В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах логопедических занятий. Как правило, рисование начинается с простых видов, например, с рисования различных линий в разном направлении, различной конфигурации, учит вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи ребенка через средства рисования»
Использование средств рисования для развития речи.
В формировании полноценной личности ребёнка неоценимое значение имеет рисование. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав то чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Не случайно ребёнок, как писала Н.К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал, научить, как обращаться с этим материалом.
Значение рисования велико и многогранно. С точки зрения логопедии рисование не только развивает у детей мелкую моторику и формирует пространственные представления, она позволяет решать специальные задачи по развитию речи детей (обогащая словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи).
К тому же, дети с речевыми нарушениями редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.
Значение рисования для всестороннего развития и воспитания младшего школьника с системным недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
В процессе рисования совершенствуются и развиваются все психические функции. Рисование можно использовать во все периоды коррекционно-развивающей работы и на всех видах логопедических занятий. Как правило, рисование начинается с простых видов, например, с рисования различных линий в разном направлении, различной конфигурации, учит вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги, что способствует развитию кистевых движений ( Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина).
Детям можно предложить рисовать с помощью трафаретов: обводить рисунки – трафареты по лексическим темам, штриховать трафаретные рисунки, заполнять картинки – трафареты той буквой, обозначающей звук, на который начинается название картинки. Первоначальное использование трафаретов, а не собственно самостоятельных рисунков, помогает детям научиться рисовать видеть и не выходить за границы предмета.
На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию познавательных процессов.
Раскрашивание картинок, в названии которых имеются изучаемые звуки, является особой частью логопедических занятий. Такой вид работы способствует не только развитию мелкой моторики, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, активизирует творческое мышление. После раскрашивания картин проводится беседа по вопросам.
При закреплении произносительных навыков используются рисунки детей. Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.
На логопедических занятиях применяются схематические и условные образы в свободном рисовании. Например, упражнение «Незаконченный рисунок» способствует развитию творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. После рисования проводится рассматривание рисунка, обсуждение получившегося (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П.).
На этапе развития связной речи школьникам предлагается рисование сюжетных рисунков по определённой теме с последующим составлением предложений по картинкам, коллективных или индивидуальных рассказов с опорой на них.
Такая системность в предъявлении учителем - логопедом заданий и упражнений по рисованию определяет эффективность их применения в коррекции речевых нарушений у младших школьников.
Наряду с решением основных задач на занятиях изобразительной деятельности успешно осуществляется и развитие речи детей. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Так, дидактические игры “Что в руке”, “Подбери предмет”, “Найди такой же” перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: “У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая” (Григорьева Г. Г.).
Занятие по изодеятельности с детьми с проблемами развития – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. На занятиях по ИЗО мы знакомим детей с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий (Громов Е. С., Гусакова М.).
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки (Дубровская Н. В.)
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. Для этого используются произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, на музыкальном фоне читаются строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Занятия по рисованию, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием– игра “Слово на ладошке”: – “Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю”. С помощью этого приема у детей с системным недоразвитием речи обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы “Осень” на занятии по рисованию перед тем, как рисовать дерево, дети “складывали” на ладошку “красивые слова об осенних листьях”: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные, листопадные.
Широко используется прием “незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д. (Егорова Н., Колобова Л., Комарова Т. С.).
У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по рисованию можно “превращать” треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании ребенок рассказывал: “Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная”. А потом добавлял: “На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат”.
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно – временных и предложно – падежных конструкций. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности. Словесные инструкции должны быть чёткими, не многословными.
Таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью:
- способствуют формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
- формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
- позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
- сформирует определённые грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
- позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
- разовьёт общую и мелкую моторику;
- позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
- совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-методическую сторону речи;
- создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
- позволит преодолеть нарушение развития оптико-пространственного гнозиса.
Важно помнить, что занятия ИЗО должны быть интересны ребёнку и желанны для него. Таким образом, творчество позволяет развивать у детей с СНР психическую и физическую сферы. В результате систематических занятий у них улучшается моторика, развиваются сенсорная и познавательная функции. Всё то в процессе социализации ребёнка помогает ему успешно осваивать различные виды деятельности и, главным образом, речевую.