kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Полезен и для  детей 6-7 лет массовых групп детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»»

Тема проекта: «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»


Тип проекта: информационный, практико-ориентированный проект

Участники пректа: дети с ОНР 3 урвня 6-7 лет


Актуальность


Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». 
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Сформированность  звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);

  • Сформированность  фонематических процессов -  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу -  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

  • Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.

                                 

Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.


Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.


Задачи проекта:

  1. . Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

  2. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

  3. .Совершенствовать пространственную ориентировку;

  4. Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..

  5. Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.

  6. Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.

  7. Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.


Предполагаемый результат проекта:


  • Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.

  • Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.

  • Четко дифференцировать звуки родного языка;

  • Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

  • Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.                                                      

  • Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

  • Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

  • Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.


Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный 1 год


Ресурсы проекта:

  • материально-технические ресурсы: - информационно-деловое оснащение проекта; - наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;

  • материал для детской продуктивной деятельнсти;

  • кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;

  • интернет ресурс.


Планирование и реализация проекта


1 этап Подготовительный

  1. Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.

  2. Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
    Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения

  3. Организация работы по созданию условий для реализации проекта.

  4. Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.

  5. Составление перспективного плана мероприятий.


2 этап Основной


месяц

форма и содержание

цель

Участники

сентябрь

Диагностика уровня развития речи.

Анкетирование родителей

выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.


Логпед, воспитатели, родители

октябрь

1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей детей с ОНР»

2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»

3. Чтение худ. Призведения Драгунский В.И. «Заколдованная буква»

4. Д)И на дифференциацию понятий «звук – буква»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте




Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.


Логпед, воспитатели, родители, дети




ноябрь

1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «звук – слов»: «Фонарики», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»

2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»

3. Логоритмика «Весёлые звуки!»

Развивать фонематические представления и чувств ритма.


Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме


Логпед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель


декабрь

1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:

Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»

2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»

3. Посетить праздник букваря в школе.

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.


Вооружить родителей практическими знаниями .

Преемственность со школой.

Все участники проекта

январь

1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»

«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»

Интерактивная игра « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»

2. День открытых дверей для родителей.

3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии»


Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.



Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте



Все участники проекта

февраль

1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»

2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки

3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе»

Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.


Закрепление знаний по теме через творческую работу.

Все участники проекта

март

11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.

2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома«Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям»

3. Ритмический рисунок слов и интонационная краска слов .


Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.

Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии.

Все участники проекта

апрель

1Д/И на Ударение «Магазин»

Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога.

Интонационная выразительность и знаки препинания (игры)

2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы»

3. Викторина (олимпиада) для детей «На пороге школы»


Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.


Преемственность ДОУ и школы


Выявить уровень знаний у детей по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов


май

Диагностика детей

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Презентация проекта.

Размещение материала на сайте ДОУ.



Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.


Распространение опыта по теме.

Логпед, воспитатели, родители, дети, психолог




3 этап Заключительный

Диагностика детей

Итоговое анкетирование родителей.

Итоги психологической готовности детей к школе.

Презентация проекта.

Размещение материала на сайте ДОУ.


Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

- Выявление уровня речевого развития детей.

- Анализ результатов работы по реализации проекта.

- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

- Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».


Заключение.


При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута. Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.

Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.




Литература

1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.

2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.

3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.

4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.

5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.

6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.

7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.

8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.

9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.

10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Автор: Колпакова Елена Владимировна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484455


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства