Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Полезен и для детей 6-7 лет массовых групп детского сада.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»»
Тема проекта: «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный проект
Участники пректа: дети с ОНР 3 урвня 6-7 лет
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
Сформированность звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);
Сформированность фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.
Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речис целью профилактики дислексии и дисграфии.
Задачи проекта:
. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
.Совершенствовать пространственную ориентировку;
Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..
Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.
Предполагаемый результат проекта:
Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.
Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
Четко дифференцировать звуки родного языка;
Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный 1 год
Ресурсы проекта:
материально-технические ресурсы: - информационно-деловое оснащение проекта; - наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
материал для детской продуктивной деятельнсти;
кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
интернет ресурс.
Планирование и реализация проекта
1 этап Подготовительный
Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.
Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения
Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап Основной
месяц
форма и содержание
цель
Участники
сентябрь
Диагностика уровня развития речи.
Анкетирование родителей
выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
Логпед, воспитатели, родители
октябрь
1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей детей с ОНР»
2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»
1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:
Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»
2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»
3. Посетить праздник букваря в школе.
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Вооружить родителей практическими знаниями .
Преемственность со школой.
Все участники проекта
январь
1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»
«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»
Интерактивная игра « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»
2. День открытых дверей для родителей.
3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии»
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте
Все участники проекта
февраль
1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»
2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки
3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе»
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Закрепление знаний по теме через творческую работу.
Все участники проекта
март
11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.
2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома«Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям»
3. Ритмический рисунок слов и интонационная краска слов .
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии.
Все участники проекта
апрель
1Д/И на Ударение «Магазин»
Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога.
Интонационная выразительность и знаки препинания (игры)
2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы»
3. Викторина (олимпиада) для детей «На пороге школы»
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Преемственность ДОУ и школы
Выявить уровень знаний у детей по теме.
Логпед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов
май
Диагностика детей
Итоговое анкетирование родителей.
Итоги психологической готовности детей к школе.
Презентация проекта.
Размещение материала на сайте ДОУ.
Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.
Распространение опыта по теме.
Логпед, воспитатели, родители, дети, психолог
3 этап Заключительный
Диагностика детей
Итоговое анкетирование родителей.
Итоги психологической готовности детей к школе.
Презентация проекта.
Размещение материала на сайте ДОУ.
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.
Контрольно-диагностический этап.Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.
- Выявление уровня речевого развития детей.
- Анализ результатов работы по реализации проекта.
- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.
- Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».
Заключение.
При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута. Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.
Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.
Литература
1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.