Дислексия на уроках английского языка. Профилактика и
коррекция дислексии, обусловленной смешением оптически сходных букв.
Авторы: Егорова Наталья Юрьевна, Хамадиева Наталья Александровна
Образовательное учреждение: МАОУ лицей «Синтон». г. Чайковский Пермского края
Предмет: английский язык
Класс: 1- 4 классы
Название материала: Дислексия на уроках английского языка. Профилактика и коррекция дислексии, обусловленной смешением оптически сходных букв.
Задачи: Развивать оптико-пространственные представления. Научить детей сравнивать оптически сходные буквы латинского алфавита b, d, q, p, m, n. w, f, t.Закрепить навык дифференцировать буквы b, d, q, p, m, n. w, f, t в словах. Развивать устойчивость внимания, способности к переключению и запоминанию, формировать наблюдательность, контроль и самооценку, умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.
Оборудование: компьютер, монитор или интерактивная доска.
Форма использования: индивидуальная, групповая, фронтальная
Пояснительная записка
В современных школах учителя часто сталкиваются с проблемами дислексии. В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Различные факторы (генетические, факторы окружающей среды) являются причиной изменений в центральной нервной системе ребенка, которые приводят к определенным дисфункциям. В результате психомоторное развитие ребенка ухудшается, и именно это говорит о том, что ребенок может стать дислектиком. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Обычно такую работу выполняют логопеды, а также учителя, заинтересованные в результате своей работы. Однако на поиски тренировочных упражнений для детей с дислексией и дисграфией (форма дислексии ) уходит огромное количество времени и средств. В данном пособии представлен материал, помогающий ребенку откорректировать ошибки на уровне прочтения и написания буквы и слога и проконтролировать свою работу. Упражнения помогут ребенку научиться соотносить звук и букву, различать звуки, имеющие сходство при звучании, и правильно обозначать их буквами, различать буквы, сходные по написанию. Огромным плюсом данного материала является то, что задания представлены в программе Power Point и оснащены звуковым сопровождением. Это делает обучение более интересным и увлекательным. Содержащийся материал могут использовать на занятиях как для индивидуальной, так и групповой работы логопеды, учителя английского языка. Задания также помогут родителям организовать самостоятельную работу ребенка. Большинство общих симптомов дислексии влияют на успешность обучения на уроках английского языка. Типичные проблемы встречаются в следующих областях английского языка: - алфавит (детям сложно произносить буквы правильно, возникают сложности с использованием словарей); - вокабуляр (слабая память и непоследовательность затрудняет запоминание слов наизусть, также достаточно сложно вспомнить вновь уже выученное слово); - грамматика (трудности в применении хорошо известных правил). Обучая детей – дислектиков, нужно помнить, что они достаточно требовательны к себе. Работая с такими детьми, мы руководствуемся некоторыми общими правилами. Представляем основные из них ниже. Итак, если вы работайте с детьми – дислектиками, вам необходимо:
- составлять индивидуальные задания (что работает на одного, необязательно работает на другого!);
- используйте разнообразие заданий для повторения темы или структуры, чтобы сохранить интерес ребенка;
- найдите способы, чтобы помочь ученикам сконцентрироваться. Изменяйте регулярно виды деятельности и планируйте уроки с короткими перерывами;
- не давайте несколько подобных заданий подряд;
- учите детей быть организованными, дислектики в этом нуждаются;
- сделайте акцент на способностях ученика, и обучайте его исходя из его способностей. Трудности в чтении и письме могут быть компенсированы такими способностями, как высокий IQ или визуальными (техническими умениями);
- давайте точные инструкции и объяснения заданий (краткие и четкие);
- позвольте вашим ученикам учиться на практике. Просите их подготовить карточки с словарными словами, флэшкарты, постеры, и т.д. Как говорит известный британский консультант по изучению возможностей и способностей ребенка Х.Т. Чести: «Если ребенок - дислектик не обучается по вашему методу, изучите тот метод, по которому учится он». Мы надеемся, что учителя английского языка, учителя-логопеды, учителя начальных классов, а также родители детей-дислектиков возьмут что-то для себя полезного из предложенного нами материала, и будут применять на своих занятиях. Успехов вам!