Аннотация: данная статья посвящена рекомендациям по профилактике нарушений чтения и письма, предложен комплекс упражнений, которые отразятся наилучшим образом на письме и общей успеваемости ребёнка в школе. Представлены методические рекомендации учителю по профилактике дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы. Рекомендации адресованы учителям начальной школы, ведущим целенаправленную деятельность по профилактике нарушений письма и чтения младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений чтения и письма.»
Аннотация к методическим рекомендациям
«Профилактика нарушений чтения и письма».
Назарова Райхана Сайфутдиновна.
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ №69
Аннотация: данная статья посвящена рекомендациям по профилактике нарушений чтения и письма, предложен комплекс упражнений, которые отразятся наилучшим образом на письме и общей успеваемости ребёнка в школе. Представлены методические рекомендации учителю по профилактике дислексии и дисграфии у учащихся начальной школы. Рекомендации адресованы учителям начальной школы, ведущим целенаправленную деятельность по профилактике нарушений письма и чтения младших школьников.
Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
И. Н. Садовникова
Рекомендации по организации работы педагогов с детьми, имеющими нарушения письма и чтения
Нарушения чтения и письма (дислексии и дисграфии) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников
Проблема нарушений письменной речи у школьников является актуальной, потому что письменная речь служит основным проводником человека в информационной среде.
Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения) тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи.
Разнообразные расстройства чтения – дислексия, письма - дисграфия. Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.
При нарушении чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер.
При нарушении письма отмечается большое количество разнообразных ошибок; замена, смешение, пропуски букв.
Предпосылки нарушения письменной речи:
Если ребёнок левша.
Если он переученный правша.
Если в семье говорят на двух или более языках.
Наследственный фактор.
Патология беременности, родов.
Детские инфекции, травмы.
Длительные соматические заболевания.
Если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием.
Для овладения навыком письма большую роль играет развитие движений пальцев и кисти руки. На каждом уроке письма я провожу упражнения для развития движения пальцев и кисти рук.
Например:
«Кулачок-ладошка», «Папа, мама, я – дружная семья», «Зайчик-кольцо», «Погладь кошку», «Мы маляры», «Игра на пианино», «Мы писали».
Для развития мелкой моторики руки использую штриховку. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек. При штриховке надо придерживаться следующих правил:
1. штриховать только в заданном направлении;
2. не заходить за контуры рисунков;
3. штриховать, соблюдая одинаковые расстояния между линиями (штрихами).
Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление. В своей работе я использую детские книжки-раскраски, в которых дети раскрашивают рисунки, придерживаясь правил штриховки.
При обучении детей чистописанию использую следующие приемы:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, это и есть основной приём обучения каллиграфическим навыкам письма.
2. Списывание учащимися с готового образца- прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый приём, основанный на том, что обучающиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
Копировальный способ, при котором происходит обведение готового образца. При обведении образца обучающиеся закрепляют правильное движение в хорошем исполнении. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.
В индивидуальной работе для исправления формы отдельных букв может быть проведено такое упражнение. В начале строки точками учитель прописывает две буквы:
Л Л Л
и одну букву прописывает в середине строки. Ученик обводит две буквы, далее пишет буквы сам до написанного в середине строки образца. После этого учитель и ученик рассматривают, как написал буквы ученик, чем они отличаются от образца, что и как надо исправить.
Некоторые дети копируют образцы через прозрачную бумагу - кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения.
1.Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе, водой на доске.
2.Письмо под счёт или в такт счёту.
3.Одним из приёмов запоминания формы буквы является лепка букв из пластилина.
Упражнения на расширения поля зрения:
1. «Числовые и буквенные пирамиды»
Инструкция. «Посмотри в центр первой строки, не отводя взгляд от центра, скажи какие цифры, слоги находятся слева и справа от центра». Постепенно спускаемся вниз, останавливаемся на строке, на которой ребенок затрудняется называть числа или слоги.
10—23 МЫ—ЛО
96———72 МУ———ХА
54————34 РЕ—————КА
68——————86 ВО——————ДА
71———————43 ОЧ———————КИ
2. Словесные лесенки»
НА
КОТ
РУКА
ЗАБОР
СТРОКА
ДЕДУШКА
ТРУДОВОЙ
КОРОЛЕВИЧ
НЕСУРАЗИЦА
Используемые упражнения на развитие внимания помогают удерживать и концентрировать внимание, тренировать распределение и избирательность внимания.
1. Переписать без ошибок строчки.
а) АММДАМА РЕБЕРГЕ ППРООПРОП
2. «Найди спрятанные слова»
бстранаеитранвдомрюджыметтзаборггщшщатмашина
Упражнения на развитие памяти:
«Жили-были звери».
Учащемуся предлагается посмотреть на листок, на котором написаны названия животных. «Представьте себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумай историю, связывающую их между собой». Затем листок переворачивается, ребенка просят воспроизвести названия животных на их местах.
медведь лошадь
тигр
кошка петух
корова заяц
Упражнение на развитие фонематического слуха:
1. «Играем со словами».
Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «Картина» «Флаг» «Стол»
Прочитай слова, называя только вторую половину слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине, абсолютная точность не обязательна.
Картина, замок, кровать, лесная, солома.
2. Воспроизвести предложения, прочитывая только вторую половину слова.
Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. (Г. Скребицкий)
3. Упражнение «Догадайся» (отрывок из текста).
Солн… садит… в тучи. Быстрые ласточ… лета….. низко над земл…. . Голосят по дво…. пету …. . Облака вытягива…. по неб…. длинными туманн….. прядя….. . Это приметы дож… . (По К. Паустовскому)
В работе по профилактике нарушений письма и чтения можно использовать и нетрадиционные технологии. В частности кинезиологические упражнения. Данные упражнения несложны в выполнении, не занимают много времени, но эффективны по своему содержанию, так как позволяют развить и улучшить память, внимание, мелкую моторику учащихся, активизировать познавательные процессы.
Для снятия усталости и напряжения, повышения работоспособности в течение занятия, урока необходимо менять не только вид деятельности, но и позы детей, данные упражнения можно выполнять сидя, за столом, стоя.
Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение «Лезгинка».
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».
Ребенку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу с педагогом, затем по памяти (8–10 повторений). Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками. Педагог предлагает ребенку помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь), произносимыми вслух или про себя.
Упражнение «Ухо-нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Горизонтальная восьмерка».
Научить детей читать и писать - задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.
Нужно проанализировать ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Классификация дисграфических ошибок:
1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия
слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.
2.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи
нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;
нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;
замена слов по звуковому сходству;
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;
пропуски слов в предложении.
3.Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
зеркальное написание букв: с,э,ю;
пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
4.Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии
безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;
правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;
обозначение смягчения согласных;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных.Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.
Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма
Процесс письма связан с устной речью. Если у ребенка нарушено звукопроизношение, т. е. он не произносит какие-то звуки, произносит их неправильно или смешивает, необходимо в первую очередь устранить эти дефекты.
Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».
1. Журналисты
Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.
2. Какое число я задумал?
Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.
3. Я начну, а ты продолжи
Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.
Методические рекомендации учителю
Без постоянной систематической помощи со стороны учителей логопедическая работа по устранению дислексии не может достигнуть хороших и стойких результатов.
Учителя на уроках должны:
Постоянно уделять внимание развитию речи школьников, расширять его словарный запас, следить за правильностью произношения.
Доброжелательно, а не насильно приобщать ребёнка к чтению. Для этого нужно предлагать ему интересующие его книги.
Поощрять успехи, убеждать, что трудность в овладении навыком чтения преодолима.
Использовать предложенные виды упражнений на каждом уроке.
Использованная литература
Особенности нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов. Учитель-логопед Чермных М.И.
Методические рекомендации «Помощь ребёнку с нарушениями процессов чтения и письма». Мазай Е.И., учитель-логопед.