Просмотр содержимого документа
«"Применение компьютерных технологий на логопедических занятия"»
Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях
В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь школьника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь.
А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".
В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр. Эти эффекты были проверены для разных возрастов, как на испытуемых, не имеющих проблем развития, так и на испытуемых с ДЦП и с минимальными мозговыми дисфункциями. В этих экспериментах использовались простые игры на реакцию и головоломки, эффекты же современных развлекательных игр определить здесь значительно сложнее из-за большого их разброса, как по содержанию, так и по действиям играющего.
Но в то же время А.Г.Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: "...условность мира игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях. Пока не сформировался Образ Реального Мира, как интегративная основа элементарного здравого смысла, воздействие условных игр может оказаться в случае впечатлительного ребенка до определенной степени "шизофренизирующим"..." А.Г.Шмелев так же отмечает возможность аутизации, вызванной увлечением компьютерной игрой у ребенка.
Наша задача - не только научить ребенка грамотно обращаться с компьютером, видеть в нем помощника в исследовании окружающего мира, но и помочь родителям и педагогам разобраться в многообразии компьютерных игр, появившихся на компьютерном рынке и дать рекомендации по использованию компьютерных игр в домашних условиях и на занятиях для коррекции нарушенных функций.
В процессе работы с использованием компьютерных игр в индивидуальных занятиях и начав вводить мультимедийные проекты в интегрированные и индивидуальные занятия с детьми, мы пришли к выводу о том, что применение компьютерных программ позволяет:
Повысить эффективность коррекционного обучения
Ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи
Снизить риск социальной дезадаптации дошкольников и младших школьников
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях было повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности логопедической работы по коррекциинарушений речи и общего развития аномальных детей.
Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях, мы решали следующие задачи:
Формирование психологической готовности к обучению в школе
Формирование способности принимать решения
Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности
Формирование мотивационной готовности к деятельности
Развитие волевых качеств
Развитие произвольной моторики пальцев рук
Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия мы учитывали следующие правила:
Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут
Игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе)
Периодичность - 2 раза в неделю
Индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях
Противопоказания - эпилепсия
Особое условие - согласие родителей на индивидуальные занятия.
Таким образом, логопедическое занятие с использованием компьютера носит комплексный характер и имеет следующую структуру:
Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:
Индивидуальные логопедические занятия
Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)
Интегрированные занятия (мультимедийные проекты)
Особое внимание необходимо уделить подбору компьютерных игр для занятий. Не секрет, что современный рынок компьютерных игр наполнен продукцией разного качества. Есть очень полезные, интересные развивающие игры, а есть, так называемые, "бродилки" и "стрелялки", прививающие детям жестокость. Мы остановили свой выбор на обучающих играх. Это программы, преподносящие в игровой форме конкретный учебный материал.
При подборе игр мы учитывали требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
Программа должна иметь указание на возраст ребенка
Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными малышу
Программа должна быть на русском языке
Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
Задания - интересные, понятные малышу, простые для выполнения
Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
Программа должна развивать малыша, давать ему знания , обучать навыкам в незатейливой игровой форме
Компьютерные технологии можно использовать в разных видах работы с детьми, при проведении не только логопедических, но и других видов занятий разными педагогами (воспитателями, психологами, дефектологами).