Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста
Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста
С приходом в школу к речи детей предъявляются повышенные требования. Отставания или нарушения речевого развития выявляются уже на первых этапах обучения чтению и письму. Данные отклонения мешают процессу обучения, поэтому должна осуществляться работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.И для предупреждения нарушений чтения и письма должна проводиться работа по развитию всех сторон речи и психических процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста»
МОУ «Красненская средняяобщеобразовательная школаим. М.И. Светличной» учитель-логопед Попова О.С. Профилактика нарушения чтения у детей младшего школьного возраста
Профилактика нарушений чтения должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, и других категорий детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Работа над звукопроизношением
Для предупреждения нарушений письма и чтения необходима работа над звукопроизношением. Правильное развитие звукопроизношением: правильная и отчетливая речь взрослых, сверстников; необходимо выполнять артикуляционные гимнастики; рассказывать и разучивать различные стихотворения, чистоговорки, считалки и т. д. Выполнять упражнения, предлагаемые логопедом. Формирование правильного произношения ребенка к усвоению произношения звука подготавливает ребенка к усвоению соответствующей буквы. С другой стороны, овладение буквой обеспечивает новую, графическую опору для закрепления звука в речи.
Работа над лексико-грамматической стороной речи
Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение значения слова.
Примерные задания: назвать, одним словом все предметы; придумать второе слово в паре по аналогии: яблоко- фрукты, свекла-… ;найти лишнюю картинку; разложить картинки на 2 группы; отгадать загадки; подбор существительных к глаголу, прилагательных к существительному и т. д.
Работа по развитию фонематического слуха и восприятия
Фонематический слух - это умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая степень - фонематическое восприятие -способность ребенка устанавливать какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.
Несформированность фонематического слуха и восприятия приводит к смешению и замене на письме. Поэтому нужно работать над фонематическим слухом и фонематическим восприятием: "Доскажи словечко""Поймай нужный звук хлопком." (Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове - мгновенно хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .); "Повторение за взрослым чистоговорок";"Что мы слышим за окном?" (Повторить несловесные звуки: гудение пылесоса, щебет птиц, рев двигателя машины . . .).
Работа над слоговой структурой слова
При подготовке ребенка к школе нужно поработать над слоговой структурой слова, т.е. определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в слове. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить пропуски гласных звуков на письме.
Можно предложить задания: определить количество слогов в слове; разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества слогов; выделить первый слог из названия картинок, записать его, прочитать, что получилось ([ма]трешка, [ма]лина, [мы]ло, [ла]сточка, [ра]ма, [му]ха - Мама мыла раму.);
Звуко-буквенный анализ и синтез
Начинать необходимо в дошкольном возрасте. Он поможет детям соотносить звук и букву, определять количество звуков в слове, классифицировать их. Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза: С опорой на вспомогательные средства (заполнить схему фишками); В речевом плане (слово называется , определяются 1,2,3 и т.д. звуки, уточняя их количество). В умственном плане: придумать слова с3,4,5 звуками; отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков; разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Развитие физических качеств мелкой и общей моторики
Одним из необходимых условий по развитию правильного чтения и красивого письма является развитие мелкой моторики (ручной моторики).Ее развитие имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки к овладению письмом. Рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности конструирование из кубиков домов, башен (по образцу, по памяти, произвольно); раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков конструктора).
Обучение в школе потребует от ребенка не только развитие мелкой моторики, но и общей (движение рук, положение тела при письме, чтении). А также важно развитие физических качеств ( игры на выносливость, на развитие мышечной силы, быстроты и т.д.).
Работа над анализом и синтезом предложения
Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания: придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов; придумать предложение с определённым количеством слов; увеличить количество слов в предложении и т.д.
Развитие связной речи
Важным показателем развития связной речи является сформированность диалогической речи. В процессе работы по формированию речи ребёнок должен научиться слушать и понимать вопросы, сам задавать вопросы, правильно выражать свои мысли. Можно предлагать такие задания: составление рассказа по картинке, пересказ, чтение текста и ответы на вопросы по нему, определение слов в тексте, которые помогают связывать предложения друг с другом и. т. д.
Развитие психических процессов и произвольность
Для предупреждения у детей нарушения чтения также необходимо развитие психических процессов, таких как: восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Необходимо развивать их произвольность.
Для развития психических процессов можно проводить наблюдения за природой и её разнообразными явлениями, различные логические задания, в которых развивается мышление, задания на внимание ("Найди 10 отличий"); "У тебя 1 брат и 1 сестра. Сколько у каждого из вас братьев и сестер?"; "Определить у человека, сидящего напротив, где левая (правая) рука и т.д.
Проводя работу по таким направлениям, используя различные приемы, можно избежать нарушения письма и чтения у детей.
Зрительное внимание и пространственные представления
С целью развития зрительного представления о предметах: восприятия, узнавания цвета, формы и величины, рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов; запоминание и отбор картинок среди других (также с буквами, цифрами, фигурами);
Проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определение сходства и различия букв: Найти фигуру, букву в ряду сходных; срисовать по образцу фигуру или букву; определить различие сходных букв.