Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников
Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников
Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сфрмированность звукового анализа и синтеза. Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи - пропуски, перестановки,замены букв и слогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников»
Игры и упражнения
по развитию
фонематического
слуха у младших
школьников
C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь и грамматический строй языка.
Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.
Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.
Задания на развитие фонематических процессов:
Какой звук есть во всех словах?
Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:
Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
Составить из одного слова как можно больше слов.
Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот.
Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.
ХОУПЛ (ЛОПУХ)
СМТО (МОСТ)
УГРША (ГРУША)
Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова.
Например : луна
ЛУНА
Лукутканогааист
Лапаулитканотыастра
Лакутюгнораананас
Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.
Игра « Разведчик ». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.
Игра « Добавь звук ».
Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:
вол - волк
рыба -
завтра -
пар –
Игра « Отними звук ».
Какое слово получится, если убрать первый звук:
косы – осы, крот – рот, смех - мех
«Цепочка слов».
Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.
«Собери слово»
Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:
[м], [а], [к].
Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.
Выдели слово.
Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Подумай, не торопись»
Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний - а.
Игры на развитие слогового анализа и синтеза.
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово :па-
па-- (парк)
па--- (паром)
па---- (паруса);
Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:
пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак
Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
Определение место звука по отношению к другим звукам:
Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр.
Назови соседей звука ш в слове кошка
Слово рассыпалось на слоги:
ран ка даш
Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
Цифровой диктант.
Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень.
Назови, какой звук слышится:
Перед У в слове «стружка»;
Перед Н в слове «конь»;
Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;
Между С и О в слове «стол».
Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и развивают внимание, память, мышление детей.