТНР посредством Лего-конструирования.»
Сообщение из практики работы
Подготовила: учитель-логопед Обиходова Л.И.
Развитие речи детей с ТНР посредством лего-конструирования.
Одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников с ТНР, освоения ими речевой деятельности, может быть использование конструкторов «ЛЕГО».
В результате работы по конструированию дети:
могут создать красочные, привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у них навыков;
учатся конструировать по образцу, по моделям и самостоятельно;
получают опыт анализа конструкций, идей;
учатся описывать модели по алгоритму и сочинять загадки, сказки, рассказы.
Логопед или родитель может вместе с ребенком вести «ЛЕГО-книгу», в которой хранятся лучшие рассказы, загадки, придуманные совместно с ребенком в процессе конструирования. Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка с ТНР очень велика.
В ходе лего-конструирования используется определенный алгоритм, при котором постоянно ведется речевая работа:
Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
Предлагается детям назвать знакомые детали строительного материала - кубик, кирпичик, сапожок, клювик, пластина, юбочка, голова, познакомиться со способами соединения кубиков (соединение стопкой, внахлест, cтупенчатое).
На основе их фантазий можно разработать ЛЕГО-словарь.
На этом этапе детям предложить игры: "На что похоже?", "Назови детальки"
*Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
*Самостоятельное выполнение детьми(помощь).
*Идентификация с образцом.
Обыгрывание постройки - использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности (подведение итога на основе результата).
Перед выполнением модели обязательно проводится пальчиковая гимнастика, а так же общедвигательные упражнения, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности.
Сооружая постройку, нужно всегда комментировать свои действия, обращать внимание на новые конструктивные приемы, предлагать рассмотреть получившееся сооружение, привлечь детей к его анализу, затем предложить воспроизвести такую же постройку. Это способствует формированию у детей с ТНР правильного речевого высказывания и обобщенных представлений о конструируемых объектах, умений анализировать свойства предметов, развитию конструктивных навыков.
Старшие дошкольники с удовольствием рассказывают логопеду о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения детей с ТНР: расширяется словарный запас, совершенствуется грамматическая речь, связная речь, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Какие же дидактические игры и упражнения с использованием лего-элементов можно применять для развития речи детей с ТНР?
Логопед может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции.
Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
Для коррекции звукопроизношения можно использовать
такие дидактические игры:
Дидактическая игра «Чудо-Дерево»
Цель игры: закрепить правильное произношение звуков в словах;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие зрительной памяти;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал. Конструктор ЛЕГО, картинки на автоматизируемый звук, игральный кубик.
Ходигры. В игре принимают участие 2 человека. У каждого игрока имеется свое дерево, сделанное из конструктора ЛЕГО, и общий ящик с «яблоками». Они по очереди бросают кубик и берут из пачки столько картинок, сколько выпало на нем. Столько же «яблок» нужно взять из общего ящика и повесить на свое дерево. Взяв нужное количество картинок, игрок четко проговаривает название предмета, изображенного на карточке. Побеждает тот, у кого будет самый богатый «урожай».
Дидактическая игра «Футбол»
Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков «С» и «Ш»;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие внимания;
- развитие фонематического восприятия.
Материал: Конструктор ЛЕГО, игральный кубик, картинка со словами на звук «С» и «Ш».
Ходигры. На импровизированном футбольном поле размещаются двое ворот, сделанных из конструктора ЛЕГО.
Ребенок бросает кубик за команду «Свистелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «С», сколько выпало на кубике. После этого перед одними воротами выставляется столько же фишек из конструктора.
Затем игрок бросает кубик за команду «Шипелочек» и называет столько слов с картинки со звуком «Ш», сколько выпало на кубике.
После этого перед другими воротами выставляется столько же фишек из конструктора ЛЕГО.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество фишек.
В конце игры ребенок выкладывает из конструктора ЛЕГО букву«С»
возле ворот «Свистелочек» и букву «Ш» возле ворот «Шипелочек».
Дидактическая игра «Домик для куклы Лолы»
Цель игры: - закрепление правильного произношения звука «Л» в словах;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал. Предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы («кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы.
Ход игры. Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л». Из них он строит домик для куклы Лолы.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель игры: - закрепление правильного произношения звука «РЬ» в словах;
- развитие зрительной памяти;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического восприятия.
Материал. Детали от конструктора Лего с прикреплёнными на них картинками на звук [Р’]
Ходигры. Играют 1-2 человека. Детали от конструктора ЛЕГО выложены на столе картинками вверх. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и запомнить их. После этого детали конструктора ЛЕГО переворачивают картинками вниз. Ребенок должен по памяти собрать картинки, соединив детали между собой. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок-пар.
Дидактическая игра «Найди половинку»
Цельигры: - закрепление правильного произношения звука «Р» в словах;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ходигры. Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки с изображением названного слова, назвать, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук.
Дидактическая игра «Выложи схему слова»
Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
Дидактические игры для развития и совершенствования
грамматического строя речи
При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике, сколько в твоей схеме длинных деталей? сколько шестерёнок и т. д.)
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами, что немало важным является для подготовки ребёнка к школе.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Дидактическая игра «Отрабатываем предлоги»
Цель: отработка предлогов ЗА/НА
Оборудование: кирпичики LEGO
В младшей дошкольной группе детки с логопедом учат предлоги ЗА/НА. Можно построить небольшую башенку (до 6 кирпичиков) и с ее помощью отрабатывать эти предлоги. Спросить, например, какой кирпичик НА красном? Просим ребенка давать развернутый ответ «НА красном кирпичике зеленый кирпичик». То же самое с предлогом ЗА.
Дидактическая игра «Орнамент под диктовку»
Цель: обучение детей ориентированию в пространстве
Ход игры: Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т. д.
Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.
Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а справа от синего лежал только один красный».
Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т. д. Пусть такое задание будет в процессе игры в роботов или космонавтов.
Дидактическая игра «Лего на голове»
Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке
Оборудование: кирпичики LEGO
Ход игры: Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
Развитие словаря с использованием лего-конструктора
В процессе работы дети используют разные детали ЛЕГО конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
В план логопедических занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.
Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Безопасность», «Моё Отечество», «Мой город» с учётом интегративного подхода способствует расширению кругозора детей, развитию познавательно – исследовательской и конструктивной деятельности, образного мышления, воображения, получению информации для создания собственных построек и составления описательных рассказов о постройке. Например, во время работы по теме «Транспорт» дети знакомятся с разными видами транспорта, назначением машины МЧС, «Скорой помощи» и других машин специального назначения. После беседы детям предлагается схема постройки легкового автомобиля. Это был первый этап работы с конструктором «Лего». Внимание детей обратить на строение машины, гармоничное сочетание деталей конструктора по цвету.
Следующие этапы: строительство разных машин с использованием схем, предложенных детям; строительство разных машин без помощи схем.
В процессе работы с детьми по теме «Мебель» можно обыграть ситуацию «Семья переезжает на новую квартиру», в которой дети учатся называть новые предметы мебели, повторяют те, которые уже знают и называют.
«У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепляются названия предметов посуды. В данном возрасте дети осваивают видовые обобщения. Процесс освоения видового обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, развивает способность к установлению причинно – следственных связей.
Совершая обследовательские действия с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет. Наблюдается существенное обогащение и активизация словаря детей, активно развивается способность рассуждать.
Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также используются развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма».
В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма - зоопарк и животных, которые там содержатся.
Проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?», логопед знакомит с жизнью домашних и диких животных не только своей местности, но и жарких стран, учит описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решается такая задача как, развитие звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.
К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием конструктора LEGO можно отнести:
«Большой – маленький»,
«Один – много»,
«Четвертый лишний»,
«Кто потерял хвостик?»,
«На улице большого города».
Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку с ТНР лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Логопед стимулирует развитие игровых ситуаций, даёт речевой образец. Детьми проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать?
В ходе игровых действий дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом. Логопед придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.
Также в своей работе логопед предусматривает задания для совместной с родителями деятельности. Так, например родителям и детям даётся задание: придумать мини сказки про животных. Затем дети, используя конструктор LEGO, с большим желанием показывают свои сказки ребятам в группе.
На первом этапе работы логопед с детьми придумывает Лего-истории.
Дети делают постройки и описывают их, логопед записывает рассказы и фотографирует постройки. Все это проходит в «Ситуации письменной речи» (ребенок говорит, взрослый записывает).
Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным. Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее излагать мысль.
Результатом первого этапа работы с набором «Моя первая история» является книга рассказов «Мои Лего-истории».
На втором этапе логопед с детьми уже придумывает полноценные сказки,
в которых есть начало, середина и конец.
Для этого можно использовать двухсторонние фоновые карточки, с помощью которых дети придумывают сюжет своих сказок. Работа на данном этапе будет более интересной, потому что дети не просто описывают одну постройку, а придумывают продолжение и конец своих историй. Сначала сказки придумываются совместно, т. е. взрослый-ребенок, затем дети создают свои, авторские сказки.
Результатом работы на данном этапе становится вторая книга «Волшебные Лего-сказки».
Следующим этапом будет создание совместных сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение сказки, т. е. дети, работают в соавторстве. Этот вид деятельности подразумевает навыки работы в группе. С каждым разом детям все проще работать совместно, развиваются их социально-коммуникативные навыки.
Таким образом, метод «Ситуация письменной речи» существенно стимулирует интерес ребенка к речевой активности.
Создание собственных рассказов и сказок также влияет на интерес детей к чтению. Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика.
Выполняют дети постройки по словесному описанию, что способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.
Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: "Африканские звери заболели" - строим самолет и доктора Айболита, "У котенка нет друзей" - ему нужна помощь.
При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить.
Этим дети с ТНР обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.
В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, включается рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.
Развивая речетворчество дошкольников логопед может предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Во время постройки дети могут описывать своих героев или саму постройку.
Сочинение собственной сказки – дело очень сложное для ребенка, но при помощи взрослого – вполне посильное. Порой детям с ТНР очень трудно начать свой рассказ, передать словами то, что нарисовало их воображение. Для того, чтобы сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием можно использовать набор LEGO Education «Построй свою историю». Данный набор позволяет детям создавать оригинальных персонажей и использовать свое творческое мышление в полную силу, учит правильно формулировать и выражать свои мысли и идеи.
Конструктор ЛЕГО можно использовать практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т.д.
Таким образом, работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.