Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Фонетическая ритмика" »
«Фонетическая ритмика»
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования учащихся направлена на создание системы комплексной помощи детям, в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Упражнения, содержащие движение и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
-нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью;
-формирование умений изменять силу и высоту голоса;
-правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях словах, фразах;
-воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
-восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
-умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;
Данная программа предназначена для коррекционно-логопедической работы с группой учащихся возрастом с 7 до 11 лет, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).
Новизна: Использование фонетической ритмики как коррекционной технологии сохранения и укрепления здоровья.
Педагогическая целесообразность:
1.Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи.
2. Восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, в процессе логопедических занятий.
3. Формирования полноценных предпосылок к обучению детей родному языку.
Особенность программы:
Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в условии программы общеобразовательной школы, особенно в усвоении таких важных навыков как письмо и чтение.
Школьники с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи- общее недоразвитие речи. Эти учащиеся требуют от учителя-логопеда особого внимания, так как одним из негативных последствий ОНР (общего недоразвития речи) у учеников является недостаточная сформированность основных предпосылок к обучению.
Фонетическая ритмика включает в себя три компонента:
Эмоциональный
Двигательный
Речевой
Фонетическая ритмика характеризуется тремя основными элементами:
Напряженностью
Интенсивностью
Временем
Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Цель данной программы- коррекция нарушений речевой деятельности через
развитие:
-слуховой, зрительной памяти, внимания;
-оптико- пространственных представлений и навыков;
- статической и динамической координации общих движений;
- тонкой произвольной моторики и мимики лица;
-фонетического слуха
и воспитание:
-чувства ритма и темпа в движении, способности восприятия музыкальных образов, ощущения в движениях и речи ритмической выразительности;
- темпа, ритма дыхания и речи;
Задачи фонетической ритмики:
Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:
развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».
Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.
Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:
нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
различение и воспроизведение ритмов;
выражение эмоций простыми интонационными средствами.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем.
Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.
Основные направления коррекционной работы:
1.Работа над дыханием. Работа над дыханием направлена на нормализацию речевого дыхания, умение управлять своим голосом, выработку правильного, продолжительного выдоха, сохранение плавности речи и интонационной выразительности, условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой). Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. 2.Упражнения по изменению силы голоса. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение. 3.Развитие темпо-ритмических способностей. Особой задачей коррекционной работы является развитие чувства ритма и темпа, развитие чувства ритма; правильное воспроизведение ритмического рисунка слов; является основой для овладения звуко-слоговом составом слов родного языка, интонацией, ударением; использование различных темпов как звуковое средство выразительности собственной речи. Работа над ритмом и темпом неразрывно связаны. Нормализация произносительной стороны речи. В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи: формирование и закрепление произносительных навыков; автоматизация приобретённых навыков; тренировка слухового восприятия. Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких и от широких до локальных. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленнаяречь без движений.
Сроки реализации программы: занятия проводятся с детьми 7-10 лет 2 раза в неделю (68 ч. в учебный год).
Форма работы: малые группы наполняемостью 5 человек.
Рекомендации к проведению занятий:
Занятия проводятся регулярно 2 раза в неделю по 30 минут
Во время занятий дети должны стоять врассыпную, хорошо видеть педагога
Дети выполняют упражнения по подражанию
Каждое движение повторяется сначала группой детей, затем отдельно каждым ребенком
Использование звуков на занятии осуществляется по принципу от простых к сложному
Занятия должны носить игровой характер
Речь педагога должна служить образцом для детей, быть естественной и эмоциональной
Форма контроля: проектная работа в конце обучения / театральное выступление обучаемых .
Формирование универсальных учебных действий в ходе коррекционной работы.
Личностные УУД:формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
Перечень учебно-методического обеспечения программы.
Регулярно обновлять и пополнять методическую копилку методическим
материалом.
Продолжить подборку и систематизацию дидактического материала по лексическим темам.
Использование компьютерных технологий на занятиях.
Продолжить оформления кабинета в соответствии с современными требованиями и программными требованиями.
Следить за методическими новинками и готовить наглядность и другие дидактические материалы в соответствии новых требований.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА:
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Шкафы для пособий – 4 шт.
2. Мольберт для картинок.
3. Стол канцелярский.
4. Стулья – 12 шт.
5. Детские столы – парты – 6 шт.
6. Учебно – методические пособия.
7. Настольные игры, игрушки.
8.Магнитная и разрезная азбука.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Активизация и развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений.
- Коренное совершенствование системы оздоровления на основе реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности работников школы и родителей в укреплении здоровья школьников.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей
- Повышение квалификации работников школьных учреждений.
- Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Учебно-тематический план к программе (всего 68 часов):
№п/п
Название
Всего часов
В том числе теоритических занятий
В том числе практических занятий
1.
Развитие физиологического дыхания
10
1
9
2.
Развитие речевого дыхания
10
1
9
3.
Развитие силы голоса
10
1
9
4.
Развитие ритма движений
8
1
7
5.
Развитие темпа движений,речи
10
1
9
6.
Развитие интонационной выразительности речи
10
1
9
7.
Развитие фонематических процессов (восприятия, слуха, представлений)
10
1
9
Всего часов:
68
7
61
Содержание программы:
Тема1. Развитие физиологического дыхания (10 часов)-теория, практика- выработка диафрагмального дыхания;