Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического анализа и синтеза у младших школьников.»
Развитие фонематического анализа и синтезау младших школьников.
Сложности усвоения тех или иных учебных предметов ведут к появлению школьной дезадаптации, снижению учебной мотивации, проблемам в отношениях с учителем и родителями. Как правило, самыми сложными для усвоения являются письмо и чтение, которые «ведут» за собой сложности овладения другими предметами.
До того, как ребенок начнет осваивать принципы русской грамоты, он должен понять разницу между буквой и, соответствующему ей звуком. В настоящее время каждый третий учащийся первых классов общеобразовательных школ имеет нарушения устной речи. Наиболее распространенными ошибками при нарушениях письма и чтения являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность.
Под фонематическим анализом понимают умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение на последовательный ряд звуков, подсчет количества звуков в слове, классификация. Аналогично, под фонематическим синтезом понимают умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Д. Б. Эльконин в книге «Как учить детей читать» под звуковым анализом рассматривает: умение определять порядок звуков и слогов в слове, установление различительной роли звука, способность выделять основные качественные характеристики звука. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (узнавание звука на фоне слова), который формируется у ребенка в процессе онтогенеза спонтанно в раннем дошкольном возрасте, требует специального обучения. «...Он должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой нельзя сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать. Тем самым выделяется особый этап в обучении, в задачу которого входит введение ребенка в фонемную (звуковую) систему языка». Наличие этих навыков у ребенка играет большую роль в овладении грамотой родного языка. Перед тем, как приступить к письму, ребёнку необходимо произвести анализ слова, затем в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое. По словам Т. А. Ткаченко, «прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово». Нарушенный или несформированный фонематический анализ и синтез проявляется на письме различными ошибками, такими как: замены, пропуски букв как при письме, так и при чтении; побуквенное чтение; раздельное или слитное написание частей слова, слов; перестановки слогов, наращивания; орфографические ошибки.
Результаты обследования и данные различных авторов указывают на необходимость и актуальность логопедической помощи по развитию звукового анализа и синтеза у учащихся первых классов.
Логопедическую работу по формированию навыков фонематического анализа и синтеза следует проводить в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.
3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
В зависимости от степени сформированности навыков фонематического анализа и синтеза, предлагаются следующие виды упражнений.
Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.
Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.
Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет.
Определить звук в середине слова
Подберите по три слова из трех звуков с одинаковой гласной в середине (сом, ток, лот). Попросите определить средний звук, а затем назвать эти слова.
Подбор рифмы
Попросите ребенка поиграть со словами и подобрать рифму с использованием наглядности (трос – матрос, каток – моток).
Отгадай картинку
Предложите ребенку пару картинок. Одна лежит вверх «рубашкой». Попросите ребенка назвать первую картинку. Затем спросите, что изменится, если убрать какой-то слог или звук. Например: дорога – рога, крот – рот. Ребенок должен таким образом отгадать, что нарисовано на второй картинке.
Игра в лото
Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается (заканчивается) слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой о.
Слоговое домино
Предлагаются карточки со слогами. Логопед просит составить слово. Задание можно усложнить введением «лишнего» слога.
Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук к был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте (мак).