kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные принципы коррекции моторного развития детей с диагнозом детский церебральный паралич

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема реабилитации инвалидов во всех странах является одной из ключевых в реализации всевозможных государственных и частным образом финансируемых социальных программ. Инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного  аппарата, составляет значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом. Ведущее место среди подобного рода нарушений занимает детский церебральный паралич (ДЦП). При этом заболевании наблюдается как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжёлой инвалидизации, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. В связи с  этим, ДЦП относится к группе заболеваний, приводящих к выходу больного за стандартные рамки существования, привычные для большинства здоровых людей. Поэтому очень важна социальная и физическая адаптация таких больных, особенно в России, где с социальными вопросами сталкивается практически всё население.

         Естественно, что  инвалидам, инвалидам-детям с нарушениями со стороны нервной системы особенно трудно адаптироваться к сложной социально-политической обстановке, которая создалась в России в последние годы. Задачей органов социальной опеки, медицинских служб и многих других организаций является создание системы мер, направленных на реабилитацию детей-инвалидов и их адаптацию в обществе. Несмотря на инвалидизацию, связанную с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП, многие люди являются талантливыми учёными, художниками, спортсменами и т. д.

         Лечение  церебральных параличей должно быть ранним, комплексным и непрерывным. Необходимость раннего лечения обусловлена большой пластичностью и способностью к адаптации мозга ребёнка в первые годы жизни. Направленная тренировка различных навыков наиболее эффективна в период бурного становления двигательных, речевых и психических функций (до 3 лет). Необходимость ранней выработки нормальных поз и движений связана также с тем, что с первых недель жизни движения активизируются мощной афферентной стимуляцией. Импульсы поступают в нервную систему через экстерорецепторы ( зрение, слух, обоняние, осязание), а также от проприорецепторов (мышцы, связки, суставы). Обучение движениям идёт параллельно приобретению сенсорного опыта и полностью зависит от него.

         Здоровый ребёнок приобретает сенсорно-моторный опыт очень рано: вначале в примитивных, а затем и в более сложных позах и движениях в процессе ухода матери. Ребёнок с ДЦП получает через свои проприорецепторы ощущения только патологического мышечного тонуса, патологических поз и движений. Он  чувствует чрезмерное напряжение при попытке любых целенаправленных движений, т.е. его сенсорно-моторный опыт уже с раннего возраста является патологическим. В дальнейшем это способствует выработке патологических двигательных образцов и формированию контрактур и деформаций.

         В раннем возрасте, когда тонус мышц и активность тонических шейных и лабиринтного рефлексов не столь высокие и ребёнок ещё не приобрёл патологического стереотипа, легче выработать нормальные реакции выпрямления и равновесия, целенаправленные произвольные движения и таким образом предупредить инвалидность.

         Церебральный паралич формируется у детей, перенёсших внутриутробную гипоксию, асфиксию в родах, родовую травму, иммунологическую несовместимость и т. д. Другими словами, патологическое течение беременности и родов, неврологическая симптоматика после рождения, первые, даже минимальные, признаки отставания возрастного формирования психомоторных функций являются основанием для отнесения ребёнка к группе риска развития церебрального паралича. Таким детям следует проводить тренировку возрастных навыков, не ожидая появления первых угрожающих симптомов и синдромов церебрального паралича. Раннее лечение более эффективно ещё и потому, что мать в процессе ухода за ребёнком становится активным участником формирования его поведенческих реакций. Её следует обучать специальным приёмам ухода за ребёнком с церебральным параличом или риском его возникновения.

         Наряду с тренировкой двигательных навыков необходима стимуляция предречевых, речевых и эмоционально-психических реакций. Если психическое развитие ребёнка нормальное, уже с первых месяцев жизни можно привлечь его внимание к выполнению того или иного задания, т.е. включить в произвольную двигательную активность, а волевые движения оставляют более глубокий след в памяти, чем пассивные.

         Многократное повторение определённых движений самим ребёнком способствует выработке устойчивого двигательного стереотипа. Умение с раннего возраста сохранять активную позу головы, туловища, конечностей, производить целенаправленные движения, в свою очередь, предопределяет своевременное развитие речи и психики и предупреждает вторичную задержку речевого и психического развития.

         Комплексное лечение больных церебральными параличами предусматривает одновременное воздействие на различные функциональные уровни мозга. Одновременно следует тренировать двигательные, психические и речевые функции, социальную адаптацию. По показаниям применяют ортопедические методы коррекции и оперативные вмешательства, физиотерапию, медикаментозные препараты, санаторно-курортное лечение, трудотерапию. У детей с ДЦП нередки различные синдромы и симптомы (судороги, вегетативные расстройства, нарушение зрения и слуха), которые следует учесть при планировании лечебных мероприятий.

         Осложняют работу с детьми, страдающими церебральными параличами, частые острые респираторные инфекции, желудочно-кишечные заболевания. У здоровых, редко болеющих соматическими и инфекционными заболеваниями детей легче вырабатываются и закрепляются возрастные  двигательные и психические навыки. Поэтому сохранность физического здоровья - важный аспект лечения детей с церебральными параличами. Лечение должно проводиться не курсами, а непрерывно в течение многих месяцев и лет до достижения максимальной компенсации дефекта и социальной адаптации, когда ребёнок перестанет завесить от взрослых и сможет активно в жизнь. Успех лечебных мероприятий зависит от совместной работы специалистов различного профиля – педиатров, невропатологов, психиатров, логопедов-дефектологов, воспитателей, педагогов, ортопедов. Эти специалисты должны достигнуть взаимопонимания и преемственности на различных возрастных этапах. Степень компенсаторных возможностей больного церебральным параличом в значительной мере определяется двигательными нарушениями. Чтобы правильно спланировать лечение больного церебральным параличом, необходимо предварительно определить:

  1. Какие показатели моторного развития нарушены (контроль головы,  вставание, сидение, стояние, ходьба, манипуляция рукой и головой), а какие сравнительно нормальные, но отстают от хронологического возраста.
  2. Какому периоду развития соответствуют те или иные статические и локомоторные функции.
  3. Почему ребёнок выполняет одни движения и не может выполнить другие.
  4. Какие элементы движения отсутствуют в каждом навыке и мешают его развитию.
  5. Оказывает ли влияние тоническая рефлекторная активность на позу и движения.
  6. Степень спастичности в покое, при попытке к движению, в каких позах она ярче выражена.
  7. Наличие контрактур и деформаций или их ранних признаков.
  8. Уровень психического и речевого развития, характер сочетанных расстройств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные принципы коррекции моторного развития детей с диагнозом детский церебральный паралич»

Задачи: здоровье и его отличия от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь избегать контактов с больными детьми, уметь быстро поправить своё здоровье – помочь себе самому; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил здорового образа жизни.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите самому себе “я люблю учиться и узнавать новое”.
– Тихо сели.

2. Вступительная беседа. Сообщение темы классного часа.

– Ребята! Сегодня мы будем говорить о самом дорогом богатстве человека – о здоровье. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье граждан страны, особенно о здоровье детей. Родители и – учителя заботятся о том, чтобы вы росли здоровыми и счастливыми. Но, несмотря на все усилия, вы иногда болеете.
– Беречь своё здоровье должен каждый человек.

Наш девиз:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

3. Основная часть.

– Как вы чувствуете себя, когда вы здоровы?
(Хорошее настроение; хочется много играть, бегать; хочется читать, писать, что-нибудь рассказывать.)

– Как вы чувствуете себя, когда болеете?
(Все болит; хочется плакать; не хочется вставать с постели; не хочется есть, пить.)

– Почему болеют люди? Как вы думаете?
(Чаще всего они заражаются от других людей.)

– Послушайте стихотворение Сергея Михалкова “Грипп” .

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь “принесла”.
Кашляет, чихает, слёзы вытирает.
У неё несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура
И глотать её тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться – с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.

На доске: Хвороба – болезнь.

– Как должны поступать больные люди, чтобы не заражать других?
(Вызвать врача на дом. Лежать дома и лечиться до полного выздоровления.)

– По каким признакам мы определяем больного человека?
(Слезятся глаза, насморк, “горят” щёки, человек отвечает невпопад, вялый, общается неохотно. )

– Как вы поступите, если заметите такого человека в школе?
(Сказать учителю.)

– От чего зависит здоровье человека?
(От умения избежать контакта с больным человеком. От умения вести здоровый образ жизни. От умения помочь себе и другим. )

– А теперь, попробуйте дать определение, что такое здоровье?
(Это когда ничего не болит. Когда человек весёлый, радостный, бодрый, энергичный. Когда человек хорошо ест. )

На доске: Вот какое определение дали учёные на форуме Всемирной Организации Здравоохранения в 1949 году : “Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия.”

– Как вы считаете, что очень важно для сохранения вашего здоровья?
(Выполнять режим дня. Делать по утрам зарядку. Есть полезную пищу. Укреплять иммунную систему. Много двигаться. Мыто много раз в день руки. Чистить два раза в день зубы. )

– Ребята, надо постоянно следить за своим здоровьем и как можно дольше оставаться здоровыми, хотя это нелегко!

Наш организм состоит из многих органов. Когда человек болеет, у него болят именно эти органы. Назовите их?
(Сердце, лёгкие, мозг, глаза, уши, печень, почки……..)

4. Физкультминутка.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать.

Игра “Съедобное – несъедобное”.

Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.

Описание упражнения: учитель произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.

Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре “Съедобное – несъедобное”.

Примеры фраз:

Надо трудиться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Делать зарядку
Весело жить
Смеяться
Заниматься спортом
Гулять побольше
Слушать родителей
Одеваться по погоде
Мыть руки

Лениться
Мало двигаться
Ходить зимой без шапки
Грустить
Простужаться
Унывать
Ссориться с друзьями
Есть много сладкого

Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ярцева Светлана Валерьевна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311295


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства