kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сфрмированность звукового анализа и синтеза. Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи - пропуски, перестановки,замены букв и слогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников»

Игры и упражнения  по развитию фонематического слуха у младших  школьников

Игры и упражнения

по развитию

фонематического

слуха у младших

школьников

C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь и грамматический строй языка. Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов. Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.

C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь и грамматический строй языка.

Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.

Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.

Задания на развитие фонематических процессов:   Какой звук есть во всех словах? Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:  шуба, кошка, мышь, шапка.
  • Задания на развитие фонематических процессов:

 

  • Какой звук есть во всех словах?

Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:

шуба, кошка, мышь, шапка.

Каким звуком отличаются слова? Например: удочка – уточка   мишка-мышка   коза – коса    мак-рак   Математическая грамматика С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).   «Слоговой аукцион». Придумайте слова, начинающиеся со слога бу ( бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино ).
  • Каким звуком отличаются слова?

Например: удочка – уточка

мишка-мышка

коза – коса

мак-рак

 

  • Математическая грамматика

С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица).

  • «Слоговой аукцион». Придумайте слова, начинающиеся со слога бу ( бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино ).
 Из слогов составить слова:      МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА ма у ра на ла ша ши па
  • Из слогов составить слова:

МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА

ма

у

ра

на

ла

ша

ши

па

Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах : самолёт, молоко, прямо, мороженое. Буква потерялась. __ о __ ры, __елка, зе __ра, ко __ра. Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Прочитать по первым буквам слово.
  • Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах : самолёт, молоко, прямо, мороженое.
  • Буква потерялась. __ о __ ры, __елка, зе __ра, ко __ра.
  • Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Прочитать по первым буквам слово.
Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова. Мальчик – пальчик – зайчик Медаль – педаль – деталь Пелёнка – зелёнка – продлёнка Боль – моль – соль – роль - ноль
  • Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Мальчик – пальчик – зайчик

Медаль – педаль – деталь

Пелёнка – зелёнка – продлёнка

Боль – моль – соль – роль - ноль

 Придумайте как можно больше слов по данным моделям: Б     Б           Б             Б  

  • Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

Б

 

 

Б

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

Б

 

Превращение слов. Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка. Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Столб - стол, укол - кол, полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка. Анаграммы. Переставьте буквы в слове баян  так, чтобы получилось новое слово  ( баня ).
  • Превращение слов.

Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

  • Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб - стол, укол - кол, полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.

  • Анаграммы.

Переставьте буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово ( баня ).

 Весёлая арифметика. БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка) БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон) БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)  Читай, вставляя разные гласные.  Читай, вставляя разные гласные.   Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У) К ___ШКА (А, И, О)
  • Весёлая арифметика.

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)

БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)

БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)

  • Читай, вставляя разные гласные.
  • Читай, вставляя разные гласные.

Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)

К ___ШКА (А, И, О)

Вставить Р вторым по счёту : Вставить Р вторым по счёту : Вставить Р вторым по счёту : Вставить Р вторым по счёту :  Пуд     сок  Кот     мак  Бак     кошка  Койка     битва    Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.  Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :

Пуд сок

Кот мак

Бак кошка

Койка битва

 

  • Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  • Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
 Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.  Составить из одного слова как можно больше слов. Например:  платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .   Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно. ХОУПЛ (ЛОПУХ) СМТО (МОСТ) УГРША (ГРУША)
  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
  • Составить из одного слова как можно больше слов.

Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот .

  • Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.

ХОУПЛ (ЛОПУХ)

СМТО (МОСТ)

УГРША (ГРУША)

Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.  Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова. Например : луна Л   У   Н   А Лук   утка   нога   аист Лапа   улитка  ноты   астра Лак   утюг   нора   ананас   Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.
  • Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
  • Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова.

Например : луна

Л У Н А

Лук утка нога аист

Лапа улитка ноты астра

Лак утюг нора ананас

 

  • Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.
Игра « Разведчик ». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.    Игра « Добавь звук ». Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова: вол - волк рыба - завтра - пар –  Игра « Отними звук ». Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы, крот – рот, смех - мех
  • Игра « Разведчик ». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.

 

  • Игра « Добавь звук ».

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

вол - волк

рыба -

завтра -

пар –

  • Игра « Отними звук ».

Какое слово получится, если убрать первый звук:

косы – осы, крот – рот, смех - мех

 «Цепочка слов». Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.  «Собери слово» Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:  [м], [а], [к].  Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.
  • «Цепочка слов».

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.

  • «Собери слово»

Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

[м], [а], [к].

Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

 Выдели слово. Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.  «Подумай, не торопись» Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность : - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол . - Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач...) - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний - а .
  • Выдели слово.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

  • «Подумай, не торопись»

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол .

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр . (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний - а .

Игры на развитие слогового анализа и синтеза. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-  па-- (парк)  па--- (паром)  па---- (паруса);     Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак
  • Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово : па-

па-- (парк)

па--- (паром)

па---- (паруса);

 

  • Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

 Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.  Определение место звука по отношению к другим звукам: Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр . Назови соседей звука  ш  в слове кошка   Слово рассыпалось на слоги: ран ка даш
  • Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
  • Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр .

  • Назови соседей звука ш в слове кошка

 

  • Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш

Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.  Цифровой диктант.  Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .
  • Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
  • Цифровой диктант.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень .

Назови, какой звук слышится: Перед У в слове «стружка»; Перед Н в слове «конь»;  Назови, какой звук слышится между М и  К  в слове «мак»; Между С и О в слове «стол».  
  • Назови, какой звук слышится:

Перед У в слове «стружка»;

Перед Н в слове «конь»;

  • Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;

Между С и О в слове «стол».

 

Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и развивают внимание, память, мышление детей.

Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и развивают внимание, память, мышление детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников

Автор: Мезенцева Светлана Геннадьевна

Дата: 20.09.2016

Номер свидетельства: 344696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»"
    ["seo_title"] => string(60) "roditielskoiesobraniiekakpomochmladshimshkolnikamvobuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "334177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465752140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Игровая деятельность в воспитании младшего школьника "
    ["seo_title"] => string(60) "ighrovaia-dieiatiel-nost-v-vospitanii-mladshiegho-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "225833"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439911489"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Электронный учебник по развитию речи в 1 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "eliektronnyi-uchiebnik-po-razvitiiu-riechi-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "229454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441736400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства