kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Психомоторное развитие ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал по психомоторному развитию ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Психомоторное развитие ребёнка"»

Консультация для родителей на тему:

«Психомоторное развитие ребенка»

Цель: познакомить родителей с особенностями психомоторного развития ребенка.

Ход консультации

Особенности развития психомоторных функций у детей

Под психомоторным развитием понимается процесс изменения и становления функциональных систем организма в течение его индивидуальной и общественной жизни.

Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и психомоторных функций.

Психомоторное развитие– это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Двигательные функции. Эти функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.). Дети успешно осваивают тонкие движения руками, необходимые при письме, рисовании, моделировании и т. д.

Речь. В процессе систематического обучения получают значительное развитие устная и письменная речь. Дети овладевают все более совершенным употреблением слов и предложений, у них возрастает словарный запас. Они начинают употреблять значительное количество слов не только в устной, но и в письменной речи. Качественное изменение обоих видов речи оказывает большое положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников.

Психика. В процессе обучения развиваются зрительное и слуховое внимание.

Дети оказываются в состоянии запоминать сравнительно большее количество словесного и другого материала. Запоминание приобретает все более осмысленный характер. Переход к школьному обучению знаменует переход к новому типу познания. Школьники приобретают значительные знания на основе словесных объяснений, а также при чтении учебной и другой литературы.

Во время обучения в школе учащиеся овладевают системой понятий. Каждое из понятий определенным образом связано с другими понятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понимание таких категорий, как объем понятий, соотношение между более общими и менее общими понятиями. С 3 класса отмечается дифференцированное отношение к изучаемым предметам (чтение, письмо, математика и др.). Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету.

Важную положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущая роль теперь принадлежит учению, учебной деятельности. Однако игра (во внеучебное время) продолжает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и др.).

Развитие личности младшего школьника происходит преимущественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учению не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. Формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества. Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы.

Так в 7 лет наблюдаются такие двигательные функции. Ребенок быстро перестраивается во время движения, держит равнение в колонне, шеренге, круге. Может выполнять движения в указанном темпе. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде. Может плавать, играть в бадминтон, теннис, хорошо работает с разными материалами — бумагой, картоном, тканью. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком.

Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические формы, правильно указывает на основные различия геометрических форм. При рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.

Умственное развитие. Владеет прямым и обратным счетом до 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание, дифференцирует количество независимо от формы, четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги..

Игровая деятельность. Создает новые игры, предпочитает групповые игры, обобщает и анализирует свою деятельность, отдает предпочтение групповым играм. Поведение. Выполняет индивидуальные поручения, убирает комнату, ухаживает за цветами. Способен критически анализировать черты характера.

Навыки: самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Социальное развитие детей младшего школьного возраста

Для высшей нервной деятельности характерны стабилизация тех отношений, которые были достигнуты до 7-летнего возраста и идет дальнейшее их развитие. Однако еще часто отсутствуют воз­можности длительного сосредоточения, самоконтроля и самокри­тики, преобладают, в основном, игровые элементы деятельности. Мальчики, как правило, менее готовы к пассивной роли учеников, чем девочки, поэтому повышенная энергия мальчиков в младших классах может представлять определенную проблему для учителей и родителей. По-видимому, разумнее начинать обучение мальчиков не раньше чем с 6 лет, а иногда и в возрасте 7 лет.

Адаптация детей к коллективу

Адаптация детей 6-7-летнего возраста к коллективу (к школе) нередко затруднена. Иногда любознательный первоклассник после нескольких недель вдруг начинает плакать и отказывается идти в школу. Потеря интереса к учебе вызывается разными факторами: конфликт с учителем или классом, возможно ребенок не понимает объяснений учителя, отстает или, наоборот, обгоняет в развитии других детей, разочаровывается при первых же неудачах и т.д.

В жизни возможны и успехи, и пора­жения, нельзя расстраиваться при первых неудачах, они неиз­бежны, но и непостоянны. Ошибки бывают у всех лю­дей, но нужно уметь их признавать и исправлять.Это ребенок должен усвоить. Не следует постоянно требовать от ребенка отличных резуль­татов, но нужно вырабатывать серьезное отношение к учебе, под­черкивая, что важны не оценки в дневнике, а прочные знания, кото­рые пригодятся ему в жизни. Ребенку важно знать, что независимо от школьных оценок родители любят его.

Важно своевременно найти для ребенка какое-нибудь интересное занятие, в котором он бы смог себя проявить (спорт, рисование, музыка, коллек­ционирование, техническое или театральное творчество и пр.).

Упражнения, которые можно выполнить в домашних условиях

Итак, психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности:

  • речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция),

  • письмо (управление зрительно-двигательными актами),

  • эмоциональной экспрессии (мимика, поза, экспрессивные движения),

  • локомоции (ходьба, бег),

  • инструментальных двигательных действий (ведущая рука, нога).

В психомоторике находят отражение состояния человека, его типические особенности (экстраверсия-интроверсия, свойства нервной системы).

Довольно часто моторные нарушения находятся в прямой зависимости от таких процессов как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве междуречевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательнойсистемой организма в процессе их становления в развитии ребенка.

Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние на деятельность мозга, на его функциональное состояние.

Поэтому так важно обращать внимание на психомоторное развитие ребенка.

Литература

  1. Журавлева Е.А. Роль психомоторного развития и становления произвольности как предпосылки успешности обучения. 1995.

  2. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002. 320с.

  3. Киселёва В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. – СПб.: Речь, 2006. 352с

  4. Волков В.В., Озеров В.П. Развитие психомоторных способностей у школьников. / Конференция молодых научных сотрудников. М. 1975. С. 106 - 110.

  5. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. М., АПН СССР, 1989. 109с.

  6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.Т. 1. С.155 -216.

  7. Е.И. Васильева. Физическое и психомоторное развитие детей.- ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Иркутск: ИГМУ. 2012. 44 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Психомоторное развитие ребёнка"

Автор: Павлова Ирина Александровна

Дата: 04.04.2022

Номер свидетельства: 604164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "“Логопедическое сопровождение детей ДОУ общеобразовательного типа в системе ранней диагностики и специальной помощи детям с 1 года до 7 лет”"
    ["seo_title"] => string(146) "loghopiedichieskoiesoprovozhdieniiedietieidouobshchieobrazovatielnoghotipavsistiemierannieidiaghnostikiispietsialnoipomoshchidietiams1ghodado7liet"
    ["file_id"] => string(6) "274903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452482263"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Основные принципы коррекции моторного развития детей с диагнозом детский церебральный паралич"
    ["seo_title"] => string(107) "osnovnyie-printsipy-korriektsii-motornogho-razvitiia-dietiei-s-diaghnozom-dietskii-tsieriebral-nyi-paralich"
    ["file_id"] => string(6) "311295"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459179247"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА"
    ["seo_title"] => string(97) "probliemariechievogorazvitiiadietieisogranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavusloviiakhbilingvizma"
    ["file_id"] => string(6) "256243"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448104078"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Внеурочное занятие "Умники и умницы". Развитие пространственного воображения. Работа со спичками"
    ["seo_title"] => string(95) "vnieurochnoiezaniatiieumnikiiumnitsyrazvitiieprostranstviennoghovoobrazhieniiarabotasospichkami"
    ["file_id"] => string(6) "339633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1471411384"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Социально-бытовая адаптация,как основное направление социализации детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsialno_bytovaia_adaptatsiia_kak_osnovnoe_napravlenie_sotsializatsii_detei_s_o"
    ["file_id"] => string(6) "496262"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547983734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства