Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии 1 класс на 2021-2022 учебный год»
КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат »
Согласованно заместитель директора Утверждаю:
Директор
___________________________ _____________________
сентября 20___г. сентябя 20____г
Рабочая программа по логопедии
1 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Андрющенко А.И.
учитель-логопед,
первой квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
4. Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью.
5. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
6. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой год издания 2007.
7. Программы под редакцией Л.Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой: «Система работы по предупреждению и исправлению устной и письменной речи учащихся», «Система коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения», «Система по коррекции у детей произношения и их дифференциации, практические упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти в целях формирования правильной речи», «Логопедическая работа в коррекционных классах».
Изучение курса по логопедии направлено на достижение следующей цели:
- коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся,
- реализация системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью в освоении основной общеобразовательной программы,
- социальную адаптацию учащихся.
Задачи курса:
Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
Развитие координации движений (речь с движениями); общей моторики.
Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
Развитие грамматического строя речи.
Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
II. Общая характеристика курса «Логопедия».
Курс «Логопедия» представляет коррекционно-развивающую систему, и обеспечивает:
развитие связной речи.
интенсивное развитие фонематического восприятия.
развитие лексико-грамматических категорий языка.
овладение фонетическим строем русского языка.
Все эти компоненты формируют речевое и общее психическое развитие учащихся с речевой патологией, коммуникативные способности, и являются основой успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, а так же его социализации.
Программа позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием графомоторных навыков, психических процессов, просодических компонентов, артикуляционной и общей моторики. Дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще сложная, поэтому планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом.
Программа строится по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
III. Описание места учебного курса в учебном плане.
Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы(АООП).
Логопедические занятия проводятся с обучающимися I класса в подгруппах и индивидуально с 15 сентября по 15 мая. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности нарушений.
Программа в I классе рассчитана на 132 ч, 3 ч в неделю.
Продолжительность логопедических занятий зависит от выраженности нарушений речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов:
групповые занятия – 25-30 минут;
индивидуальные занятия – 15- 20 минут.
IV.Планируемые результаты изучения учебного курса «Логопедия».
Личностные:
Принимает статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.
Заинтересован посещением школы.
Адекватно соблюдает и выполняет ритуалы школьного поведения.
Принимает соответствующие возрасту ценности и социальные роли.
Положительно относится к окружающей действительности, готов к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Положительно относится к коррекционным занятиям.
Проявляет самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Заинтересован коррекционными занятиями.
Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Доброжелательно относится к окружающим людям.
Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Осознает себя как члена семьи, одноклассника.
Регулятивные:
Сотрудничество с учителем.
Умение сознательно организовать.
Умение самостоятельно выполнять познавательные и практические задания.
Познавательные:
Осуществлять поиск информации.
Использование схем, символов.
Строить рассуждения в форме устных высказываний.
Коммуникативные:
Умение слушать, понимать, учитывать мнение другого.
Формулировать собственное мнение.
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповых работ.
Предметные:
Минимальный
достаточный
Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов и коротких фраз.
Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов.
Воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного.
Вслушиваться в обращенную речь.
Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).
Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
Различать некоторые неречевые звуки.
Проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя.
Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.
Воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
Понимать простые грамматические категории: единственное и множественное число существительного.
Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.
Практическое использование модуляций голоса по силе (нормальный-громкий-тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр.
Воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного.
Способен к различению гласных и согласных звуков.
Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
Владеть обобщенными понятиями.
Способен к дифференцированному произношению звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
Усвоены моторные навыки и первоначальные навыки письма.
Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов.
Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.
Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.
V. Содержание учебного курса.
Диагностическое обследование.
Осень. Признаки осени. Звук и буква А, активизация мышц языка .
Огород. Овощи. Звук и буква У, активизация мышц губ .
Сад. Фрукты. Звук и буква М, развитие плавного длительного выдоха .
Овощи – фрукты. Звук и буква О, развитие силы голоса и речевого дыхания .
Грибы. Звуки и буквы А, У, М, О. Определение направлений в пространстве .
Ягоды. Звук и буква С, развитие слухового внимания .
Инструменты. Звук и буква Х. Уточнение представлений о схеме тела.
Одежда. Звук и буква Ш. Развитие мелкой моторики .
Обувь. Звук и буква Л. Открытые слоги .
Одежда – обувь. Звук и буква Ы. Закрытые слоги .
Зима. Признаки зимы. Звук и буква Н. Дифференциация открытых и закрытых слогов.
Посуда. Звук и буква Р. Нахождение звуков в словах .
Дом. Мебель. Звук и буква К. Нахождение звука в начале слова.
Праздник – Новый год. Звук и буква П. Построение словосочетаний, простых предложений.
Зимующие птицы. Звук и буква Т. Последовательное выделение звуков в двусложных словах (осы).
Домашние животные и их детеныши: кошка, собака, корова, свинья. Звук и буква И. Составление схем звукобуквенного анализа слов.
Домашние птицы и их птенцы. Звук и буква З. Последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытыми слогами.
Домашние животные и птицы. Звук и буква В. Временные представления (сутки, неделя).
Дикие животные и их детеныши: заяц, волк, лиса, медведь. Звук и буква Ж. Составление рассказа по сюжетной картинке.
23 февраля – День Защитника Отечества. Звук и буква Б. Нахождение места звука в середине слова.
Профессии: врач, повар, продавец. Звук и буква Д. Составление слов из слогов.
Весна. Признаки весны. Звук и буква Г. Слова, обозначающие предметы.
8 Марта. Звук и буква Й. Воспроизведение линейной последовательности ряда предметов.
Весна. Перелетные птицы. Буква Ь. Д/и «Прогулка в лес».
Зимующие птицы. Повторение пройденных букв.
Человек. Строение тела. Гигиена. Буква Е. Составление слов с определенным количеством слогов.
Я и моя семья. Буква Ё. Выделение первого гласного в словах.
Транспорт. Правила дорожного движения. Буква Я. Деление слов на слоги.