План - конспект логопедического занятия по теме «Буквы Е – Ё»
План - конспект логопедического занятия по теме «Буквы Е – Ё»
Раскрыть понятие о двойной роли букв Е,Ё, показать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План - конспект логопедического занятия по теме «Буквы Е – Ё»»
План - конспект логопедического занятия по теме
«Буквы Е – Ё»
Цель: раскрыть понятие о двойной роли букв Е,Ё, показать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- ознакомление детей с буквой Ё и Е, их составляющими элементами и их расположением;
- развитие навыка буквенного анализа слов;
- развитие умения отвечать на вопросы полным ответом;
- предупреждение нарушений чтения и письма.
2. Коррекционные - развивающие:
- развитие мышления, внимания и памяти;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
- активизация и обогащение словарного запаса учащихся по лексической теме "Кустарники. Деревья";
- развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;
- воспитание умения слушать педагога;
- формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование:демонстрационный материал: картинки - отгадки, буквы на магнитах (для темы урока), образцы правописания букв Ее, Ёё.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед (далее Л): Давайте вспомним, правила речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим!
Паузы мы соблюдаем!
Звук ударный выделяем.
Л: Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Скажите
- Что такое буквы и что такое звуки? (Ответы детей).
- Какие звуки существуют в русском языке? (Ответы детей).
- Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки?
Л: Молодцы! Вы правильно сказали, Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
2.Сообщение темы урока.
Л: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами Ё и Е и их звуками.
3.Артикуляционная гимнастика.
Жил-был язычок, спал в своей кроватке, проснулся, потянулся и начал делать зарядку. Лёг он блинчиком, чашечкой, трубочкой, иголочкой.
Потом проголодался и начал лакать молоко.
Посмотрел какая погода
вниз-лужи
вверх-тучи
Стало темнеть, он нагулялся и поехал домой, а за ним побежал ёжик
4.Знакомство с буквами
Л: Сейчас я вам прочитаю стихотворение про наши буквы, а вы внимательно послушайте и потом постараемся ответить на вопросы.
Вздыхает, плачет буква Ё, Украли точки у неё. В журналах, книгах и газетах Не встретишь больше букву эту. Зато довольна буква Е. Она встречается везде. А между тем без буквы Ё Мир жить не может! Ё-моё! Представьте. Под зелёной Ёлкой Льют слёзы Ежик с перепёлкой. Матрёна, Пётр и Семён Теперь остались без имён. Орёл не смог начать полёт, Ему мешает самолёт. На съёмке режиссёр с гримёром Не могут справиться с актёром. Преодолев крутой подъём, Осёл свалился в водоём. Напрасно мёд мы ждём от пчёл, На пасеку хорёк пришёл. Даёшь народу букву Ё! Ведь без неё нам не житьё! А в нашем русском алфавите Такая буква есть! Учтите!
Л: Скажите, какую роль у нас выполняют буквы е и ё и можем ли мы всё таки жить хотя бы без одной этой буквы?
1)Знакомство с буквой «ё»
Л: Чтобы нам проще было познакомиться с буквами к нам на занятие кое кто пришёл, угадайте кто это?
Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках – это…(ёжик).
Л: Какую буквы мы будем писать первой в слове ёжик? (Устные ответы детей).
Л: Ежи питаются насекомыми, червями и лягушками, ловят мышей и даже ящериц, змей. Едят они и ягоды и плоды.
-Давайте теперь познакомиммся поближе с буквой «ё». посмотрите на доску.
Письмо в тетради буквы «ё».
2)Знакомство с буквой «е»
Л: А вы знаете что ёжик пришёл к нам не один, а вот с кем, мы с вами сейчас и узнаем. Послушайте внимательно загадку:
Ценный мех, пушной зверёк, На хвосте его колечки. Из еды, что приберёг, Всё полощет хищник в речке. (Енот)
Л: Скажите, кто-нибудь из вас видел енотов? (Устные ответы детей).
Л: Ну вот сейчас на него и посмотрим. Кто знает, чем питаются еноты?
Л: Еноты роются в грунте, отыскивая насекомых и червей, ловят мелких ящериц. В рацион енотов входит и растительная пища: всевозможные плоды, трава, листья, побеги, древесная кора. Может енот наведаться и в курятник – полакомиться куриными яйцами. Питаются еноты также раками, моллюсками и рыбой.Скажите, а какую буквы мы будем писать первой в слове енот?(Букву «Е».)
Л: Давайте теперь познакомимся поближе с буквой «е».
Письмо в тетради буквы «е».
5.Физминутка
-Вставайте. Я буду вам читать стихотворение, а вы попробуйте изобразить в действии то, что я буду вам читать.
Ёжик серенький бежит. Видит палочка лежит. Ёж нагнулся, палку взял Да и дальше побежал. Вот болото, а по ней Ёжик с палочкой своей. Прыг – скок, прыг – скок Перебрался на песок. Дальше ёжик наш бежит. Птенчик жалобно пищит. Ёжик птенчика берёт И в гнездо его кладёт. Лапкой птичкам помахал И домою побежал.
— Отдохнули? Садитесь.
6.Скороговорка
Л: Посмотрите внимательно на доску, у нас записана скороговорка, давайте я вам ее прочитаю.
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту ёж:
- Ты мне спинку не потpёшь?
Л: Давайте сейчас повторим её все вместе хором.
Л:В каких словах встретилась буква "Ё", буква "Е"?
Дети: ёжик, енот, шея, в бане, на брюшке, мне, не потрёшь.
7.Замена букв е-ё в слове в единственном и множественном числе.
Слово «ёж» выкладываем из букв.
Рядом во множественном числе слово «ежи».
Далее анализ слов…
8.Работа по лексической теме.
- Хорошо ли вы знаете что такое деревья?
1)Беседа.
«Деревья – это растения. Они растут на земле. Растут деревья много лет. Поэтому их называют многолетние растения.
Чтобы хорошо расти, дереву необходимо пить воду. Оно берет ее из земли с помощью корней.
Чтоб прочно держаться на земле и не сломаться от ветра – у дерева есть твердый ствол.
От ствола отходят ветви или ветки. От больших веток идут маленькие веточки. На веточках растутлистья.
Листья и ветви образуют крону.
2)Упражнение 4-й лишний.
На прогулку в лес ходили,
И внимательными были.
Вот у дороги березы растут,
А рядом ромашки, белея, цветут.
Осинки в сторонке листвою дрожат.
Дубы горделивые рядом стоят.
Все замечали и все узнавали,
Но лишнее что – то сейчас мы назвали!
3) Отличия деревьев и кустарников.
- Давайте скажем, чем отличаются деревья от кустарников. высокие – низкие один ствол – много стволов ветви толстые – ветки тонкие кора толстая – кора тонкая