При разработке программы по логопедии для детей с умственной отсталостью использовались следующие документы:
1. Методические рекомендации «Организация логопедической работы во вспомогательной школе» из сборника приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР за сентябрь-октябрь 1980 года № 27-28;
2. Программа Кузьминых Е. Л. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 - 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида: Учебная программа (Управление образования администрации г. Екатеринбурга). 2000. - 73 с.
3. Федеральный базисный учебный план (пр. Мин. Обр. РФ от 10. 04. 2004 г.№ 29 (2065 – п) специальной (коррекционной ) школы – интерната VIII вида.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь. 2004.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
8. «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений» под ред. В.В. Воронковой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по логопедии»
Рабочая программа по логопедии для 1 класса
Пояснительная записка.
При разработке программы по логопедии для детей с умственной отсталостью использовались следующие документы:
Методические рекомендации «Организация логопедической работы во вспомогательной школе» из сборника приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР за сентябрь-октябрь 1980 года № 27-28;
Программа Кузьминых Е. Л. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1 - 5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида: Учебная программа (Управление образования администрации г. Екатеринбурга). 2000. - 73 с.
Федеральный базисный учебный план (пр. Мин. Обр. РФ от 10. 04. 2004 г.№ 29 (2065 – п) специальной (коррекционной ) школы – интерната VIII вида.
Закон РФ «Об образовании».
Обучение детей с отклонениями в развитии. Сборник нормативных документов. Пермь. 2004.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
«Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений» под ред. В.В. Воронковой.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует активизации всех каналов коммуникации у детей с интеллектуальной недостаточностью: рецептивного (понимании), организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связей и отношений между предметами и словами), экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).
Цель программы:
Социализация обучающихся путём устранения нарушений устной речи.
Программа решает следующие задачи:
1) предоставление поэтапного курса становления у ребенка с умственной отсталостью речевого общения посредством логопедических занятий и внеклассных мероприятий по следующим направлениям: 1 -2 класс - развитие средств речи;
2) создание необходимого фундамента для речевого развития посредством совершенствования психических процессов;
3) обеспечение условий для практического общения и формирования коммуникативной функции речи.
Основные направления коррекционно-развивающей работы по логопедии в формировании у детей с умственной отсталостью языковых средств в области фонетики, морфологии, лексики, грамматики, обобщить пути дальнейшего использования средств общения для совершенствования коммуникативной функции речи.
Предложенная программа - это введение процесса усвоения языка в деятельность общения посредством речевых средств, подлежащих усвоению в следующей последовательности: 1 -2 класс - накопление речевых средств; 3 класс - отбор речевых средств; 4 класс - применение речевых средств; 5 -7 класс - осмысленное использование речевых средств.
Глобальные задачи программы решаются рядом специальных частных задач: развитие звукопроизносительной стороны речи, смысловой (обогащение, закрепление и активизация словаря), совершенствование грамматической правильностиречи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) формречи, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Программа предусматривает построение коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей школьников, осуществления тесной преемственности между уроками логопедии и обучения грамоте, развитием речи, чтения, русского языка. Поэтапного формирования умений пользоваться речевыми средствами и ступенчатого закрепления в устной, письменной и внутренней форме речи.
Специфика программы проявляется в учебно-тематическом планировании. Темы занятий узкие, каждая задача коррекции должна быть максимально разделена на простейшие задачи, обязательна связь коррекции речевых дефектов с развитием познавательной деятельности. Постепенное усложнение заданий и речевого материала, поэтапное закрепление средств речи в устной, письменной и внутренней речи, обязательное сочетание развития речи, сенсорных функций, мелкой и общей моторики, познавательной деятельности, то есть формирование речи у умственно отсталых учащихся как целостной психической функции, как средства формирования мышления.
В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование, включающее в себя: изучение нарушений устной речи, заполняется речевая карта, составляется план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
В содержании курса основной принцип расположения тем по годам обучения - концентрический. Этот принцип предполагает выделение на каждом году обучения ведущих разделов групп знаний, умений и навыков, которые связаны со своеобразием развития речевых способностей в соответствии с возрастными возможностями.
На начальных этапах работы (1-2 класс) формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, учащиеся подводятся к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной речи. Во время всего периода обучения необходимо обеспечение практики общения на доступном для учащихся уровне: операции с отдельными словами, с фразами, (не объединенными смысловым контекстом), понимание вопросов, ответы на них, с фразовым материалом /(объединенным смысловым контекстом) на фоне эмоциональной и семантически значимой для учащихся ситуации, с использованием диалогической и монологической речи.
Для реализации описанного курса используются следующие формы логопедической работы: внеклассные занятия (экскурсии, утренники, конкурсы чтецов, недели логопедии); классные занятия: индивидуальные по 15 минут по следующей учебной сетке:
Направления коррекционно-развивающего воздействия
1 кл.
Количество часов на классы
3
Занятия по формированию произносительной стороны речи и формированию лексико-грамматической стороны речи.
3 р/нед. по 15 мин.
Программа рекомендует использование следующих логопедических методов:
1. По способам подачи речевого материала: репродуктивный (выполнение системы упражнений), проблемное изложение (объяснение материала для решения проблемной ситуации, логические упражнения), частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения).
2. Пo источнику знаний: практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, конструктивные, творческие); игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные (тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики); работа с учебной и справочной литературой; наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные), словесные (слово, рассказ логопеда, беседа: сообщающая, эвристическая, воспроизводящая; анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы).
В программе предлагается использование следующих форм и средств контроля: Ежегодное обследование учащихся с последующим заполнением результатов в карте динамики речевого развития. Проведениеотчетных утренников, недель логопедии, конкурсов чтецов (апрель – май).
Учебно-тематический план
1 класс
Индивидуальные занятия по коррекции произносительной стороны речи
(3 раза в неделю по 15 минут)
№ по программе
Наименование темы
Кол-во занятий
В том числе
теоретических
практических
1.
Подготовка и формирование произносительной стороны
40
6
34
2.
Постановка и коррекция звуков на основе сохранных
32
2
30
3.
Автоматизация поставленных звуков
18
4
14
Итого:
90
12
78
Содержание курса
1 класс
Коррекции произносительной стороны речи /90 уроков/.
1. Подготовка к формированию произносительной стороны.
Формирование произвольных форм деятельности: внимания, слуховой и зрительной памяти, элементарных мыслительных операций, осознанного отношения к занятиям.
Знакомство с органами артикуляции.
Обучение дифференцированному логопедическому массажу органов артикуляции, лица, шеи, ушей.
Нормализация мышечного тонуса лица, мышц артикуляционного аппарата.
Развитие сенсорных функций: слухового восприятия, звукового анализа, восприятия и воспроизведения ритма.
3. Автоматизация поставленных звуков в разных речевых единицах.
Введение поставленного звука в слоги: прямые, обратные, между гласными, со стечением согласных.
Отработка звука в разных позициях: в начале слова, в середине, в конце, при стечении согласных.
Отработки звуки в словах ризной слоговой сложности: в односложных, двусложных, трехсложных.
Автоматизация звука в разных формах речи: сопряженной, отраженной, опросно-ответной, ситуативной /по предметной, сюжетной картинкам, по серии сюжетных картинок, по картинному плану, по теме, по представлению/, контекстной.
Развитие лексико-грамматической стороны речи /90 уроков/.
1. Накопление конкретных слов и выражений.
Воспитание речевой активности.
Формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности.
Уточнение активного словаря, формирование пассивного словарного запаса по программным темам уроков развития речи: «Школа», «Учебные вещи», «Осень», «Игрушки», «Осенние цветы», «Овощи», «Фрукты».
Формирование первоначальных навыков в ситуации общения /обращения, просьбы, элементарные высказывания, однословные суждения /, понятий на основе абстракций и обобщений, понятий на основе анализа и синтеза, понятий па основе сравнений и сопоставлений.
2. Накопление грамматических значений.
Понимание связей слов и предложений: смысловых, грамматических /изменение числа существительных, падежные формы существительных, существительные с предлогом, родительный падеж множественного числа существительных; согласование существительных с глаголами, прилагательными, числительными/.
Сравнение форм слов на основе выделения предметов, действий, признаков по следующим лексическим темам: «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Зима», «Комнатные растения».
Конструирование простых предложений, распространение простых предложений по вопросам.
Формирование высказываний по графической схеме, по опорным словам, по предметной картинке, по сюжету, по серии сюжетных картинок, по теме, по переживанию, но представлению.
Анализ содержания понятий и их функций в предложении.
3. Накопление звуковых, смысловых, морфологических, синтаксических сторон речи.
Анализ звукового комплекса, слоговой структуры слов. Употребление изолированной грамматической формы /согласование существительных с прилагательными в роде, существительных с глаголами, существительных с числительными/ по следующим лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные».
Обозначение в речи действий, качеств, свойств предметов и их элементов,
отношений и связей при изучении следующих лексических тем: «Домашние птицы», «Охрана здоровья», «Весна», «Насекомые».
Суффиксальный и префиксальный способы образования слов. Изменение слов по числам. Образование глаголов от существительных, прилагательных от существительных. Согласование местоимений с глаголами, существительных с прилагательными.
Репродукция словосочетаний в предложения.
4. Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи.
Употребление грамматических форм в развернутом виде. Использование семантических связей между словами, вопросов, сопоставлений по значению, верификации предложений, различной символизации.
Закрепление грамматико-синтаксических моделей в связном высказывании с опорой на графическую схему, вопросы, картинный план.
Индивидуальные занятия по коррекции произносительной стороны речи.
1 класс.
№
п/п
Тема
Содержание
Лингвистическая
база речи
Психологическая
база речи
Кол-во
часов
лексика
грамматика
I.
1.
Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов.
Ознакомление с органами артикуляции. Обучение умению ощущать, осознавать, контролировать, запоминать свои действия. Выполнение элементарных упражнений арт. гимнастики, массаж лица.
Названия органов речи, действий языка, губ.
Изменение названий органов речи и частей лица по числам.
Развитие сенсорных функций, слухового восприятия, воспроизведение ритма.
18
2.
Коррекция дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи.
Формирование речевого дыхания, направленной воздушной струи. Обучение умению воспроизводить ритм, оттенки речи (удивление, грусть, радость), повышать и понижать голос.
Духовые музыкальные инструменты. Сказки: «Три медведя», «Колобок», «Репка».
Образование прилагательных (настроений) от существительных.
Отработка мелкой моторики рук. Совершенствование общей моторики. Развитие зрительно-кинестетических ощущений.
15
3.
Отработка опорных звуков И, Ф, Т, Ы.
Формирование точных движений органов арт. аппарата, направленной воздушной струи, развитие фонематического слуха.
Звукопроизношение. Слова-предметы по теме «Игрушки».
Изменение по числам. Согласование слов-предметов с действиями.
Формирование целенаправленной деятельности. Развитие кинестетических ощущений. Стимуляция учебной мотивации.
Постановка звуков С, С ', З, З', Ц. Формирование первоначальных умений правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале различными способами.
Продукты питания. Домашние птицы. Игрушки.
Анализ артикуляции по картинному плану. Согласование существительных с глаголом.
Совершенствование речеслухового и речедвигательного анализаторов. Установление разницы между правильным и неправильным произнесением звуков.
По 8 занятий
5.
Коррекция нарушений произношения шипящих звуков.
Постановка звуков Ш, Ж, Щ, Ч.
Продукты питания. Домашние птицы. Игрушки.
Анализ артикуляции по картинному плану. Согласование существительных с глаголом.
Совершенствование речеслухового и речедвигательного анализаторов. Установление разницы между правильным и неправильным произнесением звуков.
8
6.
Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков К, Г, Х.
Объединение отработанных движений и положений органов арт. аппарата, создание арт. базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса. Выработка новых связей и затормаживание неправильно сформированных.
Звукоподражания птиц.
Составление простого предложения по предметной картинке.
Выработка стимула для преодоления нарушений. Отработка координации движений. Развитие мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Мобилизация зрительного, слухового, тактильно-вибрационного контроля, кинестетических ощущений. Развитие вербальной памяти.
8
7.
Коррекция нарушений произношения соноров Н, М, Р, Л.
Звукоподражания диких и домашних животных. Односложные слова. Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слов. Двусложные слова.
Предложные формы существительных. Подбор слов по графическим схемам.
8
III.
8.
Автоматизация поставленных звуков в разных слоговых структурах.
Закрепление правильного произношения звуков в слогах (прямых, обратных, между гласными, со стечением согласных).
Односложные слова. Односложные слова со стечением согласных в начале и конце слов. Двусложные слова.
Звукослоговой анализ слов. Подбор слов по графическим схемам. Изменение существительных по числам.
Стимуляция речевой активности. Совершенствование зрительного и слухового восприятия.
6
9.
Отработка звука в разных позициях.
Закрепление правильного произношения звука в словах (в начале, середине, конце, при стечении согласных).
Лексика по теме «Школа», «Учебные вещи».
Образование семантических полей.
Формирование самоконтроля, социальной значимости речи.
7
10.
Отработка звука во фразовой речи.
Закрепление правильного произношения звука во фразовой речи на различном речевом материале (чистоговорках, скороговорках, ритмизированной речи, вопросно-ответной форме, ситуативной, контекстной форме).Совершенствование понимания причинно-следственных, временных, пространственных отношений.
Одежда. Обувь. Мебель. Посуда. Овощи. Фрукты. Усвоения конкретного и грамматического значения слов.
Образование семантических полей. Формирование системности.
Стимуляция речевой активности, привлечение волевых усилий. Совершенствование произвольного внимания, вербального осознанного запоминания. Формирование логического мышления. Развитие операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности.
5
Программа обеспечивает достижение учащимися первого класса определенных личностных, предметных результатов.
Личностные результаты
К концу первого класса у обучающихся должны быть сформированы:
- социальная значимость роли ученика;
- умения оценивать свой учебный труд, адекватно воспринимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
К концу первого класса у ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
Предметные результаты
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов азбуки;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова;
- писать под диктовку буквы, слоги, написание которых не расходится с произношением;
- правильно списывать пройденные прописные и заглавные буквы, слова, состоящие из этих букв;
- умения называть органы речи и части лица;
- умения проводить анализ артикуляции по картинному плану;
- умения составлять простые предложения по предметной картинке;
- умения образовывать прилагательные (настроения) от существительных;
- умения согласовывать слова-предметы с действиями.
Эффективность реализации предлагаемой программы зависит от четкости организации логопедической работы, от равномерного распределения нагрузки, от преемственности в работе логопеда, учителей и родителей, от учета индивидуальных особенностей учащихся, от организации дифференцированного подхода, от сочетания коррекционно-развивающего процесса с медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием на учащихся.
Предложенная программа разработана на основе тщательного изучения речевого развития учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы, на основе изучения методической и научной литературы:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Под редакцией Р. И. Лалаевой . В трех частях. Пособие для логопеда Москва. 2012
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя – логопеда. Москва. 2004
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва «Просвещение». 2004
5. Справочник заместителя директора по учебно – воспитательной работе.
Авт. – сост. Т.Н. Николкина. Волгоград. 2013
6.Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи
(1 -4 класс) в специальных (коррекционных) школах VIII вида. – М.: АРКТИ, 2003