В настоящее время проблема реабилитации инвалидов во всех странах является одной из ключевых в реализации всевозможных государственных и частным образом финансируемых социальных программ. Инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата, составляет значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом. Ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич (ДЦП). При этом заболевании наблюдается как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжёлой инвалидизации, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. В связи с этим, ДЦП относится к группе заболеваний, приводящих к выходу больного за стандартные рамки существования, привычные для большинства здоровых людей. Поэтому очень важна социальная и физическая адаптация таких больных, особенно в России, где с социальными вопросами сталкивается практически всё население.
Естественно, что инвалидам, инвалидам-детям с нарушениями со стороны нервной системы особенно трудно адаптироваться к сложной социально-политической обстановке, которая создалась в России в последние годы. Задачей органов социальной опеки, медицинских служб и многих других организаций является создание системы мер, направленных на реабилитацию детей-инвалидов и их адаптацию в обществе. Несмотря на инвалидизацию, связанную с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП, многие люди являются талантливыми учёными, художниками, спортсменами и т. д.
Лечение церебральных параличей должно быть ранним, комплексным и непрерывным. Необходимость раннего лечения обусловлена большой пластичностью и способностью к адаптации мозга ребёнка в первые годы жизни. Направленная тренировка различных навыков наиболее эффективна в период бурного становления двигательных, речевых и психических функций (до 3 лет). Необходимость ранней выработки нормальных поз и движений связана также с тем, что с первых недель жизни движения активизируются мощной афферентной стимуляцией. Импульсы поступают в нервную систему через экстерорецепторы ( зрение, слух, обоняние, осязание), а также от проприорецепторов (мышцы, связки, суставы). Обучение движениям идёт параллельно приобретению сенсорного опыта и полностью зависит от него.
Здоровый ребёнок приобретает сенсорно-моторный опыт очень рано: вначале в примитивных, а затем и в более сложных позах и движениях в процессе ухода матери. Ребёнок с ДЦП получает через свои проприорецепторы ощущения только патологического мышечного тонуса, патологических поз и движений. Он чувствует чрезмерное напряжение при попытке любых целенаправленных движений, т.е. его сенсорно-моторный опыт уже с раннего возраста является патологическим. В дальнейшем это способствует выработке патологических двигательных образцов и формированию контрактур и деформаций.
В раннем возрасте, когда тонус мышц и активность тонических шейных и лабиринтного рефлексов не столь высокие и ребёнок ещё не приобрёл патологического стереотипа, легче выработать нормальные реакции выпрямления и равновесия, целенаправленные произвольные движения и таким образом предупредить инвалидность.
Церебральный паралич формируется у детей, перенёсших внутриутробную гипоксию, асфиксию в родах, родовую травму, иммунологическую несовместимость и т. д. Другими словами, патологическое течение беременности и родов, неврологическая симптоматика после рождения, первые, даже минимальные, признаки отставания возрастного формирования психомоторных функций являются основанием для отнесения ребёнка к группе риска развития церебрального паралича. Таким детям следует проводить тренировку возрастных навыков, не ожидая появления первых угрожающих симптомов и синдромов церебрального паралича. Раннее лечение более эффективно ещё и потому, что мать в процессе ухода за ребёнком становится активным участником формирования его поведенческих реакций. Её следует обучать специальным приёмам ухода за ребёнком с церебральным параличом или риском его возникновения.
Наряду с тренировкой двигательных навыков необходима стимуляция предречевых, речевых и эмоционально-психических реакций. Если психическое развитие ребёнка нормальное, уже с первых месяцев жизни можно привлечь его внимание к выполнению того или иного задания, т.е. включить в произвольную двигательную активность, а волевые движения оставляют более глубокий след в памяти, чем пассивные.
Многократное повторение определённых движений самим ребёнком способствует выработке устойчивого двигательного стереотипа. Умение с раннего возраста сохранять активную позу головы, туловища, конечностей, производить целенаправленные движения, в свою очередь, предопределяет своевременное развитие речи и психики и предупреждает вторичную задержку речевого и психического развития.
Комплексное лечение больных церебральными параличами предусматривает одновременное воздействие на различные функциональные уровни мозга. Одновременно следует тренировать двигательные, психические и речевые функции, социальную адаптацию. По показаниям применяют ортопедические методы коррекции и оперативные вмешательства, физиотерапию, медикаментозные препараты, санаторно-курортное лечение, трудотерапию. У детей с ДЦП нередки различные синдромы и симптомы (судороги, вегетативные расстройства, нарушение зрения и слуха), которые следует учесть при планировании лечебных мероприятий.
Осложняют работу с детьми, страдающими церебральными параличами, частые острые респираторные инфекции, желудочно-кишечные заболевания. У здоровых, редко болеющих соматическими и инфекционными заболеваниями детей легче вырабатываются и закрепляются возрастные двигательные и психические навыки. Поэтому сохранность физического здоровья - важный аспект лечения детей с церебральными параличами. Лечение должно проводиться не курсами, а непрерывно в течение многих месяцев и лет до достижения максимальной компенсации дефекта и социальной адаптации, когда ребёнок перестанет завесить от взрослых и сможет активно в жизнь. Успех лечебных мероприятий зависит от совместной работы специалистов различного профиля – педиатров, невропатологов, психиатров, логопедов-дефектологов, воспитателей, педагогов, ортопедов. Эти специалисты должны достигнуть взаимопонимания и преемственности на различных возрастных этапах. Степень компенсаторных возможностей больного церебральным параличом в значительной мере определяется двигательными нарушениями. Чтобы правильно спланировать лечение больного церебральным параличом, необходимо предварительно определить:
- Какие показатели моторного развития нарушены (контроль головы, вставание, сидение, стояние, ходьба, манипуляция рукой и головой), а какие сравнительно нормальные, но отстают от хронологического возраста.
- Какому периоду развития соответствуют те или иные статические и локомоторные функции.
- Почему ребёнок выполняет одни движения и не может выполнить другие.
- Какие элементы движения отсутствуют в каждом навыке и мешают его развитию.
- Оказывает ли влияние тоническая рефлекторная активность на позу и движения.
- Степень спастичности в покое, при попытке к движению, в каких позах она ярче выражена.
- Наличие контрактур и деформаций или их ранних признаков.
- Уровень психического и речевого развития, характер сочетанных расстройств.