kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация работы и взаимодействие специалистов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к поступающим в первый класс детям на сегодняшний день возросли. Программа обучения, которая должна быть усвоена через чтение и письмо, усложнена и насыщена разнообразным материалом. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения и письма. Практика сотрудничества с учителями начальных классов и школьными учителями-логопедами показывает, что особенно сложно приходится младшим школьникам, которые в дошкольном возрасте посещали группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Овладение письмом является напряженной и не всегда успешной работой, которая часто требует коррекции. Наличие стойких ошибок на письме и при чтении, обусловленных разными причинами, позволяет говорить о дисграфии и дислексии. В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Организация работы и взаимодействие специалистов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11   «Организация работы и взаимодействие специалистов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи» Подготовила и провела: учитель-логопед Онищенко Н.В  г. Новочеркасск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Организация работы и взаимодействие специалистов по профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи»

Подготовила и провела:

учитель-логопед Онищенко Н.В

г. Новочеркасск

Оптические дислексия и дисграфия  - действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что приводит к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма. - наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга. -трудности становления процесса латерализации. Неустановившаяся доминантная роль одного из больших полушарий мозга, приводит к тому, что четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства.

Оптические дислексия и дисграфия

- действия различных вредоносных факторов в пре- и постнатальный период развития плода и ребенка, что приводит к задержке в формировании определенных функциональных систем, участвующих в обеспечении процессов чтения и письма.

- наследственная предрасположенность, в результате которой ребенок наследует качественную незрелость клеток теменно-височно-затылочных и премоторно-лобных отделов коры головного мозга.

-трудности становления процесса латерализации. Неустановившаяся доминантная роль одного из больших полушарий мозга, приводит к тому, что четко не определена ведущая рука, что приводит к нарушению анализа пространства.

И.Н. Садовникова Р.И. Лалаева М.Е. Хватцев

И.Н. Садовникова

Р.И. Лалаева

М.Е. Хватцев

недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза Механизмы оптических нарушений письменной речи  недоразвитие оптико-пространственного восприятия и представлений  недоразвитие зрительно-моторной координации  недоразвитие зрительно-моторной координации недостаточную сформированность зрительного внимания и памяти

недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза

Механизмы оптических нарушений письменной речи

недоразвитие оптико-пространственного восприятия и представлений

недоразвитие зрительно-моторной координации

недоразвитие зрительно-моторной координации

недостаточную сформированность зрительного внимания и памяти

Трудности, по которым можно предположить возникновение оптических сложностей при чтении и на письме : трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга трудности восприятия и дифференциация предметов по внешнему сходству трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции сложности при нахождении различий в изображениях предметов запаздывание сроков становления ориентирова-ния в собственном теле сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений более длительное время овладения навыком обводки, штриховки трудности копирования геометрических фигур, узоров трудности дорисовывания предмета до целого

Трудности, по которым можно предположить возникновение оптических сложностей при чтении и на письме :

трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга

трудности восприятия и дифференциация предметов по внешнему сходству

трудности дифференциации оттеночных цветов и их словесного обозначения

более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов

не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки

трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции

сложности при нахождении различий в изображениях предметов

запаздывание сроков становления ориентирова-ния в собственном теле

сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений

более длительное время овладения навыком обводки, штриховки

трудности копирования геометрических фигур, узоров

трудности дорисовывания предмета до целого

При овладении буквенными обозначениями у дошкольников с нарушениями речи отмечаются: более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком трудности узнавания букв предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных трудности конструирования букв из элементов трудности различения графически верно и не верно изображенных букв

При овладении буквенными обозначениями у дошкольников с нарушениями речи отмечаются:

более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком

трудности узнавания букв предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга

при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы

сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных

трудности конструирования букв из элементов

трудности различения графически верно и не верно изображенных букв

Приоритетное взаимодействие специалистов в системе коррекционно-профилактической работы 2 период- основной 1 период- подготовительный Цель: Формирование основных предпосылок лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма Цель: Автоматизация и дифференциация графически сходного текста воспитатель, педагог-психолог, физинструктор учитель-логопед упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук, развитие графомоторных навыков автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта

Приоритетное взаимодействие специалистов в системе коррекционно-профилактической работы

2 период- основной

1 период- подготовительный

Цель: Формирование основных предпосылок лежащих в основе оптически грамотного чтения и письма

Цель: Автоматизация и дифференциация графически сходного текста

воспитатель, педагог-психолог, физинструктор

учитель-логопед

упражнения для развития зрительного гнозиса, зрительно-моторной памяти и координации, пространственных представлений, тонкокоординированнных движений рук, развитие графомоторных навыков

автоматизации и дифференциации графически сходных букв печатного шрифта

Подготовительный период   Цель: Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов. Направления работы: Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания (педагог –психолог,воспитатель)) Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти (педагог-психолог-воспитатель) Развитие тонкокоординированных движений рук (логопед,воспитатель) Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений(воспитатель, инструктор по физ.культ) Развитие зрительно-моторной координации (инструктор по физ.культуре, воспитат.) Формирование временных ориентировок и представлений (воспитатель)

Подготовительный период

Цель: Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов.

Направления работы:

Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания (педагог –психолог,воспитатель))

Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти (педагог-психолог-воспитатель)

Развитие тонкокоординированных движений рук (логопед,воспитатель)

Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений(воспитатель, инструктор по физ.культ)

Развитие зрительно-моторной координации

(инструктор по физ.культуре, воспитат.)

Формирование временных ориентировок и представлений (воспитатель)

Основной период   Система работы по оптической дисграфии и дислексии при взаимодействии специалистов Цель: Сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.   Этапы работы:   Начинает работу учитель-логопед, воспитатель закрепляет на коррекционных часах и в индивидуально-подгрупповой деятельности. Развитие буквенного гнозиса, анализа и синтеза Дифференциация смешиваемых звуков(букв) Автоматизация смешиваемых звуков (букв)

Основной период

Система работы по оптической дисграфии и дислексии при взаимодействии специалистов

Цель: Сформировать у детей обобщенный образ буквы и автоматизировать данный навык на различном графическом материале.

Этапы работы:

Начинает работу учитель-логопед, воспитатель закрепляет на коррекционных часах и в индивидуально-подгрупповой деятельности.

Развитие буквенного гнозиса, анализа и синтеза

Дифференциация смешиваемых звуков(букв)

Автоматизация смешиваемых звуков (букв)

Направления работы: Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений Формирование навыка узнавания букв, Формирование навыка узнавания букв,  написанных стилизованно начертанных разными шрифтами Формирование навыка нахождения букв Формирование навыка узнавания пунктирно  изображенных букв в сюжетных изображениях Формирование навыка узнавания букв в  условиях графического зашумления Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов Формирование навыка узнавания недописанных  букв Формирование навыка узнавания букв в условиях наложения Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв

Направления работы:

Формирование навыка нахождения букв среди не буквенных изображений

Формирование навыка узнавания букв,

Формирование навыка узнавания букв,

написанных стилизованно

начертанных разными шрифтами

Формирование навыка нахождения букв

Формирование навыка узнавания пунктирно

изображенных букв

в сюжетных изображениях

Формирование навыка узнавания букв в

условиях графического зашумления

Формирование навыка узнавания букв перевернутых в пространстве

Формирование навыка узнавания букв, спрятанных в изображениях предметов

Формирование навыка узнавания недописанных

букв

Формирование навыка узнавания букв в условиях

наложения

Формирование навыка дифференциации оптически сходных букв

Формирование навыка конструирования и реконструирования букв из элементов

Формирование навыка узнавания правильно и неправильно написанных букв

Нахождение букв среди не буквенных изображений   Узнавание букв написанных стилизованно

Нахождение букв среди не буквенных изображений

Узнавание букв написанных стилизованно

УЗНАВАНИЕ БУКВ НАЧЕРТАННЫХ РАЗНЫМИ ШРИФТАМИ   ЧТЕНИЕ СЛОВ СОСТОЯЩИХ ИЗ БУКВ ИЗОБРАЖЕННЫХ СТИЛИЗОВАННО И РАЗНЫМИ ШРИФТАМИ

УЗНАВАНИЕ БУКВ НАЧЕРТАННЫХ РАЗНЫМИ ШРИФТАМИ

ЧТЕНИЕ СЛОВ СОСТОЯЩИХ ИЗ БУКВ ИЗОБРАЖЕННЫХ СТИЛИЗОВАННО И РАЗНЫМИ ШРИФТАМИ

НАХОЖДЕНИЕ БУКВ  В СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ   УЗНАВАНИЕ  ПУНКТИРНО ИЗОБРАЖЕННЫХ БУКВ

НАХОЖДЕНИЕ БУКВ В СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ

УЗНАВАНИЕ ПУНКТИРНО ИЗОБРАЖЕННЫХ БУКВ

УЗНАВАНИЕ БУКВ  В УСЛОВИЯХ ГРАФИЧЕСКОГО ЗАШУМЛЕНИЯ    УЗНАВАНИЕ БУКВ  ПЕРЕВЕРНУТЫХ  В ПРОСТРАНСТВЕ

УЗНАВАНИЕ БУКВ В УСЛОВИЯХ ГРАФИЧЕСКОГО ЗАШУМЛЕНИЯ

УЗНАВАНИЕ БУКВ ПЕРЕВЕРНУТЫХ В ПРОСТРАНСТВЕ

УЗНАВАНИЕ БУКВ СПРЯТАННЫХ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ ПРЕДМЕТАХ   УЗНАВАНИЕ БУКВ  В УСЛОВИЯХ НАЛОЖЕНИЯ

УЗНАВАНИЕ БУКВ СПРЯТАННЫХ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ ПРЕДМЕТАХ

УЗНАВАНИЕ БУКВ В УСЛОВИЯХ НАЛОЖЕНИЯ

УЗНАВАНИЕ  НЕДОПИСАННЫХ БУКВ    КОНСТРУИРОВАНИЕ И РЕКОНСТРУИРОВАНИЕ  БУКВ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ

УЗНАВАНИЕ НЕДОПИСАННЫХ БУКВ

КОНСТРУИРОВАНИЕ И РЕКОНСТРУИРОВАНИЕ БУКВ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОПТИЧЕСКИ СХОДНЫХ БУКВ   УЗНАВАНИЕ ПРАВИЛЬНО И НЕПРАВИЛЬНО  НАПИСАННЫХ БУКВ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОПТИЧЕСКИ СХОДНЫХ БУКВ

УЗНАВАНИЕ ПРАВИЛЬНО И НЕПРАВИЛЬНО

НАПИСАННЫХ БУКВ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Онищенко Наталья Владимировна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292643


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства