Цели: Практические упражнения в различении артикуляционного рисунка звуков Б-д, дифференциация начертания букв б-д, развитие зрительного, слухового восприятия, зрительной, слуховой памяти.
Оборудование:Рисунки с изображением белки и дятла, карточки с печатными и письменными буквами б,д; таблицы слогов, цветовые фоны, изображения с изображением мудры.
Показ второй предметной картинки; выделение начального звука [д] .
Уточнение его артикуляции ( согласный звонкий, взрывной, преграда-кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д- Десны).
Сопоставление звуков по артикуляции.
Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.
Разное: место преграды- Б-гуБы, Д-Десны.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.
Соотнесение буквы д с очертаниями дятла ( когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз- упирается в ствол). Буква д вписывается в силуэт дятла.
-звук [д] – язык упирается в Десны, буква д- хвост дятла (вниз).
Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).
ба-да, бо-до, бу-ду,бы-ды.
ада-аба, ода-оба, уда-уба,абы-ады.
Поэлементная запись букв с проговариванием.
Выборочный диктант слогов:
- диктовка серии
- отраженное проговаривание хором
-запись серии.
4) По окончании диктанта- проверка хоровым чтением.
5) На доске записаны слова с пропущенными буквами:
-елил -ал про-ел
Логопед: - Сколько слов записано на доске? Прочтите их , вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шесть слов?
С каждым словом составляются предложения. Ученики записывают в тетрадь пары слов, выделив буквы б, д.
ФИЗМИНУТКА
( любая физминутка с музыкальным сопровождением проецируется на экран)
6) Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки (10-12 картинок).
Записать слова или сделать графическую запись. Проверить с доски.
7) Расставить картинки в 2 ряда по наличию звуков [б]- [д] .
8) Запись слов под диктовку в 2 столбца- по наличию звуков [б]- [д]: